Иеромонах Симеон (Томачинский), канд. филол. наук. Монашество в истории русской словесности
Безбрачие во все времена предоставляло больше возможностей для творческой реализации человека, чем жизнь семейная. Еще Сократ высказывал мысль, впоследствии красиво сформулированную на латыни: Aut liberi, aut libri («или дети, или книги»). (1)
В 2002 году даже появился рекламный лозунг для холостяков — Celiberté, то есть совмещение двух понятий: celibat (одиночество) и liberté (свобода). (2)
В свое время от европейских университетских профессоров требовалось жить в безбрачии. В частности, это касалось факультетов искусств, права, медицины и теологии. Да и разве могло быть иначе, если учение воспринималось как духовное обручение со знанием, с книгами? (3)
«Лучшие творения произведены холостяками или бездетными людьми, ибо они сочетались браком со всей своей нацией и всю ее оплодотворили мыслью и чувством», — сказал Фрэнсис Бэкон, повторяя идею, многократно звучавшую у Платона, Цицерона и других античных авторов. (4)
Роль монастырей в распространении книжного знания, в развитии просвещения, в формировании науки, — известна, но говорят об этом в отношении главным образом Западной Европы. А как обстоит дело у нас, какую роль сыграло монашество в русской словесности? Я сделаю небольшой, далеко не полный обзор, остановившись лишь на некоторых фигурах.
Одно из самых ранних литературных произведений Древней Руси — «Слово о законе и благодати» (1037-1050 гг.) митрополита Илариона. Как известно, он был первым русским, негреческим митрополитом, поставленным на киевскую кафедру. «Слово о законе и благодати» — это выдающееся произведение отечественной словесности, без которого не обходится ни один курс истории русской литературы. Как считает Д. С. Лихачев, «Слово» было произнесено митрополитом Иларионом перед князем Ярославом Мудрым и его окружением на хорах киевского Софийского собора. (5)
«Слово», не говоря уже о его литературных достоинствах, дает впечатляющую картину мировой истории в свете Промысла Божьего и показывает миссию Киевской Руси и Русской Церкви.
Иларион, «муж благ, книжен и постник», как сообщает о нем «Повесть временных лет», удалялся для молитвы в пещерку берега Днепра, на которой вырос знаменитый Печерский монастырь. (6) Считается, что он и похоронен в Киевских пещерах.
«Повесть временных лет» — один из первых исторических и литературных памятников на Руси. Она предлагает целую историософскую концепцию, начиная рассказ от Адама и рассматривая последовательно историю библейскую, византийскую, славянскую. Речь идет о возникновении славянских племен, о проповеди апостола Андрея Первозванного, об основании Киева: «И створиша град во имя брата своего старейшаго, и нарекоша имя ему Киев»(7). Автор «Повести временных лет» — монах Киево-Печерской лавры, преподобный Нестор Летописец.
Одно из первых художественных (в современном смысле слова) произведений на Руси — «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Оно было написано в XVI веке. Изначально оно создавалось для корпуса «Великих Четьих Миней» Московского митрополита Макария, но из-за ряда жанровых особенностей и наличия некоторых полуфольклорных мотивов не было включено в этот агиографический свод. Автора обычно именуют Ермолаем-Еразмом — это традиция идет от советской эпохи. На самом деле это был священник приходской церкви в Пскове по имени Ермолай, потом его назначили настоятелем одного из кремлевских соборов, затем он принял монашество и стал иеромонахом Еразмом. (В некоторых своих произведениях он подписывается так: «Ермолай, во иноцех Еразм».). В наши дни «Повесть о Петре и Февронии» иеромонаха Еразма получила как бы вторую жизнь, она активно издается, пользуется огромной популярностью.
Первая грамматика славянского языка (1618 г.) написана иеромонахом, впоследствии архиепископом, Мелетием (Смотрицким) — это первая учебная книга, по ней учился и Ломоносов. В своей «Грамматике» Мелетий впервые зафиксировал и описал систему падежей, свойственную славянским языкам, установил два глагольных спряжения и сделал целый ряд других лингвистических открытий, определивших развитие славянской филологии на несколько столетий.
Автор первого в России сборника стихотворений и по сути первый поэт — иеромонах Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович; 1629-1680). Он был образованнейшим человеком своего времени, окончил Киево-Могилянскую академию — один из центров гуманитарного образования на Руси, был наставником царских детей.
Как говорит один из исследователей его творчества, Симеон Полоцкий «положил основание в русской литературе той отрасли художественного творчества, которая до него была почти совсем не разработана — поэзии и драматургии»(8). Симеон был основоположником силлабического стихосложения в русской поэзии: поэтическая речь организуется чередованием равносложных строк. Но все его творчество было направлено на разъяснение христианских истин в доступной форме, на подлинное просвещение, в евангельском смысле. Конечно, порой для современного уха это звучит наивно:
Блаженна страна и град той блаженный,
В них же начальник благий поставленный…
Симеон также изложил Псалтирь рифмованными слаянскими виршами(9). Этот поэтический перевод Псалтири был издан в 1680 году отдельной книгой.
Тот же иеромонах Симеон Полоцкий — один из основоположников редактирования в современном понимании (10). Активно занимался он и педагогической деятельностью. В 1679 году в Москве был издан «Букварь языка славенска», составленный Симеоном Полоцким для малолетнего Петра(11). Cимеон придавал большое значение именно печатному слову и активно участвовал в книгоиздательской деятельности, в частности в работе Верхней типографии. Он даже сочинил панегирик печатному станку:
… Россия славу расширяет
Не мечем токмо,
но и скоротечным
Типом, чрез книгисущим многовечным…(12)
Прославились также и ученики иеромонаха Симеона Полоцкого, в частности монах Сильвестр (в миру Семен Агафоникович Медведев; 1641-1691). После смерти Симеона он на некоторое время занял его место придворного поэта, почему впоследствии, после свержения царевны Софьи, и был казнен, а его поэтические произведения — уничтожены. Большинство ученых также приписывают именно Сильвестру один из первых библиографических трудов в России — «Оглавление книг, кто их сложил»(13).
Другой ученик Симеона Полоцкого, иеромонах Карион Истомин (его отца звали Истома Заболонский) (14), занимался книгоизданием, был справщиком Печатного Двора. В современной издательской практике трудно подобрать аналогию его обязанностям, это что-то близкое выпускающему редактору. «Справщик — это человек, на котором лежала забота о текстологическом, литературном и, конечно же, идеологическом качестве книг, выходящих из печати»(15). С 1698 года иеромонах Карион стал начальником Печатного Двора — по тем временам высокая государственная должность(16).
Впоследствии он был и поэтом, переводчиком (например, переводил некоторые ученые сочинения с латинского для Петра I), но особенно прославился как педагог. Его знаменитый Букварь (1694) ныне хранится в библиотеке Российской Академии наук в Санкт-Петербурге(17). Умер иеромонах Карион в Москве в Чудовом монастыре.
Большое значение для теории поэзии, развития редактирования и русской литературы имела деятельность другого монаха — архиепископа Феофана (Прокоповича, 1681-1736) (18). Он преподавал курс поэзии в Киевской академии, состоял в ней профессором, а затем ректором. Феофан Прокопович писал стихи на русском, латинском и польском языках, создал трагикомедию «Владимир» (1705) — значительное для своего времени произведение, сюжет которого взят из русской истории, написал трактат «О поэтическом искусстве»(19).
Иеромонах Амвросий (1745-1792) опубликовал в 1787 году «Краткое руководство к Оратории российской». Именно по этой книге, по всей видимости, в начале XIX века изучали риторику в лицеях; например, по ней учился Гоголь(20).
Целая плеяда выдающихся русских писателей и мыслителей XIX века связана с Оптиной пустынью. Остановимся кратко на двух фигурах — Николае Васильевиче Гоголе и Константине Николаевиче Леонтьеве.
Гоголь хотя и не был в собственном смысле монахом, но по сути вел жизнь монашескую. Есть предание, что он просил у старца Макария благословения на поступление в монастырь, но отец Макарий указал ему на литературное служение. «Не давая монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания, он воплощал их в своем образе жизни», — пишет известный гоголевед Владимир Воропаев(21). Так, Гоголь не имел своего дома и жил у друзей, все его имущество составляли книги, потрепанная одежда и небольшие карманные деньги.
Гоголь постоянно тянулся к монашеской жизни и не раз бывал в Оптиной пустыни. По сути, свою литературную деятельность он воспринимал как послушание, данное ему Богом и духовными наставниками.
Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года. Это был выдающийся писатель, критик, публицист, глубоко оригинальный мыслитель, со своим неповторимым стилем и острым взглядом. Его недавно изданное собрание сочинений насчитывает 12 томов(22). Своим лучшим своим произведением Леонтьев считал роман «Одиссей Полихрониадес», из публицистичесеих работ стоит выделить труд «Византизм и славянство».
«Достоинство Леонтьева чрезмерно, удивительно. Прошел великий муж по Руси — и лег в могилу», — писал о нем Розанов. «Леонтьев стоял головой выше всех русских философов», — говорил о нем Лев Толстой(23). Восторженно относился к его творчеству Тургенев.
Труды Леонтьева во многом опередили свое время, уже в наши дни мы начинаем понимать некоторые его прозрения, выраженные ярко, резко и темпераментно. Например, это: «О, как мы ненавидим тебя, современная Европа, за то, что ты погубила у себя самой всё великое, изящное и святое и уничтожаешь и у нас, несчастных, столько драгоценного твоим заразительным дыханием!..» (24)
Надо иметь в виду, что это написал европейски образованный человек, эстет и аристократ, много лет живший и работавший в Европе.
В 1874 году Леонтьев совершил первую поездку в Оптину пустынь, где встретился со старцем Амвросием и познакомился с о. Климентом (Зедергольмом). Позже Леонтьев написал замечательное жизнеописание отца Климента, в котором изложил свои взгляды на монашескую жизнь.
23 августа 1891 года в Предтеченском скиту Оптиной пустыни Леонтьев принял тайный постриг с именем Климент. По совету старца Амвросия новопостриженный монах покинул Оптину и переехал в Сергиев Посад, где и похоронен, в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.
Еще один тайный монах, выдающийся культуролог, философ и филолог, золотыми буквами вписавший свое имя в историю науки, творил в XX веке — это Алексей Федорович Лосев, монах Андроник.
Он принял тайный постриг в 1929 году от афонского архимандрита Давида(25), причем это стало известно лишь в конце 80-х, уже после смерти Лосева. Монашескую скуфью, которую всегда носил Лосев, считали академической шапочкой, чудачеством великого ученого.
Лосев принимал участие в создании более 800 произведений, более 40 из которых — монографии. Отдельного упоминания заслуживает «История античной эстетики» в 8 томах, но были и другие фундаментальные работы: жизнеописание Гомера, Платона, Аристотеля, Владимира Соловьева, исследования «Философия имени», «Диалектика мифа» и многое другое (25).
Монах Андроник (Лосев) не только пронес свою веру через гонения, травлю, лагеря, но и оставил нам многообразные плоды своего замечательного литературно-философского творчества…
Современный пример монашеского литературного творчества — книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы», которая произвела настоящий фурор в читательском мире и стала значимым событием литературной жизни.
Как видно даже из этого краткого обзора, монашество сыграло огромную роль в становлении и развитии русской словесности. Хорошо бы, чтобы для нас, современных монахов, это стало не просто исторической констатацией, а примером христианского служения своим ближним, примером посвящения всех своих сил, интеллектуальных и творческих, — единому Богу. «Не нам, не нам, но Имени Твоему!»
Литература
Болонь Ж.-К. История безбрачия и холостяков. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — С. 43.
2 Там же. — С. 8.
3Там же. — С. 150-152.
4Цит. по: Болонь Ж.-К. История безбрачия и холостяков. — С. 228.
5 Литература Древней Руси: Хрестоматия. — М.: Высшая школа, 1990. — с. 42.
6 Карташев А. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1. — М.: Наука, 1991. — с. 169.
7 Литература Древней Руси: Хрестоматия. — с.10.
8Литература Древней Руси: Хрестоматия. — с. 523.
9 Немировский Е. Большая книга о книге. — М.: Время, 2010. — с. 403.
10 См. напр.: Редактирование: Общий курс — http://hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/red_017.htm
11Букварь Симеона Полоцкого. М., 1679.
12Немировский Е. Большая книга о книге. — М.: Время, 2010. — с. 404.
13Там же. — с. 391.
14Там же. — с. 478.
15 Там же. — с. 478.
16Литература Древней Руси: Хрестоматия. — М.: Высшая школа, 1990. — с. 532.
17Немировский Е. Большая книга о книге. — с. 480.
18См. напр.: Накорякова Е. Очерки по истории редактирования в России XVI-XIX вв.: Опыт и проблемы. — М.: издательство «ВК», 2004.
19Редактирование: Общий курс — http://hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/red_017.htm
20Симеон (Томачинский), иером. Путеводитель к Светлому Воскресению: Гоголь и его «Выбранные места из переписки с друзьями». — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — с. 27.
21Воропаев В. Гоголь над страницами духовных книг. — М.: Макариевский фонд, 2002. — с. 28.
22Леонтьев К. Полное собрание сочинений и писем: В 12 т. — М.: «Владимир Даль», 2009.
23Цит. по: Леонтьев К. Моя литературная судьба. — М.: Русская книга, 2002. — с. 3.
24Леонтьев К. Моя литературная судьба. — с. 27.
25Тахо-Годи А. Лосев. — М.: Молодая гвардия, 1997. (Серия «Жизнь замечательных людей».) — с. 123.