Л. Грач. Православные и коммунисты: нам необходим союз
Православные и коммунисты: нам необходим союз
Л. Грач,
Первый секретарь Крымского рескома Компартии,
Народный депутат Украины, доктор исторических наук, профессор.
Ещё несколько лет назад идея подобного союза показалась бы утопичной. Ситуация начинает меняться только сейчас. К несчастью, нам понадобился ряд тяжёлых поражений для того, чтобы осознать общность наших стратегических целей и тактических требований. Нас сблизил тяжёлый опыт политической борьбы последних лет, когда оказалось, что только Коммунистическая Партия Украины и каноническая Православная церковь являются последовательными противниками разрушения восточнославянской цивилизации и уничтожения созданных ей ценностей.
Оговорюсь сразу: я – коммунист, а потому, скорее всего, для меня первоочередную важность представляют иные явления социальной и духовной жизни, которые обрекает на исчезновение капиталистическая глобализация. Для меня очевидно, что капитализация общественных отношений является инструментом создания такого общества, в котором не будет места ни для социальной справедливости, ни для интеллектуальной свободы, ни для духовного развития. Соответственно, в таком мире должны будут исчезнуть коммунистическая идея и каноническое Православие, которые могут развиваться, только отстаивая гуманистические ценности и опираясь на них. Вероятно, впервые в человеческой истории возникла угроза создания общества, полностью лишённого гуманистического содержания, враждебного по отношению к человеческой личности, игнорирующего все её индивидуальные и общественные свойства, кроме способности производить и потреблять материальные ценности. В этом обществе осознанно предполагается обречь сотни миллионов людей на тяжёлую социальную нужду, унижающую и разрушающую человеческую личность. Сейчас в мире, по сути дела, остались только две силы, последовательно сопротивляющиеся желанию капитала строительства такой человеконенавистнической социальной системы, — традиционные конфессии (среди которых главнейшее — каноническое Православие) и коммунисты, сторонники социалистических идеалов. Это связано с тем, что только мы признаём существование объективной истины (хотя и по-разному её понимаем) и стремимся воплотить её в общественной практике.
Я вынужден здесь оговориться: подчёркивая значение канонического Православия, я вовсе не пытаюсь поставить под сомнение гуманистическую сущность других конфессий, ставших частью коллективного духовного опыта человечества. Традиционные религиозные учения, несомненно, помогают человеку усвоить гуманистическое миропонимание, подняться над собственными эгоистическими интересами, открыть для себя радость духовного развития. Православие в этом отношении обладает особой мощью, поскольку оно впитало не только наследие античной культуры, но и сохранило до наших дней достижение Византийской цивилизации. Для нас, людей, сформировавшихся в пространстве восточнославянской цивилизации, Православие имеет исключительное значение. Оно стало непосредственным источником тех ценностей и норм, которые легли в основу нашей цивилизации и культуры. Этим, кстати говоря, объясняется и способность нашей цивилизации сотрудничать, взаимодействовать с миром Ислама, вырабатывать эффективные формы совместного существования с ним. Ведь духовные основы наших цивилизационных систем, — Православие и Ислам, — чрезвычайно близки по своим ценностям и выработанному способу миропонимания. Поэтому столкновение восточнославянской цивилизации с миром Ислама, которое сторонники капиталистической глобализации пытаются организовать, используя радикалов и экстремистов (часто не догадывающихся, в чьих интересах они действуют), может значительно ускорить возникновение «нового мирового порядка».
Сам по себе этот «новый мировой порядок» представляет ничто иное, как разросшееся до мировых масштабов капиталистическое общество, в котором господство избранного меньшинства поддерживается не столько насилием (в таком масштабе оно становится опасным для самой системы), сколько средствами управления человеческим сознанием и подавлением свободной воли. Поэтому на первый план сейчас выходит борьба за освобождение общественного и личностного сознания от образов и мифов «общества потребления». В пространстве восточнославянской цивилизации в этой борьбе естественным союзником коммунистов становится каноническое Православие. Коммунисты как и православные отрицают массовую культуру современного капиталистического общества, пытаются раскрыть обществу глаза на её бесчеловечную сущность, ищут опору в борьбе с ней в традиционных нравственных ценностях. Конечно, коммунисты и православные противостоят современной массовой культуре с несколько различных позиций, но их общим противником являются её аморализм и обращение к низменным чувствам и инстинктам, которые возводят её в ранг нормы.
Православие помогает угнетённой и эксплуатируемой части нынешнего общества сохранить свою человеческую сущность, даёт ей надежду на лучшую жизнь и стремление жить по законам правды и справедливости.
Конечно, для нас, коммунистов, на первый план в нынешней общественной ситуации выходит борьба за такое изменение социального строя и политической системы, которое обеспечило бы всем людям право на достойную жизнь и духовное развитие. Мы убеждены, что это станет возможным, только если на практике будут реализованы идеалы социальной справедливости, изжито или уничтожено агрессивное отношение капиталистического общества к человеческой личности. Другого пути для нас не существует.
Но люди не будут бороться за свои права, если не будут иметь ясных представлений о собственном достоинстве, о первоочередной важности духовной свободы, о безусловной необходимости духовного развития. Каноническое Православие помогло миллионам людей осознать, что они живут в мире, неотъемлемыми чертами которого являются ложь, алчность, беззастенчивое использование человеческих слабостей, насаждение заблуждений и мифов, поддерживающих господство правящего меньшинства. Эти люди, несмотря на то, что они стоят с нами на разных идеологических позициях, благодаря каноническому Православию стали нашими потенциальными политическими союзниками. Таким образом, в условиях, когда коммунисты лишены доступа к СМИ и возможности обращаться к массовой аудиторией, каноническое Православие спасает сознание миллионов людей от порабощения пропагандистской машиной капитализма.
Бесчеловечная сущность капитализма проявляется в том, что эксплуатация человека в капиталистическом обществе на определённой стадии развития становится невозможна без порабощения его сознания. Мы, судя по всему, переживаем сейчас самое начало большого исторического процесса, который либо завершится превращением человека в лишённый собственной воли биологический механизм, либо приведёт к построению социально справедливого общества.
Мы, коммунисты, верим, что у человечества есть путь к освобождению, и он заключается в построении социально справедливого общества. Нас и христиан канонической конфессии объединяет сознание необходимости бороться против подавления и искажения человеческой личности реалиями капиталистического общества.
Коммунисты и православные убеждены, что человек рождён не для того, чтобы потреблять всё больше и больше, а для духовного развития, для помощи другим людям, для совместной с ними работы по улучшению окружающего мира. Вот почему у сторонников капиталистической глобализации после того, как они сумели уничтожить мировую социалистическую систему, главным врагом стало каноническое Православие.
После распада СССР в большинстве советских республик к власти пришли сторонники капиталистической глобализации. Не избежала этой участи и Украина. Все правящие группировки, сменявшиеся в нашей стране на протяжении 90-х, стремились вывести Украину из пространства восточнославянской цивилизации, превратив её в периферию евро-атлантического цивилизационного пространства. Подобная стратегия, конечно же, неслучайна. Украина в условиях евро-атлантического пространства утратила все шансы на самостоятельное экономическое и культурное развитие. Но украинский правящий класс, образовавшийся после распада СССР, сможет сохранить захваченную собственность и удержать политическое господство только при поддержке глобализированной элиты капиталистического мира. Собственное выживание и обогащение нынешним правителям Украины, конечно же, намного дороже судьбы украинского общества и государства. Поэтому они так упорно затаскивают нашу страну в пространство евро-атлантической цивилизации, где у нашего народа нет иного будущего, кроме превращения в дешёвую рабочую силу, позволяющую обеспечить комфортные условия существования богатеям, живущих в развитых капиталистических странах.
Для того чтобы сломить сопротивление общества, правящие группировки, сменявшие друг друга на протяжении последних пятнадцати лет, использовали все грязные пропагандистские методы, — от антикоммунистической истерии до разжигания межэтнической вражды. Единая украинская культура была поделена ими на украиноязычную и русскоязычную составляющую, поскольку признание неразрывной связи украинской культуры с русским языком не позволило бы им требовать немедленного разрыва Украины с восточнославянской цивилизацией. То, что такое разделение единой украинской культуры создало угрозу культурной катастрофы, в результате которой наш народ может утратить культурную самобытность и национальную идентичность, их, по-видимому, нисколько не тревожит. Они ведь собираются жить в евро-атлантическом (а не в украинском) культурном и духовном пространстве.
Аналогичная тактика применяется правящими группировками и по отношению к канонической Православной Церкви. Сама судьба Церкви (как и будущее украинской культуры) им глубоко безразлична. Но каноническое Православие мешает втянуть Украину в чуждое культурное и цивилизационное пространство, не позволяет разорвать исторические связи и разрушить складывающиеся веками традиции. Поэтому украинская власть, образовавшаяся после распада СССР, взяла курс на раскол канонической Православной Церкви. Правящим группировкам необходимо, сохранив внешнюю церковную атрибутику и ритуалы, которые можно было бы использовать в агитационно-пропагандистской деятельности, лишить церковную жизнь её внутреннего содержания. Поэтому они и пытаются создать религиозную организацию, внешне напоминающую каноническую Православную Церковь, но не имеющую никаких связей с восточнославянской цивилизацией, а потому не препятствующей разрыву с ней.
Подобная политическая стратегия реализовывалась и при Кравчуке и при Кучме. Но особую остроту оно приобретает для властной группировки, утвердившейся с приходом В. Ющенко. Для достижения политического успеха она использовала средства политической манипуляции, которые позволили на время овладеть сознанием значительной части общества. Но теперь, когда действие пропагандистских образов и мифов постепенно рассеивается, в обществе нарастает разочарование, действия новой власти, часто противоположные её предвыборным обещаниям, вызывают всё большие раздражение. Если бы в стране сформировалась сильная оппозиционная коалиция, участь новой власти была бы решена. Но, к несчастью народа, у новой властной группировки не осталось иных политических противников, кроме коммунистов. Но в духовной сфере, по мере того, как новая властная группировка пытается ускоренными темпами втащить Украину в чуждое цивилизационное пространство, обостряется противостояние между руководством страны и канонической Православной Церковью. Поэтому власть, называющая себя светской и демократичной, начала активные действия по дискредитации канонической Православной Церкви, вытеснению её из общественного и культурного пространства, натравливании на неё верующих других конфессий и той части её бывших священников и прихожан, которые оказались втянуты в манипуляции власти.
Совсем недавно украинский президент вновь призвал к созданию украинской поместной церкви, которая, по его замыслу, должна получить монопольное право на представление в Украине Православия. Разрушительные планы Виктора Ющенко, который, кстати говоря, считает себя верующим человеком, смотрятся особенно смешно для всякого, кто имеет хотя бы некоторое знакомство с Новым Заветом. Апостол Павел ясно сказал: «В царствие Божием нет эллина или иудея». А потому всякое стремление создать Церковь, исходя из этнической идентичности, смотрится, по меньшей мере, странно. Не говоря уже о том, что стремление светского государства управлять церковной жизнью является прямым покушением на свободу Церкви и принцип свободы совести.
Особенно обидно, что в качестве одного из средств для реализации своих замыслов украинская власть использует католиков и униатов. Католическая церковь сама подвергается давлению со стороны сил, поддерживающих капиталистическую глобализацию. Но в нашей стране она, руководствуясь, как и в XVII веке, исключительно соображениями политической целесообразности, помогает строительству глобализированного общества. Подобная погоня за кратковременными выгодами может дорого обойтись католической религии в целом, которая так же, как и каноническое Православие противостоит духовному разложению человека.
В основе ненависти сторонников капиталистической глобализации к Православной Церкви лежит не только стремление устранить последнее крупное препятствие для строительства эгоистического общества потребления во всемирном масштабе. Православная Церковь выражает и охраняет ценности восточнославянской цивилизации, которая потенциально, при условии во всех входящих в неё странах власти, отражающей общественные интересы, может стать центром сопротивления и капиталистической глобализации и экспансионистским планам наиболее мощной империалистической державы, — США. Православная Церковь в отличие от раскольнических и сектантских группировок стоит вне политических и светских интриг, на позиции государственности, закона, права, морали.
Поэтому для нас, коммунистов, поддержка и защита Православной Церкви становится задачей из задач. Утратив ценности восточнославянской цивилизации, потеряв собственную культурную идентичность, мы окажемся бессильны перед натиском бесчеловечной массовой культуры современного глобального капиталистического общества, мы проиграем битву за общественное сознание, от исхода которой зависит дальнейшая судьба и нашей страны, и прогрессивного движения всего восточнославянского мира.
Но полноценное сотрудничество с Православием, конечно, невозможно без ответа на вопрос, почему Церковь и Коммунистическая партия оказались по разные стороны баррикад в начале ХХ века? А затем, несмотря на состоявшееся примирение, укрепившееся в годы Великой Отечественной войны, долгое время не могли выработать взаимоприемлемые формы сотрудничества?
Ответ, на мой взгляд, следует искать в тех исторических условиях, в которых возникало социалистическое общество в нашей стране.
Во-первых, оно создавалось в условиях тяжелейшего кризиса, принявшего катастрофический характер. В таких обстоятельствах на первый план выходят меры общественного принуждения и административного контроля. От них, к огромному сожалению, нельзя было отказаться, поскольку наша страна находилась во враждебном окружении, пережила невиданную по своим масштабам войну, а затем была вынуждена тратить большую часть своих ресурсов на оборону. В конце 70-х возникла объективная возможность и необходимость перейти от методов общественного принуждения к общественному самоуправлению. Но она, к несчастью, была упущена.
Но между тем общественным принуждением, которое существовало в СССР, и экономическим принуждением капиталистического общества огромная разница. В СССР личность трудилась на благо общества, повышение общественного социального благосостояния действительно приводило к улучшению условий материальной и духовной жизни личности. А, главное, советскому обществу удалось невиданное ранее в истории: в значительной мере обеспечить социальные гарантии каждому. Человек твердо знал, что общество обеспечит ему работу и уверенность в завтрашнем дне. Что его будут лечить в случае болезни и заботиться о нём, когда он состарится. Что его дети получат качественное образование и смогут развить имеющиеся у них способности. В условиях социализма основой для человека стало уважение к человеческому достоинству. Подобные социальные гарантии в капиталистическом обществе даёт только наличие капитала.
Во-вторых, в дореволюционной России капиталистические отношения ещё не восторжествовали окончательно. Советской власти пришлось бороться против институтов капиталистического строя и, к сожалению, против структур традиционного общества. Это обусловило трагический разрыв с созданной человеческой культурой традицией, поставило советскую власть во враждебное отношение с Церковью, с которой она могла бы при других исторических обстоятельствах совместно бороться против капиталистической культуры, общими усилиями отстаивать гуманистические идеалы.
Такая возможность появляется у нас сегодня. Коммунисты сейчас, как и в начале ХХ века остаются единственными последовательными борцами за всеобщий социальный прогресс. Капитализм превратился в полностью враждебный человеческой культуре строй, грозящий уничтожить человеческую личность. Это, в свою очередь, ставит Православную Церковь, так же как и все другие конфессии, отстаивающие гуманистические идеалы, перед необходимостью союза с коммунистами. Только объединившись, мы сможем остановить наступление катастрофы, угрожающей самому существованию нашей цивилизации.
Конечно, гонения на Православную Церковь, осуществлявшиеся на протяжении 20-х – 30-х годов, нельзя оправдать. Но нельзя забывать и о том, что в годы Великой Отечественной войны состоялось примирение Православной Церкви с советской властью, вновь были открыты храмы и религиозные учебные заведения, а Церкви возвращена часть отобранного у неё имущества. Но важнее всего то, что в советском государстве стала создаваться почва для сотрудничества коммунистов и православных в духовной сфере и в области сохранения культурного наследия. К несчастью, после новой волны гонений на Церковь, пришедшейся на годы пребывания у власти Н. Хрущёва, многое пришлось начинать сначала.
В этом отношении переломным событием еще в советские времена стало празднование на государственном уровне тысячелетия Крещения Руси. Но разрушительные процессы, уже шедшие в советском обществе не позволили вывести сотрудничество канонической Православной Церкви и советского государства на новый уровень. Возможно, это помогло бы спасти советский Союз от развала и уничтожения.
В современной Православной Церкви, несомненно, есть эпохальные мыслители, глубоко понимающие характер переживаемого нами трагического времени, указывающие пути и средства сопротивления надвигающемуся кошмару капиталистической глобализации. В этом отношении достаточно назвать имя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Знакомства с мыслями и трудами современных церковных философов было бы чрезвычайно полезно для коммунистов. Оно позволило бы не только взглянуть на идущие сейчас социальные и культурные процессы с иной (но при этом внутренне близкой) точки зрения, но и помогло бы развеять многие отрицательные мифы о канонической Православной Церкви, которые до сих пор сохраняются в коммунистической среде.
К сожалению, многие прихожане и священники Православной Церкви также не могут приподняться над антикоммунистическими предрассудками, воспроизводя представления, сформированные в период антикоммунистической истерии. Нам надо твёрдо осознать, что наше взаимной противостояние не только ослабляет нас, оно усиливает наших противников, цели которых в корне противоречат, как канонам Православия, так и социалистическим идеалам.
Между тем, мне довелось на собственном опыте убедиться, что сотрудничество между православными и коммунистами не только желательно, но и возможно. Одним из его осязаемых, видимых результатов является воссоздание храма св. Александра Невского в Симферополе, в ходе воссоздания которого удалось преодолеть взаимное недоверие православных и левой общественности.
У коммунистов и православных нет иного пути, кроме сотрудничества, как в политической сфере, так и в области культуры. Кроме Компартии и канонической Православной Церкви в обществе нет иных влиятельных сил, последовательно отстаивающих гуманистические идеалы, защищающих традиции и ценности восточнославянской цивилизации. Наше общее будущее, будущее нашей культуры, будущее восточнославянского мира напрямую зависит от того, сумеем ли мы осознать необходимость нашего союза.
Архієпископ Переяслав-Хмельницький Митрофан: «Церква піднімається з колін»
Православие и католицизм в Украине (Краткая хроника событий)