21.10.2010. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Клирики епархии приняли участие в канонизации своего родственника
В воскресный день 10 октября в Полтавском Крестовоздвиженском женском монастыре состоялся Чин прославления в лике святых епископа Афанасия (Вольховского). Божественную литургию и прославление возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
За богослужением Его Блаженству сослужили: архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем, архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви и духовенство региона.
Также в канонизации приняли участие родственники новопрославленного святителя — клирики Днепропетровской епархии протоиерей Георгий Вольховский со своим сыном протоиереем Глебом Вольховским. Согласно родовому древу фамилии Вольховских святитель Афанасий по своему сыну Петру является для прот. Георгия Вольховского прапрадедом в седьмом колене, и соответственно для прот. Глеба — прапрадедом в восьмом колене.
Потомки святителя Афанасия принимали самое активное участие в сборе информации и необходимых документов при подготовке к канонизации. Они также помогли составить полное жизнеописание святителя, издание которого появится в скором времени.
За Литургией после входа с Евангелием была совершена последняя заупокойная лития по епископу Афанасию, после чего с огласительними словами выступили два иерарха. Архиепископ Полтавский и Миргородский Филип зачитал решение Священного Синода Украинской Православной Церкви о причислении епископа Афанасия (Вольховского) к лику местночтимых святых с установлением дня его памяти 14 января по новому стилю (Журнал № 25 от 28 мая 2010 года). А архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем зачитал житие новопрославленного святителя.
Далее под пение тропаря новопрославленому святому из алтаря была вынесенная икона с изображением подвижника, и Блаженнейший Митрополит Владимир совершил первое молитвенное поклонение святому образу святителя Афанасия. Примеру Архипастыря последовали другие иерархи и духовенство. В момент поклонения было пропето величание святителю Афанасию тем самым, прославив его в лике святых.
По завершении богослужения Митрополит Владимир обратился к многочисленному собранию с поздравительным словом. «Я хочу поздравить вас с событием прославления нового святого и вашего земляка, который будет молиться за нас Богу, если мы будем к нему обращаться. Пусть Господь поучает нас нашей жизнью, чтобы мы понимали и наследовали, что такое святая жизнь и что такое грешная жизнь, потому что святая жизнь приводит людей к Богу и дает большую благодать. Пусть Милосердный Господь водворит мир в наших душах, сердцах и нашем обществе, нашем государстве и нашей Церкви», — сказал в частности Архипастырь.
В свою очередь Полтавский Архипастырь владыка Филипп поблагодарил Предстоятеля за его визит в Полтавскую епархию и на молитвенную память подарил ему икону преподобного Серафима Саровского, написанную воспитанниками Полтавской духовной семинарии.
На торжествах в этот день присутствовали первые лица города и области, представители властных структур, директора предприятий, ректора высших учебных заведений, представители общественности, журналисты.
По завершении поздравлений Блаженнейший Митрополит Владимир благословил верующих.
Также в этот день в Полтавском Художественном музее имени Николая Ярошенко состоялось открытие выставки «Портреты церковных деятелей XVII-XIX столетий из собрания Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника».
Пресс-служба Днепропетровской епархии
Житие святителя Афанасия, епископа Могилевского и Полоцкого, Полтавского Чудотворца (ок. 1741 — 1/14 января 1801)
Афанасий (Вольховский), епископ Могилевский и Полоцкий, родился в г. Полтаве в семье священника Павла Вольховского. По свидетельству рукописи, сохранившейся в архивах Полтавской епархии, при крещении младенец был именован Феодором. Дядя же будущего святителя был епископом Тверским, после Ярославским, и назывался также Афанасием (Вольховским).
Феодор окончил Тверскую Духовную Семинарию и Киевскую Духовную Академию.
Горе между тем рано заглянуло в очи тому, для которого предназначен был свыше путь горестей и напастей. В двадцать три года он потерял отца, затем благодетеля и воспитателя — дядю. Оставаться далее на чужой стороне молодому образованному Вольховскому не пожелалось.
В 1765 году, по окончании Академии, рукоположен во священника в Николаевской церкви г. Полтавы.
1 октября 1769 года, после смерти супруги, принял монашество в Черниговском Ильинском монастыре и наименован Афанасием, в честь святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца; имя избрано также и в память о почившем к тому времени дяде его, архиепископе Афанасии. С 1770 года исполнял разные послушания при Черниговском кафедральном соборе и Свято-Троицком монастыре.
В 1776 году определен игуменом Новгородского Кириллова монастыря.
В 1781 году стал наместником Александро-Невской Лавры.
В 1783 году был переведен сначала в Новгородский Отенский Покровский Трехсвятительский монастырь, а затем –– в Вяжицкий (с возведением в сан архимандрита).
13 ноября 1785 года назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря.
6 мая именным Ея Императорского Величества Указом архимандрит Афанасий (Вольховский) утвержден на Старо-Русскую викарную кафедру Новгородской епархии. 14 июля архимандрит Афанасий был наречен, а 30 июля 1788 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. На этой кафедре был ближайшим помощником маститого старца, митрополита Гавриила (Петрова).
«Около пяти лет светил он на этой кафедре, как на свещнице, и на шестом десятке своих лет переведен в город Могилев — губернский, на самостоятельную кафедру, и именно в 1795 году, по кончине приснопамятного Георгия Конисского», — свидетельствует жизнеописание.
С 5 марта 1795 года –– епископ Могилевский и Полоцкий.
11 мая 1797 года награжден орденом св. Александра Невского. В жизнеописании отмечено: «Два с половиною года Святитель Афанасий безмятежно управлял Могилевскою паствою, в которой и оставил по себе память мудрого и доброго пастыря не одним Окружным Посланием своим к ней, но и тем наипаче, что в среде её «много униатских церквей и народа обратил в благочестие» (православие). По вниманию к таковым, без сомнения, великим подвигам, Император Павел Петрович, при Всемилостивейшем и лестном рескрипте, 11 мая 1797 года, пожаловал Епископу Афанасию орден Св. Александра Невского. Но эта звезда была уже последнею на жизненном небосклоне Святителя Божия и, как эмблема земного величия и славы, скоро померкла».
В том же году в Синод поступил донос диакона Харкевича, в котором на епископа Афанасия возводились различные клеветы. В жизнеописании так описано сие происшествие: «Один недостойный диакон, некий Харкевич, забыв наставление Слова Божия, по которому не подобает диакону быти двоязычну, подобно Иуде Искариотскому, продавшему своего Учителя и Господа за 30 сребреников, продал своего архипастыря Афанасия духу злобы и лукавства, духу гордости и честолюбия: он оклеветал его ужасною клеветою. Посланный в Св. Синод донос взводил на Святителя Божия тяжкие преступления в нравственном и даже гражданском отношениях. Святитель Афанасий обвинялся, страшно вымолвить, «в прелюбодеянии, лихоимстве, несоблюдении табельных дней и в других не менее тяжких преступлениях». Был верный расчет доносчика обвинять епископа, как монаха, — в прелюбодеянии, как начальника, — в лихоимстве, как подданного, — в несоблюдении табельных дней, потому что в этих пороках могло сказаться все худое о ненавистном диакону его архипастыре».
Узнав о содержании доноса, Преосвященный Афанасий обратился с прошением об увольнении его от управления епархией, имея в виду также оградить Православие в крае от поношений и подозрений.
Указом Императора, в удовлетворение прошения, епископ Афанасий (Вольховский) был удален с кафедры и определен на покой в Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Полтавской губернии (27 августа 1797 года).
О несправедливом характере обвинений в адрес святителя свидетельствует тот факт, что по делу о столь тяжких клеветах не было назначено никакого следствия, а самому епископу Императорским указом была назначены пенсия.
Из жизнеописания известно следующее: «Итак, Святитель Божий Афанасий, избравший при вступлении в монашество Лубенского Угодника Божия, Патриарха Афанасия, своим патроном, приходит к своему покровителю и руководителю учиться терпению, которое рождается от скорби, по слову Апостола. А скорбь у Святителя Божия была велика и сильна. И Царская милость, выраженная впоследствии в пожаловании ему пенсии, не утешила его. Пуще всего боялся он той мысли, не сделал ли он собою невольного соблазна. Эта, видно, мысль была у него неотвязчива, и только Милосердая Царица неба и земли, наша славная Владычица и Богородица и Приснодева Мария, смысл лучший паче естественного людям подающая, не оставляла его и тогда Своим Покровом, когда он сильно недуговал душевно, или, точнее сказать, был в великом духовном испытании.
Такое тяжелое состояние, пред переходом в вечность Святителя Божия Афанасия, продолжалось около полугода. Он прибыл в г. Полтаву как бы проститься с родными и опочил у них на руках».
Скончался 1 января 1801 года в Полтаве. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Мощи его почивали нетленно.
«Весьма утешительно для верующих и благочестивых православных людей узнавать, как протекала жизнь тех подвижников веры и благочестия, которые по кончине своей пребывают нетленны многие десятки лет, и даже сотни, и которые и заживо, и по преставлении своем неоскудно изливали и изливают милости свои всем призывающим их молитвенно на помощь. Такие Угодники Божии, не будучи еще канонизованы святой Церковию, тем не менее, чтятся Боголюбивым народом русским, который, совершая о таковых панихидные моления, прибегает и за их помощью. К числу таких Угодников Божиих относится … и Полтавский святитель, нетленно почивающий в тамошнем Крестовоздвиженском монастыре: епископ Афанасий, преставившийся … в начале 1801-го года. Почивает он под сводами соборного храма Крестовоздвиженского мужского монастыря, в г. Полтаве, в одном из отделений тамошней усыпальницы» — свидетельствует историческое описание.
Прибывший на Прилукскую кафедру (Полтавское викариатство) Преосвященный Иларион (Юшенов), в 1882 году обозревая гробницу Преосвященного Афанасия, обнаружил нетление тела его. Об этом было доложено в Синод, откуда последовало предписание изнести гроб из усыпальницы, а в склепе устроить церковь, где поставить мощи и там служить панихиды до времени официальной канонизации.
Ввиду многих исцелений и чудес материалы к канонизации святителя Афанасия были подготовлены в самое краткое время. Имя святителя Афанасия было внесено в готовящийся к изданию Полтавский патерик.
Так обращались в молитвах к еще не прославленному угоднику Христову: «Скорбный Святитель Божий Афанасий, помолись о нас Господу Богу, аще имаши дерзновение к Нему молитися за ны, прибегающии к тебе. Воззри на наши скорби, на клевету, и нас облегающую, и расторгни узы и мрежи, связующия нашу душу. Дай нам помощь молитвами твоими, да укрепит Господь наши силы и наш ум, умерщвляемые грехами, да ограждаемые крестным знамением и помогаемые Пресвятою Госпожею Девою и Богородицею, поживем в благочестии и чистоте и, тако достигнув вечера жизни нашея, отыдем к незаходимому Свету — Христу. Аминь».
Торжества по случаю прославления святителя Афанасия планировалось совершить после Собора Русской Церкви 1917 года, однако сему воспрепятствовала начавшаяся революция.
Имеются многочисленные свидетельства о силе молитвенного предстательства блаженной памяти епископа Афанасия. Так, в дореволюционных монастырских архивах хранились записи об исцелении по молитвам святителя Афанасия:
мещанки Анны Прокопенковой — от сильной болезни ног;
мещанина Ф. Новосельского — от тяжкой болезни правой руки, которой он в течение полугода не владел;
харьковской мещанки Кл. Соколовой — от запоя;
девицы Зинаиды Барановой — от тяжкого воспаления руки и избавлении от угрожавшей ампутации.
Имеется свидетельство Губернского секретаря Я. П. Матюхи о чудесной помощи Полтавского святителя, выразившейся в избавлении от несправедливого обвинения.
В книге, изданной более 100 лет назад, высказано твердое убеждение: «Жизнь этого Святителя разрешилась скорбями, вследствие перенесенных им людских напастей и клеветы человеческой, и, вероятно поэтому, он, будучи сам искушен клеветою, может и другим, сущим в скорбях от клеветы и напраслины, помогать данною ему от Бога благодатью».
Поистине чудесным образом Господь сохранил честные останки святого Своего угодника. Почивавшие нетленно в особенном склепе Крестовоздвиженского собора Полтавского монастыря, после большевицкого переворота мощи были переданы в краеведческий музей Полтавы, в качестве экспоната антирелигиозной выставки. Там они находились до начала Великой Отечественной войны, а с приходом оккупантов были тайно перенесены в монастырь, где и были погребены под полом соборного храма обители. Когда же краеведческий музей сгорел, распространилось убеждение в том, что вместе сгорели и святые мощи епископа Афанасия (Вольховского). И хотя было известно о настоящем месте нахождения святых останков, церковные власти не торопились разглашать это, из справедливого опасения возможного осквернения мощей от рук безбожников.
Около 1995 года мощи были перезахоронены на монастырском кладбище между Крестовоздвиженским собором и Троицким храмом.
А в 2009 году по благословению и при личном участии Высокопреосвященнейшего архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа, начались работы по сбору материалов для канонизации епископа Афанасия (Вольховского). Был составлен проект тропаря и кондака, а также иконописного изображения святого.
На заседании комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, состоявшемся в Киеве 2 марта 2010 года под председательством главы комиссии Высокопреосвященнейшего архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, был рассмотрен рапорт Управляющего Полтавской епархией о возможности причисления епископа Афанасия (Вольховского) к лику местночтимых святых.
Комиссия постановила направить Блаженнейшему митрополиту Владимиру рапорт с прошением рассмотреть вопрос о канонизации святителя Афанасия (Вольховского).
Священным Синодом Украинской Православной Церкви в заседании 27 мая 2010 года был рассмотрен указанный рапорт председателя комиссии по канонизации святых.
ЖУРНАЛ № 25
В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины,
СЛУШАЛИ
рапорт Преосвященного Иоанна, архиепископа Херсонского и Таврического, Председателя Комиссии по канонизации святых УПЦ, о причислении к лику местночтимых святых Полтавской епархии епископа Афанасия (Вольховского, + 1. 01. 1801)
Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса, и учитывая народное почитание епископа Афанасия (Вольховского)
ПОСТАНОВИЛИ
1. Благословить для местного прославления и почитания епископа Афанасия (Вольховского)
2. Утвердить иконописное изображение Святителя Афанасия Полтавского, Мгарского
3. Останки Святителя Афанасия Полтавского, Мгарского, аще таковые обретаются, считать святыми мощами
4. Память Святителю Афанасию Полтавскому, Мгарскому совершать 1/14 января
Вознести благодарение Всемилостивому Богу, дивному во святых Своих, явившему нам нового молитвенника за нашу Святую Церковь и наш народ.
Литература:
Аскоченский. Киев с его древнейшим училищем — академией. Т. 2., С. 279–280
Бучневич В. Записки о Полтаве и ея памятниках. — Полтава, 1882
Бучневич, Полтавские епархиальные ведомости, 1880, №2, 1886, № 13, 1883, № 17
Бучневич, Полтавские губернские ведомости, 1892, № 28
Духовный дневник, 1862, Т. 3., С. 523
Добрынин, Русская старина, 1871, Т. 4., С. 308
Русский архив, изд. 1874 г. Тетрадь 9, столбцы 569–574
Святители Амвросий и Афанасий, почивающие в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. изд. 4-е, исправленное. — Полтава: Электрическая типо-литография И. А. Лохмана, Александровская улица, 1903.
Списки архиерейских кафедр / Гр. Ю. Толстой, № 156, С. 20.
21.10.2010. КИЕВ. Аделадже грозит 12 лет с конфискацией
21.10.2010. ЗАПОРОЖЬЕ. Подростки обворовали две сельские церкви