МОСКВА. Редкие богослужебные сборники выставлены в экспозиции Музея им. Глинки
Нотные автографы богослужебных произведений П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Кастальского, А. Алябьева, П. Чеснокова, певческие сборники знаменного распева крюковой нотации, старинные иконописные изображения царя Давида и преп. Иоанна Дамаскина – святых покровителей храмовых певчих представлены на выставке «Музы. Музыка. Музей», открывшейся в Музее музыкальной культуры им. Глинки.
Устроители выставки, приуроченной к 100-летию музея, адресуют ее не только профессиональным музыкантам и историкам русской музыки, но и самому широкому кругу посетителей.
В экспозиции, состоящей из 5 тематических разделов, представлены уникальные документы, книги, рисунки и живописные полотна, эскизы декораций и сценических костюмов, афиши, фотографии, рукописи нот с автографами знаменитых русских композиторов, а также музыкальные инструменты, в том числе созданные прославленными мастерами Амати и Страдивари. Большая часть этих раритетов демонстрируется впервые.
Знакомство с выставкой посетители начинают с зала, центральное место в котором занимают предметы из коллекции, собранной Н.Г.Рубинштейном – основателем и первым директором Московской консерватории. Именно эта коллекция легла в основу всего музейного собрания. Среди них – фрагмент грифельной доски из класса Московской консерватории с автографом композитора Г.Берлиоза, личные вещи, книги, среди которых редкое издание переведенной на русский язык «Фигаровой женитьбы» Бомарше, вышедшее из университетской типографии Новикова в 1787 г.
С этой частью экспозиции тематически перекликается раздел, посвященный русскому музыкальному салону XIX в. Поклонников изобразительного искусства выставка порадует множеством графических и живописных работ, на которых запечатлены выдающиеся отечественные композиторы и исполнители — Рубинштейн, Глинка, Бородин и др. Широко отражено музыкальное наследие М.И.Глинки. Среди экспонатов, связанных с его творчеством — макет декораций к 1-му действию оперы «Жизнь за царя», поставленной в Большом театре в 1842 г., а также афиша юбилейной 50-й постановки оперы 1886 г.
Особое внимание в экспозиции уделено народному песенному творчеству и духовной музыке. В музейных витринах представлены старинные народные инструменты, а также записи переложений русских народных песен, выполненных Н.А. Римским-Корсаковым и А.А. Лядовым.
Внимание любителей церковного пения, без сомнения привлекут рукописный фрагмент Пасхальной службы, датируемый концом XVI в., уникальные рукописные Ирмологий и Октоих XVII в., а также альтовая партия «Службы Божией на 12 голосов на квадратной ноте» середины XVIII в.
САЛОНИКИ. Открылась фотовыставка «Фессалоники и Гора Афон на заре XX века»