СЛАВЯНСК. Хлеб, политика и воля Божия
О чём сегодня спрашивают священника люди Донбасса? Какие ответы получают? Когда нужно слушаться священника — а когда полагаться на свой опыт? С этими вопросами мы обратились к протоиерею Николаю Фоменко, благочинному г. Славянск.
— Отец Николай, с какими вопросами сейчас наиболее часто обращаются к священнику?
— У нас в городе сейчас войны уже нет — скорее, послевоенный синдром. Церковь и общество всегда были тесно взаимосвязаны, особенно в трудные времена. Сегодняшнее время — особое время. К нам действительно постоянно обращаются люди с самыми разными вопросами.
Самый злободневный вопрос, когда люди встречаются со священником, — «Батюшка, когда же это всё кончится?» Конечно, люди устали от ожидания разрешения этого вопроса и ищут ответа у нас. К сожалению, однозначно ответить в данном случае невозможно. Обычно мы отвечаем, что всё, что попущено Богом, попущено грехов ради и будет прекращено, когда мы начнём исправлять свою жизнь.
Но у людей и другая масса вопросов. Сейчас у многих появились большие неприятности в семьях из-за разницы в политических взглядах. Возникли серьёзные конфликты с соседями, знакомыми, друзьями. Люди ссорятся, распадаются семьи. Они не понимают, что утешают только нечистую силу.
Однажды ко мне пришла женщина и с пафосом сказала, что не будет разговаривать со своим кумом, который придерживается противоположных политических взглядов. Я ей ответил: не дай Бог прервётся наша жизнь, и что вы Богу скажете, если в такой ссоре покинете её? И что Он скажет? Во имя чего это всё?
К счастью, она всё поняла и тут же поспешила к своему куму — с радостным, светлым лицом побежала мириться. Я запомню это преображение на всю свою жизнь.
Многие люди приходят с «материальными» просьбами, чтобы им помогли выжить в нынешних сложных условиях. В этом плане Церковь всегда была и будет с народом. У меня был один случай, который тронул до глубины души. Однажды пришла старенькая бабушка и попросила полбуханки хлеба. Я видел, как она, идя в храм, вынимала из сумочки пирожок, откусывала от него и клала обратно. Она увидела, что я это заметил, и сказала: «Я этот пирожок растягиваю на длительное время». Я попросил дать ей целую буханку хлеба, что-то ещё из еды. И когда ей это вынесли, она сказала: «Ой, нет, я просила полбуханки! Если вы мне целую дадите — кому-то другому не хватит».
Что сказать? — Вчера (я говорю образно) такого ещё не было. Люди стали намного сердобольнее, друг о друге стали больше заботиться. Меньше стало эгоизма. Но не у всех. Некоторые, используя нынешнюю непростую ситуацию, начинают злоупотреблять ей. Но сейчас не хотелось бы останавливаться на этом.
Многие приходят за советом: батюшка, посоветуйте, уехать нам или же остаться здесь; покупать нам что-либо или нет, ведь мы не знаем, что завтра будет. Эти вопросы, я считаю, бытовые, они должны решать на уровне своей семьи. Приказать остаться или посоветовать убегать? Что советовать? Эти вопросы неподвластны духовному лицу, их человек должен решать лично, со своей точки зрения. Хотя, на мой взгляд, всегда лучше всего оставаться на месте. И самое главное — оставаться собой, только стремиться к лучшему. А происходящее нужно анализировать и делать выводы.
Самые больные вопросы — когда люди разрушают семьи. Муж перестал понимать жену, жена мужа, родственники перестали общаться… Даже телефонные разговоры стали очень жёсткими. Этому радуется нечистый дух. Ему этого и надо. Он разрушает. А Бог — созидает. И мы, как можем, должны удерживать людей от этой злобы. Я часто предлагаю людям вспомнить их юные годы, как они были влюблёнными. Тогда весь мир был прекрасен, все были хорошие. А сегодня мы всех хотим винить, всё нам не так. И ведь в довоенное время нам тоже всё было не так! Всё познаётся в сравнении, и сегодня кажется: как же хорошо нам было тогда! И оказывается, что всё было — но не было мира в душе, не было покоя. И вот к этому миру, к этому покою Церковь всегда призывала в лице своих служителей. Призывала, чтобы люди стяжали мир в душах своих.
Я надеюсь и верю, что Бог пошлёт мир, каждому из нас его подарит. Нужно, чтобы мы могли его воспринять, чтобы наши души были очищены и подготовлены к восприятию этого божественного мира.
— Насколько человек должен слушаться священника? А когда нужно решать самому?
— Мне кажется, если человек пришёл к священнику, он полагается на то, что через священника будет выражена Божественная воля. И её нужно слушаться! Помню, в своё время, когда я ещё не был священником, у меня возникали вопросы, которые не получалось разрешить. Я обратился к священнику, и он мне сказал: «Пойди сейчас к другому батюшке, и пусть то, что он скажет, и будет воля Божья. Смирись!» Этого правила я до сих пор придерживаюсь.
Через уста священника глаголет Господь. Ведь священник не просто так от себя говорит, его Бог вразумляет ради вопрошающего. Порой сам не можешь понять, почему именно так человеку ответил. А, видимо, нужно было ему именно эти слова услышать, и «проводником» стал я, священнослужитель. Не обязательно быть священником, чтобы стать таким проводником. В Ветхом Завете рассказывается, что, когда не было человека, дабы выразить волю Божью, этому послужило животное. Так что если человек уповает на волю Божью, Она будет обязательно ему выражена.
А когда не слушать священника? — Наверное, когда он отсебятину какую-то несёт. Или когда дело не касается духовной сферы. Ещё — если священник «влезает» в вопросы бытовые…
Священник должен решать духовные вопросы. А человек — понимать, с какими вопросами обращаться к нему. И, если уж он обращается, то обязательно нужно перед этим помолиться, чтобы Господь вразумил священника и чтобы сам человек правильно воспринял его слова.
Не нужно бегать по батюшкам. Есть люди, которые говорят: я спрошу у нескольких батюшек, а потом сделаю вывод, кто мне больше угоден. Это неправильно, потому что в этом случае человек ищет не Божественной воли, а своей — лишь бы она где-то совпала с мнением священника.
Есть такая книга — «Илиотропион», которую написал митрополит Иоанн Тобольский. Эта книга — о сообразовании воли Божественной с волей человеческой. В молитве «Отче Наш» мы говорим: «Да будет воля Твоя!» — и значит, свою жизнь вручаем в руки Божьи. И тогда наша жизнь может руководиться Господом через священника или того, через кого исходит Его воля.
А по поводу происходящего сегодня, самое главное — это чтобы мы помнили, что рядом с нами Господь. В экстремальных ситуациях нам как никогда нужно об этом помнить. Наш народ во времена испытаний всегда прибегал к помощи церковной, ища помощи Божьей. Сегодня наши церкви наполняются людьми. Хочется, чтобы люди, которые не знают или забыли, узнали или вспомнили следующее: никогда не был посрамлен тот, кто уповает на помощь Божью. Я верю и знаю, что так будет всегда.
Беседовала Екатерина Щербакова
КИЇВ. Митрополит Антоній зустрівся з делегацією Грузинської Православної Церкви
ВОЗНЕСЕНСК. При поддержке епархии создана юношеская православная футбольная команда