СЕВАСТОПОЛЬ. В город возвращается список образа Пресвятой Богородицы «Казанская»
В город Севастополь возвращается список образа Пресвятой Богородицы «Казанская». Икона была написана около 1855 года и предназначалась для отправки в действующую армию, обороняющую Севастополь. Образ находился в городе до 1920 года, его дальнейшая судьба оставалась неизвестной. В 2006 году совершилось обретение Севастопольского списка чудотворного образа Божией Матери «Казанская» в частной московской коллекции Виктора Бондаренко.
16 ноября 2014 года святыня возвращается в г. Севастополь.
План мероприятий, приуроченных ко встрече Севастопольского списка образа Пресвятой Богородицы «Казанская» и годовщине Русского Исхода (1920г.)
16 ноября 2014 года, г. Севастополь
08.30 – начало Божественной литургии. Богослужение возглавит митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.
10.30 — встреча иконы у Свято-Владимирского собора в Херсонесе. Краткий молебен перед иконой. Подход к прессе. Переезд иконы к Владимирскому собору – усыпальнице адмиралов.
13.00 – встреча иконы у Владимирского собора – усыпальницы адмиралов. Начало традиционного крестного хода в годовщину Русского Исхода (1920г.) с иконой Божией Матери «Казанская».
13.30 – лития на Графской пристани.
Историческая справка о состоянии гарнизона Севастополя в августе 1855 г.
Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери.
Москва. Около1855 г.
Дерево, темпера, масло.
Обретение Севастопольского списка чудотворного образа Казанской Божией Матери в частной московской коллекции Виктора Бондаренко совершилось в 2006 году.
Как известно, сама Казанская икона, которая вот уже четыре столетия является «державной Заступницей» России, была похищена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Эта святыня запечатлена на черно-белой фотографии.
Севастопольский список Богородичной иконы является единственным, сделанным после поновления Казанского образа баронессой П. И. Строгановой в 1754 году.
На нижнем поле образа имеются две надписи, точно воспроизводящие текст с чудотворного подлинника.
Первая: «7195 сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин», то есть царский иконописец Михаил Малютин, ученик великого Симона Ушакова, поновлял икону в 1687 году.
Вторая: «а сего 1754 года – паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова».
На оборотной стороне иконы приведен следующий текст:
«Сия святая Икона Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы (именуемой Казанскою) подлинная копия съ Иконы, находящейся въ Московском Казанском Соборе. По окроплении Ея святою водою на престоле домовой Церкви Московского Митрополита и по изнесении Ея среди Храма, освящена молебнымъ пениемъ самимъ Высокопреосвященнейшим Филаретомъ митрополитомъ Московскимъ Августа 3 дня 1855 года, для отправления въ городъ Севастополь храбрымъ воинамъ Российскимъ».
В кровопролитной Крымской (Восточной) войне в помощь русскому воинству жертвовались православные святыни. Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий в 1855 году произнес «Слово защитникам Севастополя при вручении им святых икон, присланных в благословение из разных мест России». Одной из наиболее почитаемых являлась Казанская, перед которой в своей домовой церкви молился за сражавшихся соотечественников святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский.
Вспомним дату, указанную на образе: 3 августа 1855 года. Надо сказать, что август – последний месяц 349-дневной героической обороны Севастополя, изобиловал событиями на театре войны. Тогда гарнизон Севастополя состоял из 48 тысяч человек: 29 тысяч военных под командованием генерал-лейтенанта С. А. Хрулева находились на Корабельной стороне города, и 19 тысяч – на Городской, под водительством генерал-лейтенанта К. Р. Семякина.
4 августа, на следующий день после освящения Севастопольского списка святителем Филаретом, произошло Чернореченское сражение с целью снятия осады города. Для атаки было выделено 58 тысяч человек и 272 орудия. Противник имел около 60 тысяч человек. Русские, атаковав позиции неприятеля на Гасфортовой горе и Федюхиных высотах, вынуждены были отступить, потеряв свыше 8 тысяч человек убитыми и ранеными. Эта битва ускорила подготовку противника к началу последнего штурма Севастополя 27 августа.
После двух сокрушительных августовских бомбардировок, разрушивших город и его оборонительные укрепления, противник 27 августа предпринял второй штурм Севастополя, во время которого французские передовые траншеи находились в40 метрахот 2-го бастиона и в25 метрахот рва Малахова кургана. Против укреплений Корабельной стороны было брошено 26 300 солдат генерала Боске, в то время как на Корабельной стороне в распоряжении Хрулева находилось 23 300 человек, однако большая часть войск была отведена на вторую линию обороны. Таким образом, на бастионах Корабельной стороны оставалось 3 000 – 4 000 человек.
Внезапной атакой противника русские войска были отброшены на 2-ю линию обороны, но контратакой резервов положение всюду было восстановлено, кроме Малахова кургана. По приказу командующего армией князя М. Д. Горчакова Южная сторона была оставлена защитниками города.
28 августа войска Севастопольского гарнизона заняли оборону на Северной стороне. Оборона города закончилась 27 августа (8 сентября) 1855 года, но военные действия в Крыму продолжались до заключения перемирия 17 (29) февраля 1856 года.
В сентябре 1855 года русская армия в Крыму насчитывала 150 тысяч человек, из которых 115 тысяч находились на Северной стороне и в окрестностях Севастополя – по линии, идущей вдоль северного берега Севастопольской бухты, через Инкерманские и Мекензиевы высоты к истокам Бельбека.
Русские войска оставались на Северной стороне до заключения Парижского мирного договора 18 марта 1856 года.
Казанская икона Божией Матери, написанная по благословению Первосвятителя Филарета, могла быть доставлена в Севастополь к середине августа 1855 года и перенесена отступающими войсками на Северную сторону. Там она, скорее всего, находилась в Петропавловской церкви, ставшей преемницей разрушенного в 1954 году госпитального храма на Корабельной стороне.
В 1857 году, после окончания Крымской войны, образ Богоматери поместили в главный гарнизонный храм во имя святого архистратига Михаила. Здесь на литургиях молились великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, отпевали адмиралов В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова, после кончины Николая I войска присягали на верность Александру II.
2 августа 1855 года Михайловская церковь была разрушена прямым попаданием бомбы. Однако в 1857 году ее здание удалось полностью восстановить благодаря попечению купца Ивана Красильникова.
Видимо, Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери перенесли в Свято-Владимирский собор – усыпальницу адмиралов сразу после его освящения епископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом (Муратовским) 5 октября 1888 года.
Подтверждением тому служит хранящаяся в Севастопольском военно-историческом музее Черноморского флота РФ литография, на которой изображен эскиз киота с надписью: «От семьи морской». История этого эскиза следующая.
В 1891 году жены моряков Черноморского флота приняли решение преподнести поздравительный Адрес в честь 25-летия супружеской жизни Их Императорских Величеств, для чего был объявлен сбор денег. Неизрасходованные 333 рубля решили использовать на «сооружение иконы Казанской Божьей матери» для Свято-Владимирского собора на Городском холме. Однако денег на изготовление киота не хватило, поэтому Комитет жен объявил о добровольной подписке на устройство «в храме Святого Владимира теплого приюта с иконой, пред которой каждый член обширной морской семьи мог искренне возносить горячие молитвы о дорогих плавающих в случае нужды, горя, испытаний, так часто встречающихся в тяжелой жизни моряков, а также в радостные минуты счастья».
Эскиз киота заказали известному петербургскому архитектору академику А. М. Кочетову, по проекту которого возведено в Севастополе здание Музея Севастопольской обороны (ныне – Музей Черноморского флота РФ). Александр Мстиславович за свои средства установил киот для Севастопольского списка Казанской иконы Божией Матери в Свято-Владимирском соборе – усыпальнице адмиралов.
К счастью Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери сохранен Господом для потомков. И 16 ноября 2014 года Фонд Всехвального апостола Андрея Первозванного передает на временное хранение в Севастопольское благочиние эту важнейшую святыню отечественного воинства – икону-реликвию героической обороны Севастополя 1854-1855 годов, свидетельство неусыпной молитвенной помощи Русской Православной Церкви защитникам города.
О. Г. Ковалик,
член Союза писателей России
В подготовке Исторической справки принимали участие:
зам. начальника по науке Севастопольского военно-исторического музея Черноморского флота РФ З. П. Богоявленская;
зав. отделом Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя С. П. Гюнерфаут;
ст. научный сотрудник Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя Е. Н. Гавришева
К 900-летию со дня преставления преподобного Нестора Летописца