Социальное служение Православной Церкви
Социальное служение Православной Церкви
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем ежегодном обращении к епархиальному духовенству остановился на важнейших проблемах пастырского и социального служения, с которыми сталкиваются православные священнослужители и общины не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Ниже мы публикуем в сокращении некоторые главы из этого объемного послания.
Церковь в современном мире
.
Согласно опросам общественного мнения, из всех общественных и государственных структур рейтинг доверия Церкви, несмотря на явно недоброжелательное отношение к ней многих СМИ, очень высок. Обращение к Церкви осуществляется на разных уровнях: через храм, через разные церковные структуры, через духовенство. И, как это ни удивительно, после стольких десятилетий безбожного воспитания наш народ все-таки тянется к Богу и Матери-Церкви. Но необходимо отметить, что адекватного ответа Церкви на ожидания современного общества не получается. Конечно, основная причина в том, что десятилетия гонений сократили десятикратно количественный состав духовенства, и восполнить утраты в короткий исторический срок невозможно. Но есть и другие причины, выявив которые, можно улучшить церковно-общественную жизнь Сейчас началась смена поколений в нашем клире. С каждым годом все меньше будет оставаться священнослужителей, прошедших горнило церковной жизни, связанной с бесправием и утеснениями, воспитанных в строгом послушании иерархии. Их духовный опыт нельзя переоценить, он является церковным сокровищем народа Божия. Но в то же время этот опыт нуждается не только в осмыслении, но и в расширении с учетом новых условий. Ведь одно дело — вести приходской церковный корабль в период притеснений, а другое — в эпоху разбушевавшихся соблазнов. Сейчас от пастырей требуются не только такие качества, как сдержанность, осторожность, терпеливость, гибкость, мудрость, спокойствие, дисциплина, которые были столь необходимы в прошедшую эпоху, но инициативность, образованность, коммуникабельность, воспитанность.
И через десять лет после смены строя государственной жизни народ, «духовной жаждою томим», по-прежнему испытывает духовный голод. И к пастырям вновь обращены слова Господа и Спасителя нашего: “Вы дайте им есть!” (Мф. 14. 17).
Взирая на Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа через Святое Евангелие, мы видим, что Его служение выражалось не только в молитве, но в постоянном служении ближним, особенно страждущим. Господь учил, исцелял, воскрешал, кормил, заботился об окормлении детей Словом Божиим. Конечно, Божественная литургия, молитва, храм, где они совершаются, — это фундамент, корень церковной жизни, а ствол и ветви этого насажденного Господом древа должны прорасти в тело всей народной жизни. Не может и не должна жизнь Церкви, как во время гонений, замыкаться внутри общины. Соль не должна потерять силу. Церковь должна продолжать осаливать мир, предохраняя его от гниения, спасая от греха, уча добру. Нам нельзя ограничиваться лишь реставрацией порушенных святынь и строительством новых храмов, думая, что возвращение народа к Богу произойдет как бы само собой. Нива Христова требует труда.
Все мы были свидетелями вакханалии, затеянной силами, одержимыми духом антихриста, когда стало известно, что появилась возможность факультативного преподавания русским детям Основ православной культуры. Количество сект не уменьшается, пьянство и наркомания расширяют жатву. А пастыри по-стариковски вздыхают, покачивая головами? Сейчас идет битва за молодежь. У врага рода человеческого огромные средства, и они направлены на соблазн неокрепших душ. Пастыри должны противопоставить этому диавольскому напору слово правды, Истины Христовой. Священник должен идти туда, где его ждут: в школу, училище, институт, больницу, сиротское заведение, дом престарелых, в армию и тюрьму, к чиновнику и депутату.
Церковь должна активизировать все добрые силы народа, церковно образовать его, направить на созидательный труд. И первая наша забота — дети и молодежь. Разве так уж трудно организовать при храме детско-юношеский хор, изостудию для будущих иконописцев, спортивную секцию, чтобы подрастающее поколение чувствовало на себе пастырскую заботу Церкви, тем более что многие дети — полусироты.
Вот уже более десяти лет, как в результате политических и общественных перемен в нашей стране Церковь обрела большую внешнюю свободу для проявления своей миссии в обществе. Внутренне христианская личность всегда свободна, ибо свобода есть неотъемлемый дар Божий, независимый от внешних условий существования. Внутренняя свобода может быть искажена лишь собственным произволом или добровольно утрачена, когда человек попадает в рабство страстям. Таким образом, подлинная свобода связана с самообладанием и предполагает внутреннюю дисциплину, благодаря которой происходит развитие, становление высокой, сознательно ответственной личности.
При сочетании внешней, общественной и личной свобод, как стремления к личному и общему во Христе Иисусе Спасению, может быть достигнут наилучший результат деятельности. Но, к сожалению, мы должны констатировать, что впечатляющих достижений на пути реализации новых открывающихся возможностей мы не имеем. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы кратко проанализировать основные направления пастырской деятельности, внешней церковной деятельности и социального служения храмов и обителей.
Пастырское служение в современном мире
Мы живем в эпоху информационной революции. Средства электронной, компьютерной, телефонной связи совершенствуются с каждым днем, принципиально изменяя функциональные возможности человека, многократно усиливая взаимовлияние отдельных личностей и современных культурных конгломератов. Связанное с быстрым развитием новых технологий колоссальное ускорение ритма жизни создает перегрузки в эмоциональной и интеллектуальной жизни человека и приводит к парадоксальным последствиям. С одной стороны, появился огромный слой молодежи со сниженными познавательными способностями, с потерей интереса к подлинным ценностям — религии, культуре, науке и искусству. Налицо очевидная деградация человека, переход от богатой и глубокой духовной жизни на уровень примитивных инстинктов и рефлексов.
С другой стороны, чтобы сегодня быть услышанным, необходимо быть широко и глубоко образованным человеком, профессионалом в своей области, идти в ногу с мировыми достижениями науки и культуры. Борьба противоположных тенденций сопровождается появлением новых возможностей, укоренением в обществе прав и свобод, гарантированных законом, и одновременно нарастанием духовного рабства вследствие утраты человеком действительной духовной свободы.
В этих условиях пастыри нашей Церкви должны иметь хорошее образование, высокую культуру. Но главное, пастырь всегда и везде должен оставаться служителем Божиим. Он не может быть священником только в храме, а вне него жить, говорить, мыслить и вести себя по-другому, не как священник, а как светский человек. Двойная жизнь и двойная мораль недопустимы: “…Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами”, — говорит Господь (Мк. 8. 38).
Священник обязан быть церковным всегда и во всем, но церковность не есть только внешнее благоприличие или согласие с общепринятым учением и правилами, но внутреннее состояние души, которая любит Христа, для которой Церковь Христова есть Путь, Истина и Жизнь. Если есть в служителе Божием горение веры, пламенная и святая ревность, то этим благодатным огнем он зажигает души других к молитве, подвигу и благим делам.
Священникам, как и Апостолам, дано знать “тайны Царствия Божия” (Лк. 8. 10). Это не есть какое-то эзотерическое тайное знание, сокрытое от непосвященных. В христианстве подлинном ни от кого нет секретов, все явно и открыто, как о том свидетельствовал Сам Христос перед синедрионом: “Я говорил явно миру; я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего” (Ин. 18. 20). Но в христианстве есть неиссякаемая Божественная глубина и высота, которые недоступны праздному рационалистическому любопытству, но открываются ищущим их чистым сердцем в смиренном Богомыслии и вдохновенном молитвенном Богообщении. Причастником и сотаинником Небесных Таин, света и красоты грядущего Царства Божия, его Правды и Силы, содержащихся в Таинствах церковных, священник становится сам и приобщает к ним верующих прежде всего через богослужение и литургическую молитву, выше которой ничего нет на свете.
Божественная литургия, Святая Евхаристия — это чудо из чудес, ежедневно совершаемое в храме. Это чудо радостной встречи с живым Христом дано каждому желающему. И как прискорбно иногда видеть, что священник совершает Божественную литургию привычно, формально, холодно, поглощенный обычными житейскими мыслями и попечениями, без страха Божия и благоговения. Он ничего не открывает в Литургии для себя, не получает благодатных даров и, мало того, своей холодностью и бесчувственностью мешает и другим молиться.
К каждой Литургии священник должен готовиться как к встрече с Живым Богом — так, как готовились ко встрече с Живым Богом, Владыкой жизни и смерти, великие пророки Моисей и Илия. Наши великие старцы говорили, что каждую Литургию нужно служить как первую и последнюю в своей жизни. Сказанное не означает, что в остальное, внебогослужебное время священник должен быть отрешенным от земных человеческих проблем и трудностей. В Литургии он должен получать заряд любви и света и нести эти благодатные дары в нашу земную жизнь. Не быть формальным и равнодушным к людям, что отторгает людей от веры, но, напротив, входить всем сердцем и разумом в переживания людей, быть их чутким и добрым наставником, утешителем, другом.
Но и в желании быть наставником, учителем, руководителем необходимо иметь скромность и рассудительность. Православие не знает католического разделения на Церковь учащих и Церковь учимых. Часто у священника спрашивают совета, как поступить в том или другом случае. И касается это в основном житейских вопросов, а отнюдь не религиозных, не того, как спастись или как поступить в данном случае по воле Божией, как не нарушить заповеди. Если священник достаточного духовного опыта не имеет и не знает мнений святых отцов и подвижников, то лучше прямо и честно сказать: «Простите, не знаю. Давайте вместе помолимся об этом, и, может быть, Господь откроет вам свою волю». Такая позиция не унижает священнического сана и достоинства.
Надо иметь в виду еще одно обстоятельство. Некоторые люди спрашивают совета не по послушанию и смирению, а от своей духовной лени, от нежелания самостоятельно принимать решения и быть ответственным за них перед Богом и людьми. Такими лицами руководит лукавое стремление переложить ответственность на другого, то есть на священника. Они рассуждают так: если священник ошибся, дал неверный совет, то он и несет ответственность за это, а я невиновен и не несу ответственности. Такая позиция есть искание легкого духовного пути под личиной послушания. В конце концов она приводит к духовной самопорабощенности. Все христиане призваны к духовной свободе, и надо это ценить и уметь пользоваться духовной свободой, которую даровал нам Христос Господь. “Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства… К свободе призваны вы, братия” (Гал. 5. 1, 13). Свобода и послушание взаимосвязаны и не противоречат друг другу.
Бог есть Отец творения, всех живущих, и поэтому все люди в едином Небесном Отце между собою братья и сестры. У Бога нет пасынков и падчериц. Более того, у Небесного Отца нет внуков и правнуков — все только дети, которые состоят в первой степени родства с Господом. Поэтому в земной Церкви, которая является отражением Царства Небесного, должны быть как бы семейные отношения. Подлинное церковное каноническое послушание — это послушание любви сына к отцу и отца к сыну, а не послушание раба, трепещущего перед деспотизмом владыки, и не самовластье барина перед униженным слугой.
Священнику в Таинстве рукоположения дается великая власть отеческой любви, а не личного эгоистического произвола. Народ наш всегда это чувствовал и сознавал и потому ласково называл священника батюшкой, отцом. Служения в Церкви различны, но цель одна — общее Спасение. Средства и методы к достижению этой цели множественны, но все они должны быть проникнуты общим нравственным настроением — создать в приходе «Божию семью».
.
Тщеславное желание быть не таким, как прочие, а может быть, и денежный расчет, вызывают к жизни псевдопастырскую деятельность разных лжестарцев, которые под видом духовного ведения и благодатной прозорливости отравляют души людей дешевым религиозным экстремизмом и фанатизмом, всевозможными запретами, не имеющими разумных оснований в церковной традиции, например, рекомендациями избавляться от светских вещей, литературы, не лечиться у врачей, полагаясь только на волю Божию, срочно менять местожительство и уезжать из Москвы, так как скоро конец света (видимо, полагают, что в другом месте конца света не будет!). В этих случаях православное благодатное пастырствование подменяется психологическим давлением на пасомых, свойственным сектантскому гипнозу, вызывающему массовый психоз.
Среди части церковного народа, но в основном в малоцерковной среде, имеет место болезненное сектантское умственное движение, направленное как против государственной регистрации и удостоверения личности, так и против позиции Церкви по этому вопросу. По поводу принятия или неприятия ИНН ранее было дано обоснованное и авторитетное разъяснение Богословской комиссии и Священного Синода. Но некоторые силы, которые самозванно выдают себя за единственно и подлинно православных, выражающие мнение будто бы всей Церкви, до сих пор искусственно возбуждают церковный народ и сеют апокалиптический страх, который часто парализует волю и отводит людей от активной духовно-религиозной и общественно полезной деятельности.
По существу, в мировоззрении этого движения мы видим рецидив древнего пифагорейско-каббалистического отношения к цифрам и буквам как к знакам эзотерических доктрин. Каждая цифра и буква, помимо общепринятого, имеет якобы еще тайный смысл. Церковь всегда пользовалась языком символов, но никогда не прибегала к мистическим языческим понятиям и категориям.
В этом движении, направленном и согретом не столько духовным идеалом, сколько идеалом национально-политическим, неправомерно и то, что временным, локальным явлениям (таким, как перепись населения, введение новых образцов паспортов и удостоверений личности) придается глобальное, общемировое, апокалиптическое значение. Повсюду видятся козни антихриста и признаки последних времен. Но при таком понимании и настроении утрачивается вера в будущее, вера в само историческое существование Русской Православной Церкви.
Некоторые участники этого движения серьезно, может быть, даже трагически больно переживают разлад и неустроенность нашей жизни, но «петь общенациональную панихиду» еще рано. Не исключено, что это сектантское движение искусно поддерживается и усиленно внедряется для создания раскола в церковном обществе. Тогда это особенно опасно, и как никогда актуально звучат для нас слова Апостола: “Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились и уклоняйтесь от них” (Рим. 16. 17).
Подобная раскольническая деятельность подменяет разумную церковную жизнь перманентным противостоянием мнимым «отступникам», «предателям Православия» и процветает на почве невежества, отсутствия культуры и интеллектуального развития.
Миссионерская и катехизаторская деятельность приходов по-прежнему, как в советский период, замыкается почти исключительно в стенах храмов или церковно-приходских школ, в то время как существует множество других возможностей для полного и убедительного свидетельства о Православной вере и православной культуре. Вне сферы нашей катехизаторской и просветительской деятельности остаются светские учебные заведения всех уровней, где можно и нужно организовать, по согласованию с руководством этих заведений, даже вне рамок основного учебного процесса, христианские православные факультативы, циклы тематических лекций и пастырских бесед. Из-за нашей инертности и лени мы не выполняем прямой заповеди Господа: “Идите, научите все народы.., уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28. 19-20).
Как известно, свято место пусто не бывает, и образовавшийся из-за нашей нерешительности и лени вакуум настойчиво и усиленно занимают сектанты и представители других конфессий, которых можно встретить повсюду — от детских домов до домов престарелых, от общеобразовательных школ до университетов и академий.
Видя это, и государство стало осознавать насущную необходимость религиозного образования. Министерством образования Российской Федерации утверждены для высшей школы государственные стандарты по теологии, для средней школы — примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Но кто будет преподавать религиозные дисциплины тем студентам и детям, которые захотят получить богословские знания, приобщиться к религиозной культуре?
Это обязывает наше духовенство и монашество быстрее повышать свой образовательный уровень, готовить в своих рядах столь необходимые сейчас педагогические кадры, воспринимать миссионерский, учительный подвиг, соединяющий разумную веру с нравственной чистотой.
Священник в наше время сам должен идти к людям, особенно к молодому поколению. Нужно идти в школы и вузы, печататься в газетах, выступать по радио и телевидению. Для этого нужно иметь образование. Неоценим подвиг священника, открытого обществу, умеющего творчески и самоотверженно трудиться для общего блага. Как много он может сделать теперь, когда народ среди окружающего сгущающегося мрака жаждет добра, духовной красоты, просвещенной веры!
“Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф. 11. 29), — говорит Господь. Кроткий и смиренный, бескорыстный, нестяжательный, скромный и любвеобильный, образованный и нравственно безупречный пастырь, как никогда, нужен сегодня нашему бедному народу.
Горе тем, кто, по словам Апостола, не благовествуют, кто превращаются в наемников, начетчиков, требоисполнителей, фарисеев и лицемеров.
И, несомненно, счастливы будут те, которые станут пастырями добрыми и в наш жестокий век помогут своему народу вновь обрести святую веру в Бога, вернуться в Церковь и возродиться благодатию Духа Святого.
Проблемы пастырского служения
Одной из существенных проблем пастырского служения является обмирщение, секуляризация, потеря благочестия, благоговения перед святыней, хотя эта проблема стояла еще в дореволюционной России. И не на пустом месте возникло обновленчество. Примечательно, что оно исчезло именно в годы советской власти, в условиях жестокого гонения на Церковь, когда в Церковь приходили не случайные люди, а глубоко верующие, готовые к испытаниям. Сейчас, когда закончились эти гонения, проблема встает перед нами вновь. Духовенство вновь теряет благоговение перед алтарем, перед совершаемыми Таинствами.
Несомненно, что каждый из нас в той или иной степени подвержен греху рассеянности во время богослужения, восприятию стояния пред Престолом как чего-то обычного, повседневного — это вопрос индивидуальной исповеди. Но тем не менее каждый пастырь призван быть образцом подтянутости, благоговения, и это должно иметь внешнее выражение, особенно за богослужением, при стоянии у Престола Божия.
Прекрасным образцом этого были старые священнослужители. Они поистине пламенели в молитве, стоя у Престола Божия, и стояние это считали высокой честью для себя. Конечно же, при них не бывало такого, чтобы при соборном служении, в обычные моменты службы хотя бы один из священников неотлучно не стоял бы у Престола. Если за всенощным бдением один священник помазывал, то второй стоял сбоку на обычном священническом месте. Такой же практики следовало бы придерживаться и сейчас. За вседневным богослужением вполне допустимо и похвально, если священник выходит на клирос, принимает участие в чтении и пении, сам читает шестопсалмие, кафизмы, канон и другие молитвословия.
Но недопустимо, когда молодой священник всю службу сидит в алтаре, иногда на Горнем месте, вставая лишь для того, чтобы благословить диакону кадило или произнести возглас, после чего вновь садится. Народ всю службу стоит в храме, а у Престола порой никого нет: священник отдыхает, сидя в алтаре. И это тот человек, который должен являть собою пример молитвенного подвига. Оправдание при этом бывает простое: на Востоке и, в частности, на Афоне, в монастырях за службой сидят. Жаль, что клирики, которые благодаря открывшимся границам совершили паломнические поездки в греческие монастыри, увидели там только это, а не прониклись тем молитвенным подвигом, которым живут насельники этих монастырей. Там праздничное всенощное бдение совершается всю ночь, заканчиваясь с восходом солнца. Может ли это сравниться с нашей двух-трехчасовой праздничной службой или полуторачасовой, а то и часовой вседневной: “и так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?” (Мф. 26. 40). Клирики, посетившие эти монастыри, заметив внешнее, не сумели рассмотреть внутреннее, проникнуть в сокровенное. Более того, отмечены случаи, когда подобные священнослужители сидят в алтаре даже при совершении Божественной литургии, пользуясь тем, что Царские врата закрыты. Какой пример благочестия может показать такой священник? Сидение в алтаре на Горнем месте обусловлено символизмом службы. Епископ и священники сидят, когда читаются паримии или Апостольские послания, символизируя собой в этот момент Христа и Апостолов. Но как только начинается Евангельское чтение и Царь Славы Сам обращается к нам, епископ и все клирики встают, внимая Его словам. Диаконам же вообще возбраняется сидеть в алтаре.
То же самое касается других Таинств, особенно исповеди. Находятся священники, которые принимают исповедь сидя. Вполне понятно, когда это позволяет себе, например, известный всем архимандрит Кирилл. Он старый и тяжело больной человек. Ему будет простительно, если он будет принимать исповедь даже лежа, и нам остается благодарить Бога за то, что Он дает ему на это силы. Но какое может быть оправдание, когда то же самое позволяет себе молодой, порой только что рукоположенный священник? Каким он видит свое место? Считает себя верховным судьей, а кающегося подсудимым? Непонятно, придают ли такого рода духовники хоть какое-то значение обращению к кающимся: “Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое.., аз же точию свидетель есмь.
В наше время стало возможно привлекать к участию в службе молодежь. Организуются целые молодежные хоры. Подростки, а иногда даже дети пономарят в алтаре. В этом есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, нам готовится смена. Многие из этих молодых людей будут в будущем поступать в семинарию, и им пригодится пономарский опыт. С другой стороны, что легко дается, то не всегда ценится. Мало ввести молодого человека в алтарь. Надо еще воспитать в нем благоговение перед алтарем, церковную культуру, и здесь особенно необходим личный пример священника. Утрачено благоговейное отношение к Горнему месту алтаря. Обычным явлением стало хождение по Горнему месту даже при открытых Царских вратах. Старшие священнослужители помнят, как при Патриархе Алексии I за два-три случая такого хождения без крайней необходимости иподиаконов отстраняли от служения, а священнослужителям делали строгое предупреждение.
В прежних обращениях на Епархиальных собраниях я говорил о некоторых негативных сторонах современного состояния духовенства, в частности о «младостарчестве». Вынужден еще раз остановиться на этой теме, потому что среди некоторой части духовенства остается недопонимание этой проблемы, из чего проистекает неправильная, а иногда и духовно опасная практика. Нередко священники смешивают благодатный дар священства, получаемый при рукоположении, с особым харизматическим даром духовничества, который не дается при рукоположении. Священник и духовник — это не равнозначные понятия. При посвящении в сан священник получает от Бога дар, право и силу совершать священнодействия, обряды и Таинства. Совершение Таинства исповеди входит в круг полномочий и обязанностей священника. Возможность совершения Таинства исповеди — это институциональный благодатный дар, подаваемый при рукоположении и непосредственно связанный со священным саном, это принадлежность сана. Власть отпускать и прощать грехи, данная от Бога, Его благодатию принадлежит всякому законно рукоположенному и не состоящему под запрещением священнику.
Духовничество же как благодатная способность руководства людей в духовной жизни есть не институциональный, а редкий, личностный дар от Бога. По особому Промыслу Божию он подается некоторым избранникам Божиим, чаще всего за усиленные долгие подвиги молитвенного очищения ума и сердца. Немногим из подвижников, которые проходят трудный, поистине мученический, хотя и бескровный путь непрестанной борьбы с помыслами и достигают бесстрастия и чистоты, Господь посылает дар видения тайников души другого человека и указывает пути исправления, врачевания духовных недугов. Такие люди могут и становятся, по особому для них откровению и повелению Божию, духовниками, как это было, например, с преподобным Серафимом Саровским.
Конечно же, этот дар может получить и любой священник, если он проводит аскетическую молитвенную жизнь. Тогда этот дар особенно благотворно сочетается с иерархическим даром исповеди и отпущения грехов. Примером может служить святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский. Из сказанного, надеюсь, становится понятно, что священники и монахи, особенно молодые, часто не имеющие в достатке даже простого жизненного опыта, не должны думать о себе как о старцах-духовниках. Духовническое самозванство, руководство и советы, даваемые не от Бога, а, как говорится, от ветра головы своей, дискредитируют священника и наносят духовный вред. Да не мнят они себя духоносными старцами: “если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму” (Мф. 15. 14).
Перед совершением Таинств и треб — в первую очередь, крещений, венчаний, отпеваний, — священнику необходимо лично побеседовать с тем, кто просит совершить Таинство или требу. Тогда можно избежать таких трагикомических ситуаций, как та, что однажды выяснилась в телевизионной передаче в прямом эфире, когда женщина спросила, что ей делать: она в своей жизни трижды выходила замуж и каждый раз венчалась, поскольку не знала, что этого нельзя повторно делать без благословения правящего архиерея, а никто из венчавших священников с ней не разговаривал и ни о чем не спрашивал.
Современному миру истина о том, что браки совершаются на небесах, кажется чем-то идеалистическим, нереальным. Молодые люди легко сходятся и с такой же легкостью вскоре расстаются, как будто не было чудесного и таинственного брачного единения. Союз двух свободных душ распадается, казалось бы, без остатка, однако последствия развода колоссальны. В первую очередь страдают дети, невиновные в непостоянстве и недостатке любви своих родителей. Светские власти с удивительной легкостью относятся к разводу, ссылаясь на демократические свободы и права личности, как будто не замечая при этом, что ущемляются права самой беззащитной части общества — детей, которых не спрашивают, хотят ли они развода родителей. В этом во многом причина беспризорности. Еще более поражает то, что и священнослужители на исповеди или в частной беседе, оставив былую каноническую строгость, так же легко дают разрешение на развод. Да, человек немощен и искушения велики, но те послабления и демократические свободы, которые поощряют разрушение семьи, привели к трагической черте многие тысячи наших детей. Беспризорники и сироты при живых родителях — какими они вырастут, какие семьи они создадут? Будут ли растить своих детей? Молчаливо одобряя разводы, мы не задумываемся об этом, не замечаем, как предаем наших детей. А у общества, которое не заботится о своих детях, нет и не может быть будущего.
О средствах массовой информации
Наши усилия по духовному просвещению должны быть направлены не только на создание воскресных школ внутри прихода, но и на серьезное взаимодействие со средствами массовой информации. И если современный человек активно пользуется компьютером, Интернетом, телевидением и радио, то и современный пастырь в своем миссионерском служении не должен этих средств чуждаться. Когда есть возможность создания видеостудий, информационных центров, интернет-сайтов и электронных библиотек, нельзя этим пренебрегать.
К сожалению, многие настоятели мало заботятся о том, чтобы официальная церковная периодика была постоянно доступна прихожанам. И это притом, что в церковных лавках можно увидеть газеты околоцерковных организаций и групп, провоцирующие церковные разделения, оскорбительно высказывающиеся о Священноначалии. Хочу вновь напомнить о необходимости привлекать внимание прихожан к изданиям, несущим достоверную и богословски выверенную информацию о церковной жизни.
Более подробно хотелось бы остановиться на такой проблеме: имеются издания, которые выпускаются православными общественными организациями, или частными лицами, или фирмами, где под видом дискуссий организуются провокационные кампании, цель которых — подорвать церковное единство, поставить под сомнение действия Священного Синода, сформировать недоверие церковного народа к Священноначалию. К сожалению, за прошедшие два года ситуация не улучшилась, а в некоторых случаях ухудшилась. На это нельзя закрывать глаза.
Мы неоднократно обращали внимание на Архиерейских Соборах 1997 и 2000 годов, собраниях духовенства на то, что на приходах, в церковных книжных лавках и особенно в Интернете распространяются откровенно провокационные материалы, однако те, к кому мы обращаемся, делают вид, что не слышат, либо действуют злонамеренно.
Некоторые общественные организации, пользуясь периодическими изданиями и Интернетом, организуют пропагандистские кампании. Одна из таких кампаний касается ИНН, карточек, паспортов нового образца. Перепись населения 2002 года из-за рвения не по разуму некоторых пропагандистов также не обошлась без инцидентов. Такая же ситуация складывается сейчас и с так называемым движением за канонизацию Григория Распутина и Иоанна Грозного.
Хочу напомнить, что на Архиерейском Соборе 2000 года мы прямо говорили о том, что издатели «популярной» литературы, которая способствует возникновению суеверий, страхов, необоснованных апокалиптических предчувствий, а также разжигает межнациональную, межконфессиональную и межрелигиозную вражду, могут быть подвергнуты каноническим прещениям. Совершенно недопустимо, когда издатели провокационной литературы в своих листках ссылаются на благословение почивших иерархов и пастырей. Можно подумать, что почивший в 1995 году Владыка Иоанн (Снычев) благословил все, что ныне пишется и будет публиковаться в дальнейшем на страницах некоторых изданий. Это возмутительное попрание памяти почившего архипастыря.
Поневоле задаешься вопросом: каким же образом активисты этих движений, считая себя людьми церковными и даже заявляющие о том, что они соблюдают каноническую дисциплину, продолжают выпускать листовки и брошюры, самочинные акафисты и иконки многотысячными тиражами? Больше того, когда известные богословы, преподаватели Московской духовной академии выступают с разъяснениями о том, что эти пропагандистские кампании свидетельствуют об обмирщении сознания их организаторов, появляются статьи, в которых преподавательская корпорация Московской духовной академии именуется «богоборческим кланом», а Синодальные структуры именуются не иначе, как «антицерковным лобби» и т. п. Все эти публикации говорят о том, что перед нами не внутрицерковная дискуссия. Все более очевидными становятся намерения организаторов внести разделения в церковную среду, противопоставить старчество — иерархии, белое духовенство — монашеству, самочинно переписать русскую церковную историю, в угоду сегодняшним идеологическим пристрастиям провести ревизию столетиями складывавшегося Собора русских святых.
Нет сомнения в том, что все это говорит о серьезном повреждении церковного сознания, опасные последствия которого очевидны каждому пастырю. Однако одни настоятели храмов благодушествуют, другие, видимо, боятся, третьи считают, что все само собой образуется.
Сталкиваясь с этими проблемами, нельзя уклоняться от прямых пастырских задач. Нельзя молчаливо способствовать процессам, которые способны серьезно повредить церковному сознанию нашей многомиллионной паствы.
Кроме официального сайта Русской Православной Церкви, сегодня уже имеются сотни православных сайтов. Свои электронные страницы имеют многие Духовные учебные заведения, отдельные храмы и даже некоторые священники. Похвальной является практика создания электронных православных библиотек, что упрощает доступ к духовной литературе для многих читателей. Уже нетрудно провидеть то время, когда все епархии нашей Церкви общими трудами построят информационно-компьютерную сеть, связующую их при помощи современных коммуникационных технологий. Это откроет перед нами новые, еще более широкие возможности в осуществлении нашего служения. Кроме того, создание подобной информационной сети способствовало бы упрочению взаимных связей и обмену оперативной информацией. Новые информационные технологии также позволят преодолеть самозамкнутость некоторых приходов, будут способствовать укреплению целостности церковного организма.
Однако всем, кто трудится в этой сфере, не следует забывать об ответственности за всякое сказанное нами слово, тем более, когда это слово воспринимается как слово самой Церкви. При отсутствии какой-либо внешней цензуры те или иные спорные мнения не должны выдаваться за точку зрения всей Церкви, а возможность диалога и свободного обсуждения не стоит превращать в кипение страстей или явного противостояния Священноначалию. Важно и то, что подвизающиеся в миссионерской сфере священники и миряне могли бы действовать не замкнуто, окучивая каждый только свой информационный огород, но и могли бы учиться друг у друга, советоваться, помогать.
Люди, заинтересованные в Православии и одновременно профессионалы в области средств массовой информации, у нас есть, надо только уметь их воодушевить и организовать как на освещение конкретных тем, так и на конкретные шаги в освоении современных технологий.
О социальном служении
В годы советской власти наша Церковь была насильственно отторгнута от участия в решении социальных проблем, от воспитания детей (в первую очередь, сирот, заботу о которых взяло на себя государство), от благотворительной помощи нуждающимся. Государство запретило Церкви заниматься социальным служением, благотворительностью, которое с Апостольских времен являлось второй важнейшей, после совершения богослужений, стороной христианской жизни.
Вот уже почти пятнадцать лет Церковь свободна. Что удалось нам сделать в сфере церковного социального служения за это время? С какими делами милосердия вступили мы XXI век? К сожалению, приходится констатировать: социальное служение Московской епархии остается на количественно и качественно недостаточном, низком уровне. Все мы знаем, что Святая Церковь созидается не только через веру, через возвещение Божественного слова, но и через конкретные реальные добрые дела, без которых вера мертва (Иак. 2. 17). Дела или подтверждают истину слов, или опровергают их: “Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих” (Иак. 2. 18). Программа социального служения ближним ясно начертана в Святом Евангелии в известных словах Господа: “Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня; в темнице был и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25. 35-36, 40).
В большинстве приходов нет почти никакой социальной работы или она ведется неорганизованно, эпизодически, людьми пенсионного возраста. Молодежь к этой работе не привлекается. Очень мало священнослужителей, готовых участвовать в социальных проектах, возглавлять эту работу, воодушевлять прихожан словом и своим собственным примером.
К слову сказать, есть и такие священнослужители, которые отказываются пойти к умирающему или тяжело больному на дом или в больницу. Должен предупредить, что к таким лжепастырям будут применяться самые строгие меры прещения. Часто работники храма, сторожа, свечницы «прячут» батюшку, не пускают к нему родственников больных. «У батюшки сегодня и так много треб», «батюшка плохо себя чувствует», «батюшка один, все в отпуске, он очень сегодня устал» — эти и другие отговорки соединяются с предложением обратиться в соседний храм. Нам стало известно о случае, когда лишь в третьем храме священник согласился пойти на дом к тяжело больной, но его прихода она не дождалась — умерла.
Неужели забыли пастыри, уклоняющиеся от своего священного долга, что при необходимости напутствия умирающего священник должен остановить даже совершение Литургии и поспешить со Святыми Дарами на дом или в больницу? Только после великого входа не прерывается служение Евхаристии и больной оставляется на волю Божию, но по совершении Литургии, если страждущий еще жив, священник должен незамедлительно отправиться к нему.
Нерадивый пастырь совершает смертный грех, если по его вине больной умирает непричащенным. За это преступление, по определению Духовной Консистории, следует отрешать от священнического места и определять в причетники до раскаяния и исправления. Прихожане, не известившие священника о больном, должны отлучаться от причастия на более или менее длительный срок, смотря по обстоятельствам и нравственному их состоянию (Книга о должностях пресвитерских, гл. 116).
Подобное нерадение наблюдается и в тюрьмах и СИЗО, где в настоящее время лишь немногочисленные священники проводят пастырскую работу. Это сложная и трудная работа, потому что приходится иметь дело с искалеченными грехом, преступлением душами, часто с ожесточенными или сломленными личностями. Но все же у большинства заключенных есть искреннее осознание своей вины, есть стремление искупить свое преступление, желание исправиться и вернуться в нормальное общество, к здоровому и полезному образу жизни. В местах заключения у многих осужденных появляется религиозное чувство, и они обретают веру. Не случайно многие заключенные просят дать им Библию, молитвословы, своими силами строят часовни, пишут иконы, мастерят церковную утварь.
Кто им поможет, кто утешит, ободрит, кто наставит их на путь истинный, если не православный пастырь? А мы часто равнодушно проходим мимо этой проблемы, отталкивая тем самым людей от Церкви, оставляя их на произвол темных сил: “Господи, когда мы видели Тебя… в темнице, и не послужили Тебе” (Мф. 25. 40).
Остро стоит проблема с бездомными, беженцами, бесприютными детьми. Часто это люди, обиженные обществом, безработные, выброшенные или ушедшие из семьи, люди одинокие, которые чувствуют себя никому не нужными, изгоями. И неужели этим несчастным людям ждать милосердных самарян, а наши левиты и священники пройдут мимо них? Не будем забывать, что Сам Господь наш Иисус Христос не имел на земле пристанища, “где приклонить голову” (Мф. 8. 20). Не будем забывать и слов Апостолов: “Ревнуйте о странноприимстве” (Рим. 12. 13), “страннолюбия не забывайте” (Евр. 13. 2), “будьте страннолюбивы друг ко другу” (1 Пет. 4. 9). Принять под свой церковный кров, обогреть, накормить, одеть — наша первейшая христианская обязанность. Там, где есть хотя бы малейшая материальная возможность, надо строить, пусть небольшие, странноприимные дома, приюты. На Руси это исстари считалось богоугодным, святым делом, на которое не жалели ни сил, ни денег. А мы, нынешнее поколение христиан, спросим себя: «Много ли среди нас Анастасий Узорешительниц, Зотиков Сиропитателей, Сампсонов Странноприимцев, Филаретов и Иоаннов Милостивых?
Несколько лучше обстоят дела с медицинской патронажной помощью, с духовным окормлением домов престарелых, посещением больных, с частной приходской помощью малоимущим. Во многих храмах этому уделяют внимание, назначены ответственные лица по уходу за больными, престарелыми прихожанами. Среди прихожан, родителей учащихся церковно-приходских воскресных школ есть врачи, люди со средним медицинским образованием — фельдшеры, медсестры, которые бескорыстно и своевременно оказывают профессиональную медицинскую помощь заболевшим прихожанам. Но и этого огромного поля человеческих страданий и переживаний нашей заботой и попечением охвачена лишь очень небольшая часть: “жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою” (Мф. 9. 37-38).
Трудиться на данном поприще для христианина почетно, хотя при должном отношении трудностей здесь очень много. Недостаток средств, отсутствие помещений, незнание утраченных традиций, неумение из-за разобщенности реализовывать социальные проекты на межприходском и епархиальном уровне, отсутствие воспитанных в духе милосердия прихожан — эти и другие причины делают нелегким служение любви.
Но если в этом направлении на приходе или в монастыре не делается ничего, этого оправдать нельзя. Государство сейчас открыто к сотрудничеству в этой сфере. Социальные проблемы умножились, и мы убеждены, что большинство из них может быть успешно решено с помощью Церкви.. Итак, многие труды предстоят нам во всех сферах общественной жизни для свидетельства и словом и делом о своем христианском уповании и вере. Взаимным служением верующих тем даром, который каждый получил от Бога, созидается Полнота Церковная. Среди даров Божиих нет первых и последних, хотя они и различны, но все равны по достоинству, ибо все должны быть проникнуты единым духом любви и милосердия. “Дары различны, но Дух один и тот же” (1 Кор. 12. 4).
Как в гражданском обществе избранные должностные лица должны исполнять волю избирателей, так и в Церкви мы должны исполнять святую волю избравшего и поставившего нас Святого Духа.
Признаком приближения конца света является оскудение любви. XX век был страшен своим немилосердием. И сегодня мы видим, как умножается зло вокруг нас: теракты, насилие, ложь, коррупция, плотская нечистота, культ денег, злоба и себялюбие. В этом мраке греха особенно важно свидетельство о любви Божией, свидетельство делами любви.
Один афонский старец недавно сказал, что мир устал от слов. Сейчас нужны не слова, а дела, свидетельствующие о вере, в том числе дела милосердия. Эти дела должны стать проповедью без слов, проповедью более убедительной и действенной.
Доска объявлений каждого прихода должна информировать прихожан о внутренней жизни Церкви и прихода. Настоятель с амвона, а также на приходских собраниях должен извещать прихожан о происходящих значимых событиях в стольном граде, в Церкви.
В некоторых приходах не проводятся катехизаторские беседы со взрослыми даже перед совершением Таинств. Таинство Крещения взрослых нередко совершается совместно с младенцами, что создает обстановку хаоса и торопливости. Несмотря на наши многократные предупреждения о крещении взрослых в баптистериях, в ряде храмов взрослых продолжают крестить в детских купелях. Нередко в храмах отсутствует не только баптистерий, но и духовно-просветительская литература, которая является необходимой частью той проповеди, которую обязана вести Церковь. Это тоже в определенной степени миссионерское служение.
С чувством особого огорчения и скорби обращаются простые верующие люди по поводу ценников, вывешиваемых в ряде храмов на совершение Святых Таинств и треб, а также об отказах в их совершении за минимальную плату (для малоимущих). Хотелось бы напомнить, что даже в то время, когда Церковь находилась под контролем специально созданных государственных структур, администрация храмов не позволяла себе назначать цены за совершение Таинств и треб. Излишне говорить о неканоничности данных деяний и о том, скольких людей через это теряла и теряет наша Церковь.
Продолжаются нарекания на то, что в ряде храмов и обителей при подаче записок на поминовение за Божественной литургией, молебном, панихидой ограничивают количество имен.
Самыми частыми являются жалобы на поборы в храмах. Помимо платы за церковный ящик требуют дополнительной платы священники, диаконы, певцы, чтецы, звонари. И неудивительно, что люди, которых обобрали в храме, в дальнейшем стороной обходят любой православный храм.
В ряде храмов, где прихожан записывают на требы за неделю или даже за две недели, порой бывает так, что прихожане ждут целый день, зачастую отпросившись с работы, и не могут дождаться не только прихода священника, но даже телефонного звонка от него с извещением о невозможности прийти. Конечно, и сами требные священники должны больше думать о прихожанах, но если не думают они, то настоятели храмов обязаны организовать подобное общение с прихожанами, чтобы не возникало обид и нареканий.
Некоторые священники отказывают в освящении жилища, если его хозяин часто не причащается. При этом они не считаются ни с какими обстоятельствами, в том числе с тем, что есть другие члены семейства, порой глубоко верующие люди. .
Не везде есть надлежащие описи имущества храма. В результате при кражах в храмах очень трудно дать работникам следственных органов должное описание украденного, если ранее оно не производилось райисполкомом — в те времена, когда требовались подробное описание и фотофиксация.
В ряде приходов отсутствуют приходские библиотеки и ничего не делается для их организации. Мало уделяется внимания элементарным удобствам прихожан, в том числе санитарно-гигиеническим.
* * *
Возрождение храмов и обителей является несомненным чудом нашего времени, но главное, чтобы не только засияли купола обновленных храмов и начались в них богослужения, но чтобы произошло перерождение в душах людей, чтобы они смогли взглянуть на свою жизнь, на вещи, обесцененные временем, и понять, что то, чего не может дать человеку мир, в полноте дает Церковь, возводя душу в особое, светлое и радостное состояние, соединяя ее в Таинствах с Богом. Каждый храм, каждая обитель — это попытка создать на земле особый, высший и благодатный град, где царили бы добро и любовь и где не было бы места злу. И наша главная обязанность — созидать этот благодатный град.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II