Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл. На стезях спасения

(Проповедь в Киево-Печерской Лавре)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Каждый год 28 июля по новому стилю Киево-Печерская Лавра наполняется благочестивыми паломниками, иерархами, множеством духовенства, чтобы молитвенно вспомнить имя святого равноапостольного великого князя Владимира, который крестил Русь и тем самым совершил исторический перелом в судьбах множества людей.
В личности князя Владимира сочетались и государственная власть, и ответственность, и горячая вера, и даже некое пастырское отношение к людям. Неслучайно в день памяти святого равноапостольного князя читается отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором говорится о пастырстве: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10:14). Образ пастыря — это образ власти. Именно так понимался этот образ и в Ветхом, и в Новом Завете; и когда Господь говорит о Себе, что Он пастырь добрый, Он тоже говорит о Своей власти.
Но откуда такое удивительное обоснование этой власти: «И знаю Моих, и Мои знают Меня»? В человеческом обществе светская власть основывается либо на уважении, либо на страхе и принуждении, либо на выгоде. Что за обоснование Христовой власти приводится в Евангелии: «И знаю Моих, и Мои знают Меня»? Во Христе Иисусе, по слову апостола Павла, вся полнота Божества явлена телесно (см. Кол. 2:9). Поэтому, когда мы обретаем Христа, когда мы познаем Его, мы познаем Бога, а значит, власть Христа связана с богопознанием. В этой власти участвуют и человек, и Бог.
Что же такое богопознание? Человеку свойственна тяга к познанию — разумом и чувствами мы познаем окружающий нас мир. А как же познается Бог? Является ли разум столь же решающим фактором в богопознании? Опыт подсказывает, что нет. Конечно, разум присутствует; иногда при помощи разума открывается дверь навстречу Богу, но познать Бога только разумом, силой интеллекта невозможно; и никакой зависимости богопознания от образования, от силы разума не существует.
Познание Бога во Христе есть движение навстречу Богу, есть живая и реальная встреча с Ним. Если человек хотя бы раз в жизни проходит через эту встречу, если он прикасается к Богу во Христе, то это и есть познание Бога. Ибо для человека небезразлична эта встреча: как для Моисея встреча с Богом в горящей купине на горе Хорив привела к особым последствиям, так и для каждого из нас встреча с Богом всегда влечет особые последствия. Мы особенно переживаем присутствие Божие в нашей жизни, когда совершаем Таинство Святой Евхаристии. Радостное чувство, которое охватывает нас, слезы умиления, особый по силе и глубине опыт переживания встречи со Христом становятся неотъемлемой частью нашей жизни.
Христос — Глава Церкви, и Его власть над Церковью связана с богопознанием, с познанием людьми Христа. Чем ближе мы приходим к Нему, тем ярче Он присутствует в нашей жизни, тем глубже — не столько умом, сколько всеми фибрами души своей, всею жизнью — мы начинаем понимать, что Бог есть любовь. И наша любовь ко Христу — это и есть Его власть, Его пастырская власть над всеми нами. И собираются верные в Церковь, собираются вокруг своего епископа, который, по преданию церковному, восходящему к апостолам, пребывает на месте Христа в общине, совершающей Святую Евхаристию. И как важно, чтобы единство последователей Господа, объединенных вокруг спасительной Чаши, сохранялось властью и силой Главы Церкви, то есть властью и силой любви. Никакие даже самые хитроумные рычаги управления, на которые часто уповает светский мир, стремясь поддержать институт власти, по-настоящему никогда не работают в Церкви, потому что здесь власть Христа, власть любви. А если происходят разделения, то это значит, что утрачена любовь — единственная сила, способная соединять людей. Утрачено пастырское попечение, которое идет от Главы Церкви, Господа и Спасителя нашего. Поэтому церковные разделения — как некий индикатор, но не крепости церковной администрации, а духовного состояния людей, их способности реально встречаться со Христом и любовью к Нему и друг к другу, а значит, в единстве поддерживать Его пастырскую власть над Церковью.
Святой равноапостольный великий князь Владимир, не будучи рукоположенным пастырем, воспылал любовью ко Господу. Хотя историки пытаются объяснить Крещение Руси политическими или экономическими причинами, но все это человеческие объяснения. Ничто не могло бы изменить внутренней жизни язычника, переродить его, отвести слепоту душевную, вкупе же и телесную, если бы он сам не пошел навстречу Христу и, встретившись с Ним в Херсонесской купели, не стал другим человеком. Так язычник сделался святым равноапостольным князем, пастырем своего народа, который крестил Русь, начертал новые духовные ценности на скрижалях народной жизни, определил на века духовное совершенствование и возрастание своего народа.
Вспоминая молитвенно святого равноапостольного великого князя Владимира, искренне, от всего сердца обратимся к нему с молитвой о сохранении в духовном единстве всего наследия его; о народах, которые являются преемниками народа, крестившегося в Днепровской купели; о Церкви нашей — хранительнице предания Святой Руси. Будем молиться, чтобы святой Владимир, стоявший у истоков духовного рождения нашего народа, и сегодня просил Господа, чтобы приклонил Глава Церкви милость Свою ко всем нам, помогая возрастать в любви, а значит, в единомыслии, восстанавливать единство там, где оно разрушено, и сохранять там, где оно сохраняется, помня, что всякое разрушение единства Церкви есть свидетельство отпадения от Христа, потери связи с Ним, разрушения любви. И да сохранит нас Господь молитвами святого равноапостольного великого князя Владимира на стезях спасения. Аминь.

Завершение визита Предстоятеля РПЦ

28 июля 2011 года после Божественной литургии в Киево-Печерской Лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил мемориал Вечной Славы на могиле Неизвестного солдата и памятник жертвам массового голода 1930-х годов в Киеве. Предстоятель Русской Церкви возложил к мемориалам венки и совершил молитву об упокоении вождей и воинов, за веру и Отечество живот свой положивших, и о людях, погибших во время массового голода, охватившего в 30-е годы прошлого века ряд областей Украины, России и Казахстана. Была пропета «Вечная память».
В аэропорту Борисполь Его Святейшество провожали Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, иерархи и духовенство Украинской Православной Церкви.
Прощаясь, Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Блаженнейшего митрополита Владимира за теплый прием.

Послание
Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру
По завершении Первосвятительского визита на Украину Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру.
Его Блаженству, Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины

Ваше Блаженство, дорогой Владыка!
Сердечно благодарю Вас, собратьев-архиереев, клир и паству Украинской Православной Церкви за теплоту и радушие встречи в богоспасаемом граде Киеве.
С благоговением ступил я под сень святой Киевской Лавры, где пребывают святые мощи столь многих преподобных отцов. Мне также доставило радость лично поздравить Вас с днем Вашего небесного покровителя, святого равноапостольного князя Владимира, вместе с Вами в этот праздник совершить Божественную литургию и вознести общую молитву.
Молитвы и общение с Вами, с украинскими архипастырями и пастырями, с благочестивыми мирянами оставили светлое впечатление в моем сердце. Особенно важной для меня была наша последняя продолжительная беседа, в ходе которой удалось обсудить в духе братской любви наиболее существенные вопросы церковной жизни.
Я также благодарен Вашему Блаженству за то гостеприимство, с которым Украинской Православной Церковью был принят Его Святейшество и Блаженство, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Наша общая встреча и молитва — это лучшее свидетельство нашей любви во Христе и духовного единства.
От всей души желаю Вам здравия, крепости сил и помощи Божией в Вашем высоком и многотрудном служении.
С любовью о Господе
† Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси