Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Воинство земное и небесное

Воинство земное и небесное

Армию как институт общества породили войны, сопровождающие историю человечества со времен его грехопадения, и, как это ни печально, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13,7). «Земные войны», как отмечается в Социальной концепции УПЦ, «суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлеченным в стихию этой брани». Вечной брани добра со злом.
Признавая войну злом, влекущим нарушение одной из Божиих заповедей — «не убий», Православная Церковь всегда благословляла на бой воинов, защищавших Отечество, мирный народ, попранную справедливость и относилась к ним с великим почтением. Свидетельство тому — причисленные к лику святых воины, начиная с великомученика Георгия Победоносца, восставшего против гонений на христиан, до адмирала Феодора Ушакова.
Самые яркие и памятные страницы славянской военной истории связаны не с захватническими кампаниями, а с походами за Родину, за веру. Таковы Ледовое побоище, Куликовская битва, разгром польских завоевателей в смутные времена, Великая Отечественная война… Не случайно знаменитые полководцы, отдавая должное важности материального фактора (подготовке и вооружению воинов), равно как и военному искусству военачальников, одним из основных условий достижения победы считали и метафизический — состояние духа армии и каждого бойца в отдельности. Ибо Бог не в силе, а в правде.
Церковь и армия — тема одновременно и старая, и новая. На протяжении веков они были единым целым. На десятилетия после октябрьского переворота 1917 года священники была «отлучены» от военных. Воспитание взял на себя институт политруков, пропагандирующий коммунистическую идею и преданность правящей партии, эрзац духовности, обеспечивающий, впрочем, столь необходимую в армии дисциплину.
Идея со временем поблекла, не стало политруков. Возникло зияние в том месте, которое ранее заменяла политическая подготовка. Исчез цемент, который сплачивал и мобилизовал. И тогда вновь вспомнили о необходимом — о Церкви.
Украинская Православная Церковь взялась за налаживание сотрудничества с Вооруженными силами в начале 90-х годов прошлого века и за сравнительно короткий срок совершила внушительный прорыв в этом направлении. Сегодня работу военных священников направляет и координирует Синодальный отдел Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями. В частях и военных учебных заведениях появились храмы, обрело новую жизнь и уже стало привычным понятие «военный священник». По мере укрепления связей Церкви с Вооруженными силами постепенно заполняется в них духовный вакуум и формируется благородный тип защитника Отечества.
В идеале воинство земное должно уподобиться воинству небесному, одержавшему победу над врагами Божиими. Этому уподоблению и способствуют окормляющая его Православная Церковь и ее представители — военные священники.