08.01.2010. КИЕВ. Проповедь Блаженнейшего Митрополита Владимира на Рождество Христово
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Кесарь повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства — родился Богочеловек, Спаситель мира.
Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом. Ангелы прославили этот праздник словами: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”. Смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака».
В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы — это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну, которые имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).
Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы — дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру — вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.
Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост, накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки — святые дни без поста, в течение которых отмечается праздник.
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим и всемирным, который служит началом и основанием для прочих праздников.