Митрополит Сергий. Церковь и государство в защите материнства и детства
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий
Дорогие отцы, братья и сестры!
Обозначенные в программе нашей встречи темы, относящиеся к здоровью матери и ребенка, важны для всех матерей и детей. Но они имеют чрезвычайную актуальность в тех случаях, когда мать и дитя нуждаются в медицинской помощи. Слова Спасителя «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мк. 10:14) имеют особенный смысл в медицинском контексте охраны материнства и детства, — в тех случаях, когда речь идет об абортах, о бесплодии, о невозможности родить здорового ребенка, о безвременной смерти новорожденного или его матери.
Ежедневно в мире около 5 тысяч новорожденных и 1600 женщин умирают от медицинских проблем, связанных с беременностью. По мировой медицинской статистике, на каждую женщину, которая умирает от связанных с беременностью причин, приходится еще около 20 женщин, страдающих от травматических повреждений, инфекций, осложнений, которые лишают их трудоспособности. На каждого новорожденного, который умирает, приходится еще 20 выживших младенцев, страдающих от последствий родовой травмы, осложнений, связанных с преждевременными родами или другими заболеваниями. Но разве в этом состоял замысел Бога о человеческом роде? Не болезни и смерть, а «умножение» человечества замышлял Творец. Благословенный Господом супружеский союз должен был стать средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28) . Как же случилось, что в наш век современных достижений и прогресса медицины мы оказались бессильны и не в состоянии защитить женщин, благодаря которым сохраняется человеческий род? Почему на канонической территории Русской Православной Церкви риск матери умереть в течение жизни в 10 раз выше, чем в странах ЕС? Каковы причины того, что в православной России смертность детей в возрасте до 5 лет в три раза выше, чем в большинстве европейских стран, а мертвые дети в нашей стране рождаются в три раза чаще?
С конца 80-х годов XX века охрана материнства и снижение материнской смертности были основными темами нескольких международных конференций, в том числе Саммита тысячелетия ООН 2000 года. Улучшение охраны материнства признано международным сообществом одной из восьми целей развития наступившего тысячелетия. В январе 2005 года во Всемирной организации здравоохранения для принятия чрезвычайных мер по противодействию материнской и детской смертности был создан специальный отдел по обеспечению безопасной беременности. Такая обеспокоенность понятна: ведь если жизнь матери обрывается или она лишается трудоспособности в результате беременности или деторождения, то эта трагедия имеет многоплановый характер: дети лишаются матерей, мужья — жен, общество своих активных членов, Церковь же ослабевает трагедией семьи, призванной принимать, хранить, раскрывать и сообщать человеку любовь.
Очевидно, что для сохранения здоровья матери и ребенка, для спасения жизни новорожденного и женщины, у которой возникли связанные с родами осложнения, необходима своевременная и качественно оказанная медицинская помощь. Не дело Церкви заниматься анализом процессов финансирования современного здравоохранения, однако Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку любых явлений. В силу несметных богатств, которыми наделил нашу страну Господь, удивительно богатой культуры нашей Родины мы не можем считать нравственно приемлемым такое положение дел, при котором по общим расходам на здравоохранение на душу населения Россия оказывается на одном уровне с развивающимися странами — рядом с Габоном и Уругваем.
Преклоняюсь перед подвигом врачей, которые в условиях такого финансового обеспечения здравоохранения отдают свой опыт, знания и труд ради спасения здоровья матерей и их детей. Вместе с тем мы должны признать, что у медицины и Церкви имеются различные представления о причинах благополучного материнства. Бесспорно: качество питания, отсутствие вредных привычек, состояние окружающей среды беременной женщины, ее медицинское обслуживание влияют на здоровье детей. Но Церковь относит здоровье детей к еще более ранним событиям: к моменту зачатия и воспитания его родителей. Так, в Евангелии от Луки рождение Иоанна Крестителя описывается в контексте религиозного благочестия Захарии и Елисаветы, а описание Рождества Самого Спасителя предваряется описанием святости жизни Пресвятой Девы Марии и Иосифа (Лк. 1: 5-58). Более того, Церковь усматривает подлинную первопричину здоровья матери и ребенка не в причинно-следственных связях природных или экономических процессов, но в личной встрече человека с Богом. Состояние человеческой природы зависит от Богообщения и от попечения Творца о нашем здоровье и благополучии. Как говорит об этом Бог своему народу через пророка Исайю: «Послушайте меня… принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: и до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис. 46: 3-4).
Общепризнано, что значительная часть детских смертей приходится на первые 28 дней жизни. Самый важный вывод специалистов, занимающихся изучением этой проблемы, заключается в том, что состояние здоровья новорожденного в этот ранний период полностью зависит от здоровья его матери. Между тем здоровье современных мам оставляет желать лучшего. Лишь 5 процентов выпускников и выпускниц средних школ России признаются здоровыми. Таким образом, создается замкнутый круг: нездоровая мать не способна родить здорового ребенка, а больные дети, становясь взрослыми и вступая в семейную жизнь, рожают больных детей. По убеждению Церкви, этот порочный круг невозможно разорвать без осознания тех изменений, которые произошли в воспитании детей и в целом в институте семьи и брака вследствие секуляризации общества.
К сожалению, многочисленные проблемы материнства и детства становятся подтверждением того, о чем Православная Церковь неоднократно предостерегала: общество, где под маской морального релятивизма прячется тоталитаризм идеологий, в которых нет места Богу и Евангелию, является обществом людей, обреченных на болезни и смерть. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «истина — фундаментальная ценность бытия. Если в основе жизни неправда, заблуждение, то жизнь не состоится». Предстоя перед сложными проблемами, связанными со здоровьем матери и ребенка, настала пора признать: Церковь говорила и говорит правду о любви, семье и браке. Отвержение современным обществом этого здравого учения Церкви проходило поэтапно. Вначале была абсолютизирована романтическая влюбленность, которой чужда всякая ответственность и в которой интимное общение людей было отделено от брака. Позднее супружеская связь была отделена от чадородия и превращена лишь в способ получения удовольствия. Последний шаг состоял в том, что сексуальность человека отделили от самой любви и превратили ее в составную часть сферы потребления и услуг. И вот теперь, когда Церковь напоминает людям о том, что в замысле Творца сексуальные отношения неотделимо связаны с чадородием и браком, нам говорят, что это все «поповские выдумки», ограничивающие свободу человека. Горькие плоды такого поэтапного отказа общества от церковного учения о браке и семье мы уже пожинаем. Это — рост числа абортов, заболеваний, передающихся половым путем, личные драмы разрыва брачных отношений, домашнее насилие, дети, вырастающие без родителей, нежелания молодежи иметь детей, суррогатное материнство, рост числа врожденных пороков развития у детей и другие проблемы, которые мы будем сегодня обсуждать.
Одно из самых серьезных последствий забвения истин христианской семейной жизни — это принижение роли отцовства. Рождение и уход за новорожденным ребенком требует огромных душевных и физических сил и знаний: как от матери, так и от отца. Не говоря уже о воспитании детей. Нередко в докладах, посвященных здоровью матери и ребенка, мужчины упоминаются лишь как пьяницы, лица, совершающие насилие, или как безответственные партнеры, которые не берут на себя обязанности по использованию методов контрацепции. Обращает на себя внимание тот факт, что в научной литературе, касающейся здоровья матерей и новорожденных, мужчины, как правило, вообще не упоминаются. В светском обществе серьезно деформировано представление об отцовстве. Между тем в церковной традиции рождение ребенка, особенно первого ребенка, является значительным событием в жизни мужчины, укрепляющим его любовь и формирующим у него ответственность за тех, о ком он Богом призван заботиться и ухаживать: ответственность за свою супругу и новорожденными детьми, ответственность, которая, собственно, и делает мужчину мужчиной. Рождение человека не может рассматриваться лишь как физиологический акт изгнания плода из чрева матери. Это глубоко личностный процесс, к которому сопричастны оба супруга и который преображает их обоих. Поэтому считаю оправданной поддержку инициативы по развитию условий, создающих возможность присутствия отца при родах его ребенка. Материнство немыслимо без отцовства, питаемого чувством глубокой сердечной радости от того, что супружеская любовь Божьей милостью была воплощена в маленьком человеке.
Нездоровье будущих матерей, зачастую делающее их неспособными к чадородию, по общему признанию специалистов, во многом связано с перенесенными ранее инфекционными заболеваниями и сделанными когда-то абортами. В России абортом заканчивается едва ли не каждая вторая беременность. Наша страна занимает первое место по количеству абортов на душу населения: не только среди стран Евросоюза, но и среди стран СНГ. Заболеваемость сифилисом в России в 14 раз выше, а гонококковой инфекцией в 8 раз выше, чем в странах объединенной Европы, которые мы, зачастую, представляем себе как образец нравственного растления под влиянием либеральной идеологии и процессов секуляризации. С 2000 года более чем в 10 раз выросло число родов у ВИЧ-инфицированных женщин. Все это лишь убеждает нас, что современные проблемы детства и материнства не являются лишь следствием недофинансирования медицины и здравоохранения. Это — проявления дефицита нравственности и выражение богооставленности человека в секулярном мире. Это родимые пятна, которые несет теперь на себе наша страна после десятилетий безбожия и неоязычества, несмотря на повсеместное теперь возрождение в России религиозной жизни. Остро переживая неправду и заблуждение как состояние внутреннего мира человека, удалившегося от Бога, апостол Павел объяснял такое состояние ранением души человека и помрачением его сердца: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им… Но они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1: 19-21). Проявлением такого помрачения ума и сердца являются и подростковые беременности, когда дети рожают детей, не имея ни прочных моральных устоев, ни душевной и финансовой самостоятельности для воспитания ребенка. Общепризнано, что ранняя беременность и материнство создают значительный риск для здоровья девочек. При рассмотрении этих медицинских аспектов материнства особенно наглядно видна роль образования и воспитания девочки и женщины в сохранении ее здоровья и здоровья ее будущего ребенка. Церковь видит это образование и воспитание в том, чтобы помочь людям повторно открыть для себя христианское понимание любви, семьи и брака. Рождение здорового ребенка невозможно без рождения в душах людей Христа.
Брак понимается в христианстве как онтологическое соединение двух людей в единое целое, соединение, совершающееся Самим Богом, в личности Иисуса Христа, Который и является главой семьи, равно как и главой Церкви. Без личности Спасителя, объединяющей мужчину и женщину в единое целое, брак и прочная семья невозможны. Поэтому не удивительно, что отрицание Бога в секуляризированном обществе и попытка изгнать Церковь из социальной жизни закономерно приводит к распаду семьи и брачного союза. Одно из проявления этого распада — это угасание внутрисемейных уз любви, без которых невозможно здоровье. Родители, которые присутствуют в полной мере в жизни своих детей – физически, эмоционально, психологически и духовно – становятся все большей редкостью. Современные семьи сталкиваются с таким трудностями, как отсутствие одного или обоих родителей в связи со смертью, разводом, временным расставанием из-за работы. Но даже когда родители пробуют сохранять культурную ценность общения в семье, процессы глобализации стимулируют конфликты между родителями и детьми, насаждая в детях идею порочной свободы, понимаемой как власть самоутверждения и эгоизма. Неудивительно, что современные дети зачастую менее своих родителей способны получать и отдавать любовь. Связь с родителями внутри семьи является ключом к нравственному и физическому здоровью детей. И все начитается в младенческом возрасте. К сожалению, процент детей до 3 месяцев жизни, находящихся на грудном вскармливании, в Российской Федерации почти на 70% меньше, чем в странах ЕС. А ведь установленный Богом порядок вскармливания младенца является еще и способом общения личностей матери и ребенка. Паисий Святогорец писал: «Питаясь от груди, младенцы впитывают в себя не только молоко: они впитывают любовь, нежность, утешение, безопасность и таким образом становятся людьми с сильным характером». Ребенок, не вскармливаемый грудью матери, фактически отстраняется матерью от общения, покинут ею с первых же месяцев жизни. О каком воспитании и здоровье тут может идти речь? «Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь».
Церковь рассматривает свое служение семье как одну из своих самых существенных современных задач. Сегодня необходимо говорить обществу о благой вести христианской семьи, о «Евангелии брака и семьи» ради решения сложной и многоплановой проблемы здоровья матери и новорожденного ребенка. Брак и семья должны быть обновлены на фундаменте евангельского благовестия и христианской веры, чтобы выполнить свое общественное и церковное предназначение — привести людей к полноте личной и христианской жизни и к рождению здоровых детей. Замысел Бога о человеке понимается Церковью как «призвание в любовь». Брачный союз двух людей в Церкви — это истинное выражение плодородности любви. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», — восклицает Псалмопевец (Пс. 126: 3). Православной Церкви есть что сказать о здоровье матери и ребенка. Лишь бы голос Церкви, возвышаемый ею в защиту материнства и детства, был услышан. Мы, священнослужители и православные врачи, готовы разделить вместе с государством ответственность перед матерями, жизнь которых можно было спасти. Общество в долгу перед тысячами беременных женщин, которые и сегодня, во время нашей конференции, рискуют жизнью во время родов. Мы все в долгу перед последующими поколениями детей, заслуживающих того, чтобы у них была мать, семья, вера и святое Отечество. Будущее России и человечества — сокрыто в семье более чем в предпочтениях государственного или экономического устройства общества.
С этими чувствами я выражаю свою искреннюю благодарность всем участникам нашей встречи за готовность понести труды по сохранению и преумножению здоровья матерей и детей. Сам Иисус Христос, податель совершенной любви, здоровья и подлинный глава всякой семьи, вместе с Пресвятой Девой Марией, образцом настоящего материнства, да освятит своим заступничеством и помощью все притекающие к ним семьи, благословит и сделает плодотворной работу нашей конференции.