Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Эпидемия СПИДа как результат нравственного упадка общества

ЭПИДЕМИЯ СПИДА КАК РЕЗУЛЬТАТ НРАВСТВЕННОГО УПАДКА ОБЩЕСТВА

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет,
Патриарший Экзарх Белоруссии

Сегодня даже самый малоинформированный человек знает, что распространение вируса иммунодефицита человека во всем мире за последние два десятилетия (а в последнее годы и в странах СНГ) приобрело характер пандемии. Это обстоятельство возводит эту проблему в ранг важнейших угроз развитию и самому существованию общества, то есть является угрозой национальной безопасности.
Но, даже принимая в расчет актуальность и значение этой темы, можно было бы задаться вопросом: разве немало в обществе иных серьезных проблем, которые действительно требуют заботы и внимания Церкви? Для чего Церкви обращать свое внимание на эту, непосредственным образом не входящую в ее компетенцию, тему?
Надо сказать, что по этому вопросу в церковной среде существуют различные мнения. Сразу отмечу, что в этой теме сфокусированы и переплетены все те проблемы, с которыми сталкивается сегодня наше общество, а именно: социально-экономические, проблемы состояния общественного сознания и морали, отношения к обездоленным (шире — маргинальным) слоям общества, проблемы социального неравенства и социальной справедливости, проблемы становления правового сознания и правового государства, роли государства и гражданского общества, мировоззренческие и ценностные проблемы и многие другие.
Первый ответ на вопрос каковы мотивы для вовлечения Церкви в борьбу с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа явным образом связан с тем бесспорным фактом, что появление этой проблемы стало результатом нравственного упадка общества, роста бездуховности, цинизма, бесчеловечности, ощущения бесцельности жизни. Это, в частности, касается не только нравственных норм, регулирующих отношения полов, но и утраты обществом фундаментальных ценностных ориентиров, следствием чего становится массовое распространение употребления наркотиков.
Конечно, Церковь как институт не участвует в общественно-политической деятельности. Церковь отделена от государства и дистанцирована от политики, но она не отделена от общества и происходящих в нем процессов. Церковь считает своим долгом давать нравственную оценку происходящему в обществе. То есть сфера взаимодействия Церкви и государства, Церкви и политики, Церкви и общественной жизни затрагивает прежде всего круг нравственно-ценностных проблем с применяемыми в этой области инструментами нравственной оценки, убеждения, призыва. Именно в этом пространстве непосредственного диалога с обществом и государством, пространстве проповеди и воззвания у Церкви существует значимый нравственный ресурс для оказания влияния на происходящие процессы. Это и непосредственное обращение к исполнительной и законодательной власти, и отстаивание своей позиции на площадках общественной дискуссии, в том числе и в средствах массовой информации.
Такой призыв Церкви к власти и обществу адресован не только к христианам, но и ко всем гражданам, ибо Церковь в своем обращении к обществу утверждает фундаментальные человеческие ценности, обличает нравственную деградацию и несправедливость.
В частности, Церковь, следуя заповеди своего Господа о любви к ближнему, могла бы возвысить свой голос против маргинализации и стигматизации ВИЧ-инфицированных в обществе. По видимому, необходимо прямо сказать обществу, что проблема ВИЧ — это не проблема какой-то группы людей, чуждых обществу и заслуживающих лишь презрения и изоляции. Следует ясно сказать о том, что эпидемия ВИЧ/СПИДа является болезнью всего общества, она делает явными те общественные болезни и пороки, которые были скрыты до начала пандемии.
Церкви следует со всей серьезностью отнестись к вызывающему серьезные раздумья потенциалу негативного отношения общества к ВИЧ-инфицированным. В этом следует видеть, с одной стороны, мрачное наследие тоталитарного прошлого с его культом стадной морали и ксенофобии, с другой стороны — результат разъедающего души людей цинизма и разгула беззакония, коррупции, преступности, культа наживы, широко распространившихся в обществе за последнее десятилетие.
Церковь должна со всей ясностью сказать, что будущее у России и стран СНГ возможно лишь в том случае, если развитие наших стран будет происходить на основе укрепления нравственных начал, станет плодом консолидации общества и его духовной мобилизации. Вот почему негативное и безразличное отношение к больным столь опасно — оно является показателем обратной тенденции, тенденции к саморазрушению.
Обращение Церкви к обществу по фундаментальным нравственным вопросам не является в строгом смысле слова миссией, но в то же время и не означает, что Церковь должна отказываться от миссии, от своего свидетельства. Ясно, что лишь религиозная мотивация может быть прочным фундаментом здоровой нравственности, а значит и крепости общества.
За последние годы широко развилась диаконическая деятельность, социальное служение Церкви. Как правило, эта работа осуществляется на приходском уровне, на уровне сестричеств скромными и простыми церковными тружениками. Еще до всякого официального объявления общецерковной программы по работе с ВИЧ-инфицированными эта работа была начата на ряде приходов и сейчас в ней участвует уже немалое количество церковных инициатив. Конечно, удельный вес их невелик в общем объеме задач, стоящих перед государственной социальной сферой, но и здесь большую роль может сыграть эффект доброго примера. Ведь успех церковных диаконических инициатив связан по большей части с тем, что работа в них изначально строится на нравственной мотивации и на ценности заботы о ближнем.
Но все вышеперечисленное относится скорее к внешней деятельности Церкви — нравственной проповеди, миссии и общественному служению страждущим. Не менее серьезной проблемой является и проблема отношения к больным ВИЧ в самой Церкви. Эта проблема включает в себя и особенности душепопечения, и отношение общины и к отдельным больным и к проблеме в целом.
Но эта проблема, помимо церковно-практических аспектов, включает и серьезный пласт богословских в своей основе проблем.
Как я уже выше сказал, Синодальная Богословская комиссия инициировала общецерковное обсуждение антропологической проблематики. В ходе подготовки и проведения общецерковной конференции «Учение Церкви о человеке», состоявшейся в ноябре прошлого года, был вскрыт целый ряд серьезных проблем, стоящих перед церковной наукой и служением, имеющих антропологические корни. И, считаю необходимым это подчеркнуть, значительная часть этих проблем имеет самое непосредственное отношение и к нашему сегодняшнему семинару.
В частности, это касается вопроса духовного смысла человеческого здоровья и болезни, в контексте цели и смысла человеческого бытия в целом, следует ли рассматривать болезнь как кару за грех, а здоровье как награду за праведность, каково учение Священного Писания и Святых отцов по этому поводу, и ряд иных вопросов.
В тех обстоятельствах, когда сегодняшнее общество переживает своего рода «антропологический кризис», все более утрачивает целостное восприятие человека, ясное свидетельство Церкви о непреходящем достоинстве человеческого существования, о его предназначении и смысле его существования могли бы стать важным фактором укрепления духовных основ общества.