Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Протоиерей Дионисий Мартышин, доктор богословия. Идеологические мифологемы в современной церковной жизни

«Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой
и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться
к Богу, что даровал и мне».

Из слов святой княгини Ольги
(Повесть временных лет)

Говоря о необходимости и даже неизбежности формирования в жизни современного общества высоких духовных и нравственных идеалов, православная мысль не всегда обращает внимание на реальное состояние внутреннего мира современного человека. Соответственно, без подлинного понимания событий, происходящих во всех сферах человеческой жизнедеятельности, без жесткого критического богословского анализа взаимоотношений Церкви и общества трудно добиться актуализации вопросов нравственности в обществе и ответственности православных христиан за будущее христианского мира.
Пока работа Церкви в направлении осмысления геополитических вопросов и проблем политики во многом сводится, иронично выражаясь, к банальным пафосным размышлениям о миссии Православия «на марсе», к благочестивым заключениям ученых о вкладе Церкви в сокровищницу прошлого, а в лучшем случае — к малоэффективным потугам духовенства на ниве современной общественной деятельности.
Не только политологи, философы, но и сами богословы, священнослужители не могут дать окончательного ответа на вопрос: что есть «русская идея» для современного общества, в чем суть Русского мира и что такое «православная цивилизация Святой Руси»? В то же время необходимо отметить, что сегодня достаточно жесткая дискуссия по этому поводу развернута в украинской прессе, особенно среди духовенства, позитивно относящегося к идеям автокефалии и к вопросу отделения Украинской Православной Церкви от Русской Православной Церкви. В свою очередь, для православного христианина Русский мир, о котором проповедует Святейший Патриарх Кирилл, — это разрушение не государственных границ и культурной самоидентификации, а крушение националистической самоизоляции, сужающей границы свидетельства вселенского Православия.
Но, к огромному сожалению, тот подлинный путь Русского мира, находящийся где-то посередине между полярными призывами — «полный вперед в Европу, к вершинам современной западной цивилизации» и «полный назад в Древнюю Русь, к истокам русским», — этот путь еще не определен и не осознан.
На фоне непрекращающейся политической войны, идеологической демагогии и информационной манипуляции украинское и российское общество после распада Советского Союза до сих пор не может ответить на вопрос о том, что способно нас объединить. В странах постсоветского лагеря неустанно ведутся разговоры о национальной идее, национальных интересах, происходит пересмотр страниц истории, реабилитация предателей и преступников прошлого. Политические же элиты наших стран скорее напоминают временщиков, сосредоточенных только на решении собственных задач, сконцентрированных на личных интересах, не способных смоделировать долгосрочную, всем понятную модель и перспективу общего будущего. Остались только лозунги, баннеры и цветастые вензели, о которых пишет великий русский писатель Александр Проханов: «Миллиардеры, не забывайте Матушку Русь». «Россия — душа мира». «Властвовать — значит любить». «Вместе мы построим райское будущее». «Справедливость — мать Государства Российского». «Что хорошо Газпрому, то любезно России»i.
В свою очередь и православная общественность, находящаяся в «социальном «гетто»»ii, на маргинальных задворках современной жизни, подверженная социальной апатии, зачастую выглядит растерянной, замкнутой, неспособной ни осознать, ни, тем более, поведать о своих социальных идеалах, устремлениях и собственной мотивации.
Перед православным христианином стоит очень непростая задача: с одной стороны — сохранить основы православной цивилизацииiii, её историческую и культурную идентичность, а с другой стороны — сделать проповедь о православной цивилизации современной, модель православного образа жизни жизнеспособной, соответствующей реалиям и вызовам современного мира.
Обе крайности, которые присущи нашему обществу — выжить любой ценой, добывая корку хлеба, или умереть на социальном дне «православным ваххабитом», террористом от морали, проклиная мир и все мироздание Божие, — в равной степени неприемлемы для христианской морали. Сможет ли нынешнее молодое поколение сохранить свою православную веру и одновременно смоделировать будущее современной цивилизации на основе христианских ценностей? Однозначного ответа на этот вопрос нет ни у священнослужителей, ни у богословов, ни у социологов, ни у футурологов. При честном взгляде на нашу церковную жизнь вырисовывается уж больно пессимистическая картина.
К тому же, такая печальная картина омрачается и непрекращающимися процессами внедрения в церковное сознание очередных идеологических мифологем. В церковной среде как никогда легко используется политический популизм, особенно в те периоды, когда государство или народ совершают важный выбор своего будущего цивилизационного развития. Прихожане, которые не склонны к глубокому, обстоятельному изучению церковной истории, противоречий современной геополитики и особенностей общественно-политических явлений, как правило, с радостью принимают очередные политические обещания о светлом будущем в Европе или «покращення життя вже сьогодні». В церковной жизни политический популизм удачно срабатывает там, где, в отличие от сложных предложений, путей и средств решения существующих проблем церковного бытия, предлагаются простые, доступные, понятные меры борьбы с вселенским «злом» и очередным «заговором» темных сил.
Вместо богословского осмысления бытия человека в свете Евангелия в жизнь Церкви вливаются примитивные обывательские страстные лозунги: «Всех предать анафеме, всех отлучить от Церкви», «Спасай Церковь от экуменизма» или наоборот: «Автокефалия — путь в Европу», «Свободу от России». Видный украинский ученый профессор Николай Головатый отмечает: «Политическая демагогия традиционно больше всего распространяется в период социально-экономической нестабильности в обществе (“ловить рыбу” легче в мутной воде)»iv. Политические мифы в церковной жизни используются с целью легализации в церковном сознании определённой политической деятельности, идеологии и пропаганды.
Человек живет не в святом граде Китеже, а на грешной земле, где ложь, обман, предательство и манипуляция — привычные модели обыденной, каждодневной жизни, можно сказать — единственно правильная с точки зрения «дедушки Дарвина», платформа бытия человека. В этих условиях люди хотя бы от Церкви, духовенства ждут, пусть дежурных, пафосных, возвышенных, но человеческих слов о правде, справедливости и милосердии. Человек нуждается в помощи, укреплении, сострадании и поддержке, а «политика, напротив, — по слову известного украинского политолога Дмитрия Выдрина, — опять заталкивает нас в “колодец отчаяния”»v.
Важно осмыслить и представить возникновение политических мифовvi, которые создаются политиками для того, чтобы держать людей в повиновении и управлять ими. Политическая мифология обладает огромной силой, люди даже не замечают опасности манипуляции массовым сознанием. Определенная простота мифологем только способствует укреплению ложных представлений о мире в сознании общества. Человек сталкивается с упрощенным миром: «белое и черное», «мы в круге света, а вокруг нас только зло», «родная вера и экуменизм», «православные и еретики», «свои и чужие», «мы и они». Упрощенный вариант представления о жизни всегда имеет больше шансов на существование в мышлении социума.
Политические мифы в церковной жизни создаются определенными людьми или группами людей (партиями, околоцерковными братствами, псевдоцерковными движениями). Манипуляторы, опираясь на политическую ситуацию, противоречия в обществе, социальные нестроения и манипулируя фактами из истории, пытаются придать мифам научную ценность и общественную значимость в решении существующих проблем. Политические мифы сменяют друг друга. Обратимся к истории. Например, сначала идеализируется белая монархия, как единственное условие спасения христианина на земле, затем благословляется революционный порыв — для установления социальной справедливости на земле, затем снова возводится на пьедестал «красный император всея Руси» — для «воспитания широких масс» посредством репрессий и ГУЛАГов. И в соответствии с этими мифами по-разному трактуется история «империи Сталина с рубиновой звездой над Кремлем»vii, «нео-Святой Руси» со «святым царем» Иоанном Грозным и «великим харизматическим старцем» Григорием Распутинымviii.
Член Союза писателей России, известный российский исследователь, священник Павел Бочков пишет: «Политическая манипуляция в церковной сфере — это система средств идеологического и духовно­психологического влияния на массовое сознание верующих людей с целью навязать определенные идеи, доктрины и ценности в религиозной жизни христианина… Политические манипуляции в церковной сфере современные политики используют с целью достижения власти и ее удержания. Цель любого манипулятора или группы манипуляторов — подчинить собственной воле другого человека или группу людей. Отсюда — церковные расколы, раздоры, противостояния, национальные конфликты, фанатизм, религиозный радикализм, социальный изоляционизм и другие явления, в основу которых положено, прежде всего, вторжение в глубинные религиозные чувства не только отдельных людей, но и целых народов»ix.
Наше общество все сильнее отдаляется от подлинной науки, трезвого рационального осмысления жизни, традиционной религиозной культуры, традиционных духовных ценностейx и, тем более, от богословского осмысления человеческого бытия.
Проступающие в менталитете современного человека вековые духовные ценности Православия вполне сочетаются с восточными оккультными, эзотерическими представлениями о мире — соборность, милосердие и любовь к брату во Христе «гармонически» уживаются с ненавистью, конкуренцией, завистью и кровной враждой.
Тотальная коммерциализация всех жизненных процессов человеческого бытия, криминализация, десятилетия неудачных либеральных реформ в наших странах, когда огромная часть населения оказалась за чертой бедности, стали разрушительными и для духовной культуры общества. Если описать нынешнюю ситуацию словами преподобного Нестора из «Повести временных лет», то выйдет такая картина: живет наш народ «по скотски, звериным обычаем, убивают друг друга, едят нечистое, умыкают девиц у воды, срамословят при отцах и при снохах, устраивают игрища, пляски и всякие бесовские песни»xi.
На наших глазах наше общество превращается в «мучительные центры страдания, волокна боли, импульсы протеста и раздражения»xii. Наркомания, разгул коррупции, преступность, цинизм, неверие, потеря надежды в жизни и утрата будущего не менее опасны, чем советские штампы атеизма и безбожия. Сегодня мы являемся свидетелями «кризиса нравственных идеалов и истинных смыслов подлинного бытия»xiii, — пишет ведущий научный сотрудник института социологии РАН, Леонтий Бызов. А это означает, что внешний, лежащий на поверхности, чиновничий клерикализм, религиозный и социальный консерватизм — это что угодно, но только не возвращение к духовным истокам Православия, не возрождение православного миросозерцания. Скорее всего, это романтика, идеализация прошлого, ностальгия, профессиональное писательство или просто приятные воспоминания о былом величии Советского Союза.
Постсоветское общество на фоне разговоров о демократии, толерантности, европейских ценностях, все больше и больше тяготеет к воинствующему, радикальному национализму и авторитарной форме правления. Поэтому не случайно в России возрождаются монархические чаяния, а в Украине — националистическая идеология. Человеческие же ценности такие, как милосердие, любовь, забота о ближнем, уникальность, неповторимость и ценность человеческой личности, свобода человека, социальная справедливость отошли на задний план. Причем нельзя сказать, что общество их отрицает: теоретически общество за подлинную человечность, гуманизм, демократию, свободу и гласность.
Актуальность же духовно-религиозных ценностей, о которых говорят на всех церковных и государственных конференциях и многополюсных общественных форумах, снижена, это сегодня ценности второго, третьего, четвертого порядка. Прав видный русский писатель, поэт и журналист Дмитрий Быков: «Мы действительно живем во времена слов-сигналов, за которыми давно нет никакого конкретного содержания»xiv.
Чтобы осознать, что духовные ценности, ценности порядка и справедливости отнюдь не являются запросом со стороны основных слоев общества, достаточно взглянуть не только на нашу социальную структуру, идеалы и модные тенденции, пропагандирующиеся СМИ, но и на реалии церковной жизни. В приходской жизни успешный бюрократ, строитель, хозяйственник и предприниматель более приветствуется, нежели проповедник, писатель, исследователь или ученый.
Кто сегодня является проповедником идеалов, транслятором духовных идей, законодателем моды? Это не духовные и религиозные лидеры нации, не ученые, писатели и поэты, и даже не государственные деятели. В первую очередь это так называемые звезды шоу-бизнеса, актеры, спортсмены, удачные виртуозы политики, лживые лукавцы — знаменитые политтехнологи, телеведущие, коррумпированные представители исполнительной власти и парламента. И если есть какие-то вершины бытия, к которым устремлен взор нашего современника, то это не вершины духовно-нравственного совершенства человечества, а вершины финансовой банковской пирамиды и небоскребы власти олигархического могущества. Об этих «высотах» мечтает большинство жителей постсоветского общества.
И уж, конечно, новые элиты бизнеса, политики, культуры вряд ли готовы «сложить головы свои» за «землю Русскую» и Церковь Православную. Например, в прошлом та же советская интеллигенция, как бы ее ни обзывали в сердцах, все же продуцировала в жизни общества духовные интересы, поднимала духовные проблемы бытия в противовес мещанству и обыденности биологического существования человека, вырабатывала иммунитет общества против мракобесия и невежества. То сегодня ясно одно: наше общество не имеет духовной элиты и «русская идея», концепция Русского мира становятся заложниками идеологической мифологии и политических манипуляций.
Настоящая духовная идея консолидирует общество, преображает социальную реальность, освобождает человека от рабства политики, бизнеса и иных иллюзий. Пока же идея Русского мира как определенного представления о миссии Русской Православной Церкви, русской культуры, как некий образ русского народа, не находит своего достойного места в реалиях жизни постсоветского общества.
Сегодня ценности «Святой Руси», присутствуют скорее в качестве тоски по возвышенному церковному идеалу. Проповедники идеологических мифологем, живя в центре крупных мегаполисов, призывают современного человека вернуться к патриархальному образу жизни, земледелию, многодетным семьям и коллективизму, забывая или не видя, что наше общество бесповоротно уже порвало со своими многими аграрными традициями и социальными представлениями о мире. Из-за непрекращающейся политической демагогии, манипуляции и вражды русская идея, концепция Русского мира во многом повисают в воздухе и остаются не более чем пафосными и риторическими декларациями.
Следуя евангельской мудрости «узнавать дерево по плодам его», можно реально оценить культурное и социальное состояние нашего общества. В социальной действительности доминируют равнодушие к судьбам мира, черствость, цинизм и полное отсутствие желания духовных перемен, духовного обновления. Как показывает практика, современный человек очень беден на новые духовные прорывы, подвиги, духовные озарения. Сегодня мы наблюдаем огромный разрыв между системой духовных ценностей и системой реальных ценностей, мотивирующих трудовую и социальную активность современного человека.
Безусловно, конструктивную роль в этом процессе возрождения духовных ценностей осуществляет Русская Православная Церковьxv, которая прилагает все усилия для актуализации основ Русского мира на постсоветском пространстве. Трудно переоценить роль Православия в поддержании единства русского народа и религиозной идентичности в странах ближнего и дальнего зарубежья, но рассчитывать на клир, без активной инициативы мирян и всего народа, все же не приходится.
Любая духовная идея должна быть свидетельством небесной Правды, Истины и Жизни, она должна стать жизнеспособным и вдохновляющим импульсом развития всего общества, а не временной платформой для политических спекуляций и абстракций. Духовные идеи обязаны не только сохранить все лучшее из христианского прошлого, но и включить в себя новые задачи, встающие сегодня перед обществом и каждой человеческой личностью в отдельности.
Таким образом, подводя итог, нужно отметить.
Во-первых, постсоветское общество посттоталитарного периода оказалось совершенно не готовым и не способным адекватно реагировать на современные глобальные вызовы современной цивилизации, духовные проблемы и противоречия социального бытия современного человека. Православная общественность должна обратить внимание на существующие проблемы, вызовы и противоречия, чтобы обеспечить реальное развитие общества в свете христианского учения.
Во-вторых, возвращение русского народа к своим православным традициям, к идеалам Святой Руси, без определенной духовной, пастырской и просветительской деятельности самой Православной Церкви вряд ли представляется реальным и социально достижимым. Воплощение духовных идей в обществе — это не только духовная борьба, но и огромное напряжение интеллектуальных, практических усилий в актуализации духовного бытия человечества.