Валерий Полищук. Духовное измерение Олимпиады
Духовное измерение Олимпиады
Валерий Полищук
В преддверии Олимпийских игр, которые, как известно, состоятся в августе в Афинах, Предстоятель Элладской Православной Церкви архиепископ Афинский и всея Эллады Блаженнейший Христодул обратился к священнослужителям греческой столицы с посланием. Он рекомендовал им не покидать на время Игр столицу, подготовить как можно больше переводов церковных книг и брошюр на разные языки, одеваться в соответствии с церковными требованиями и быть любезными со всеми гостями Афин.
Во время победоносного для греков чемпионата Европы по футболу Блаженнейший Владыка заявил: «Я молюсь, чтобы Господь удостоил нас отпраздновать футбольную победу. В наших сердцах есть надежда, что мы победим на футбольном поле и таким образом покажем свою любовь к родине. Победа не только будет означать единение, но и поможет известности нашей страны за рубежом, особенно сейчас, когда в канун Олимпийских игр весь мир вспомнил о том, что существует такая страна, как Греция». Награждая новых чемпионов Европы церковными орденами, он заявил, что футболисты заставили греков впервые за долгое время гордиться своей страной, и отметил важную роль спорта для воспитания молодежи. «После побед сборной наше юношество оставило насилие и праздновало успех с национальными флагами в руках. И это внушает надежду», — сказал Предстоятель ЭПЦ.
На первый взгляд, Церковь и спорт, особенно большой, — сферы, очень далеко отстоящие друг от друга. Но может ли Церковь отгораживаться от светской жизни. Тем более от событий, которые притягивают внимание мировой общественности. Олимпийские Игры — одно из таких событий.
Разумеется, древние Игры носили языческий характер. Состязания длились пять дней, из которых первый и пятый занимали торжественные церемонии и жертвоприношения. Победителей-олимпийцев увенчивали лавровыми венками, и до конца дней своих они пользовались высочайшим почетом. Народ обожествлял их, воздвигая в честь них статуи, поэты слагали гимны.
Итак, вера, хотя и ложная, двигала создателями Олимпийских Игр, а их проведение было религиозным обрядом. Поэтому, естественно, когда Римская империя стала христианской, два императора покончили с Играми: Феодосий І в 394 году запретил их, а Феодосий ІІ сжег остатки пришедшей в упадок Олимпии.
Олимпиада, возрожденная более ста лет назад Пьером де Кубертеном, сегодня далека от языческих традиций своей прародительницы. Все, что напоминает о них — зажжение олимпийского огня жрицами в хитонах, венки и т.д. — не более чем напоминание об античных традициях. Сама же суть этого грандиозного спортивного праздника, по своей задумке совершенно не противоречит высоким интернациональным человеческим идеалам и христианским ценностям. Другое дело, что всегда находятся морально ущербные люди, которые дискредитируют эту суть (к сожалению, таких примеров достаточно). Клятва участника Игр: «Я клянусь, что, прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам, а своим участием — прославлять свою страну и спорт» — клятва смиренного человека, проводника добра и справедливости. Именно «госпожой справедливости» назвал Олимпиаду древний поэт Пиндар.
В учении Церкви никогда не было гнушания плотью, отвращения ко всему телесному. Те, кто приписывает такие взгляды православным христианам, путают христианство с древними и новыми ересями. Церковь учит бороться только со страстями, из которых самая страшная — гордость, порождающая (в частности, в спорте) страсть к соперничеству и победам из тщеславия, игре на публику. Но что касается тела, то святые отцы Церкви, напротив, подчеркивали богозданную красоту человеческого тела и призывали к здоровому образу жизни. Еще во втором веке, касаясь темы спорта, христианский учитель Климент Александрийский поучал приходящих к вере язычников: «Если этим занятиям (гимнастическим) отдаются без отклонения от дел более важных, то это прекрасно и небесполезно… Одни могут бороться, другие — в мяч играть, особенно на открытом воздухе… И все же во всем должно соблюдать меру и цель».
Апостол Павел сравнивал христианский подвиг с устремленностью античных атлетов, бегом, кулачным боем. Казалось бы, странно. Но есть здесь глубокая аналогия. В спорте человек стремится превзойти свои физические возможности. Здесь проявляется изначально заложенное в человеке стремление к совершенствованию. Человек, не удовлетворенный достигнутым, постоянно стремится превзойти самого себя, находится в непрерывной поиске и напряжении.
Поэтому спорт дарит нам дух самопревосхождения, свободы и красоты. Эти черты роднят его с христианской верой, для которой, по словам Иоанна Златоуста, нужна душа бодрая и мужественная.
В последние годы оживилось сотрудничество Украинской Православной Церкви и спортивных организаций. Начало этому процессу было положено в 2000 году, накануне Олимпийских игр в Сиднее, семинаром, организованным УПЦ и Национальным Олимпийским комитетом Украины, «Православие, физическое воспитание, спорт», который состоялся в Киево-Печерской Лавре. В его работе принял участие Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир представители государственных ведающих спортом органов и спортивных обществ. В ходе дискуссии обсуждались вопросы духовного и физического воспитания молодежи, соответствия олимпийских идеалов христианским ценностям, взаимодействия Церкви и спортивных организаций. Эти же вопросы стояли на повестке дня на недавнем Всеукраинском съезде православной молодежи и обсуждались на нем в специальной секции «Молодежь и физическое воспитание». Сегодня стало привычным, что священники УПЦ окормляют спортивные организации и клубы и многие спортсмены берут у священников благословение перед соревнованиями. И то, что при Свято-Покровском Ионинском монастыре существует школа спортивных единоборств, также уже никого не удивляет.
Церковь не оставляет без внимания достижения выдающихся спортсменов, прославивших Украину в мире и своим примером пробуждающих благородные устремления подрастающего поколения. Многие из них — Валерий Лобановский, Олег Блохин, Андрей Шевченко, Сергей Ребров и другие награждены орденами УПЦ.
Тарас Борозенец. Человек как экклезиальная ипостась
Священник Владимир Савельев. Православие и новейший латинский Катехизис