Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Свящ. Владимир Шмалий. Исцеление страданием

ИСЦЕЛЕНИЕ СТРАДАНИЕМ

Священник Владимир ШМАЛИЙ

Церковь никогда не оставляет своих чад. В самых тяжелых и трагических обстоятельствах жизни она молится о них, подает им руку помощи, укрепляет их духовно. Сегодня я хотел бы сказать несколько слов о духовном смысле болезни.
Во времена языческие бытовало мнение, что болезни посылаются демонами или богами за нарушение правил языческого богопочитания. Соответственно, избавиться от болезней можно было, лишь умилостивив демонов жертвоприношениями или иными магическими действиями. В ветхозаветные времена среди израильтян существовало убеждение, что болезни являются прямым и очевидным следствием греха человека, что они, если можно так выразиться, пропорциональны греху, совершенному либо этим человеком, либо старшими представителями его рода.


Согласно ветхозаветному пониманию, болезнь посылается или попускается за грехи Богом, и Он же может даровать исцеление, если человек обращается к Нему. Излечение болезней возможно, но не с помощью одного лишь врачебного искусства. Поскольку корень болезней в грехе перед Богом, то и врачевание будет эффективным лишь в том случае, если оно сопровождается возвращением на пути Божии.
Господь наш Иисус Христос, с одной стороны, подтверждает ветхозаветное представление о том, что болезни напрямую связаны с личным грехом. Так, Он говорит исцеляемому Им больному: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2). Однако в другом месте Христос являет иное отношение к причинам физического недуга, когда говорит о слепорожденном: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 1-3).
Церковь учит нас, что болезнь и, шире, страдания являются следствием общей греховности, восходящей, согласно библейской книге Бытия, к доисторическому падению, произошедшему в Раю. Бог, сотворивший человека и давший ему полноту всех благ, призвавший его к участию в божественной жизни, вечной жизни, к счастью, абсолютной красоте, познанию вечных смыслов, призвал его к любви — любви между людьми, любви к созданному Богом миру, и прежде всего к Самому Богу. Бог сотворил человека совершенным, а значит, прежде всего свободным существом, потому что любовь возможна лишь в свободе. Но свобода предполагает и возможность бунта, отвержения любви в пользу ненависти, жизни в пользу смерти, счастья в пользу страданий и болезней.
Человек вольно, хотя и по наущению диавола, отверг Бога. Для человека до грехопадения жить в Боге и с Богом было более естественно, чем дышать. Грех стал противоестественным, иррациональным, трагическим актом самоуничтожения. Поскольку Бог — источник и важнейшая цель жизни и существования человека, и всего творения, то человек, отвергнув жизнь, тем самым вольно совершил самоубийство, подвергнув себя ужасам смерти, болезни и страданий. Весь мир оказался во грехе, во зле, в состоянии болезни. От повреждения человеческой природы, связанного с грехом прародителей, страдают все: и невинные малые дети, и взрослые люди, и старики. Таким образом, болезнь, страдания и, в конечном итоге, смерть являются результатом общего состояния греховной поврежденности нашего мира, связанного с злоупотреблением богоданной свободой.
Служение Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего во исполнение времен на землю, состояло в том, чтобы исцелить духовную рану, нанесенную человеку грехом, но исцелить, не насилуя при этом человеческую свободу. Господь возжелал обратить к себе отвергших Его людей не силой, но кротостью. Бог не уничтожает этот мир и не ликвидирует свободу для того, чтобы автоматически, механически сделать человека здоровым и счастливым. Христос призывает человека следовать за Собой на основании его свободного выбора. И поэтому в основе христианского понимания болезни и страдания лежит мысль о свободном следовании за Христом. Спаситель явился в мире не в качестве торжествующего земного царя, устанавливающего мировое господство над людьми, или великого мага, демонстрирующего свою власть над силами природы, способного даровать людям изобилие, покой и здравие без всяких с их стороны к тому усилий. Нет, Христос пришел в мир в самом смиренном, уничиженном виде — в виде мужа скорбей, в образе отрока Ягве, о чем в древности пророчествовал «ветхозаветный евангелист» пророк Исаия: «… нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 2-5).
Всемогущий Бог, Создатель мира и человека,стал человеком, взял на Себя полноту ответственности за все те страдания, несчастья, которые переносят люди, хотя эти страдания и были справедливы, поскольку они были связаны со свободным выбором самих людей. Христос, явившись на Землю, не карает грешников, не пожигает их огнем, никого не наказывает и не осуждает. Он избирает иной путь: с кротостью и смирением Он берет на Себя страшный Крест, неподъемное бремя всех грехов и страданий, всю вину и неправду мира.
Церковь верит в то, что Христос, в лютую годину страстей будучи оставлен всеми, в том числе ближайшими учениками, претерпевает всю полноту человеческих страданий, переносит все ужасы и болезни мира от его создания до грядущего конца. И поэтому в страждущем, уничиженном Христе каждый страдающий сегодня, болящий человек, может и должен видеть ответ на смысл своих собственных страданий и болезней. Да, грех, болезнь, смерть бессмысленны, холодны и ужасны. Мрак бессмыслицы и мирового ужаса может быть рассеян лишь тогда, когда мы принимаем Христа, когда мы соглашаемся следовать за Ним. И мы знаем, что следование за Христом оказывается игом благим и бременем легким (Мф. 11, 30). Ибо тот, кто во Христе и со Христом принимает свои страдания вольно и с кротостью, тот со Христом обретет духовное здравие, счастье и вечную жизнь.
Но, скажут иные, получается, что для больного нет ровно никакой разницы, быть ему христианином или нет, он все равно останется больным. Это неверное представление: у Церкви Божией существует немало благодатных средств, способствующих выздоровлению людей, и мы знаем множество примеров чудесных исцелений и благотворного влияния на физическое здоровье совершающихся в человеке духовных перемен. Но это вовсе не означает, что Церковь предлагает своим страждущим членам какие-то универсальные магические лечебные средства, способствующие телесному исцелению. В некоторых случаях исцеление больного идет к его духовной пользе, а в некоторых случаях нет. Будем помнить, что Христос прежде всего призывает нас к духовной жизни, начинающейся с духовного исцеления. Духовная же жизнь парадоксальна и не подвластна стихиям и представлениям греховного мира.
С духовной точки зрения для души, больной грехами и страстями, телесное здоровье может стать источником уже не временной, а вечной болезни и вечной смерти. В то же время болезнь телесная в церковном понимании может быть не только собственно болезнью, но и лекарством. Да, часто это лекарство весьма горько, а процесс излечения кажется страшным. Но подобное этому мы видим и в обычной жизни: тяжелая болезнь подчас исцеляется лишь весьма болезненными средствами.
Поэтому мы должны помнить, что в духовной жизни многое, кажущееся миру, погруженному в греховную пучину, привлекательным и полезным, может оказаться для нас смертельным ядом. Те же из нас, которые телесно здоровы ныне, должны помнить о том, что перенесение страдания не есть только несение прямого наказания за свои собственные грехи. А вот что действительно является страшным грехом, так это грех осуждения, в том числе тех, кто болен. Вполне возможно, что находящийся рядом с нами человек переносит болезни и страдания вовсе не за какую-то свою провинность. Мы должны относиться к страдающему ближнему как к Самому Христу, то есть больной человек должен быть для нас образом Самого страждущего Христа, соучастником страданий Христа, по дерзновенному слову апостола, восполняющим меру страданий Христа. И наша задача никоим образом не осуждать человека страдающего и болеющего, а сострадать ему, как сострадает ему Сам Христос. Необходимо увидеть в нашем страждущем брате самого Христа, войти в болезнь, в страдание другого человека. Именно к тем, кто в состоянии будет увидеть в больном собрате Самого Христа, относятся слова Спасителя, которые Он произнесет им на Своем Страшном суде: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство … алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили меня; в темнице был и вы пришли ко Мне … истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Тот же, кто осуждает больных, пренебрегает ими, полагая, что они наказаны Господом, на самом деле совершает дело лжеца — диавола, похищая у Господа право Его милосердного суда и беззаконно подвергая суду тех, кто, быть может, страдает совершенно невинно.
Тем же, кто сейчас болен, кто страдает, скажем следующее: быть может, вам в вашей болезни дано особое откровение, дана возможность войти в тайну страданий Самого Христа. В каком-то смысле болезнь и страдание — это благое посещение Божие. Например, многие из пророков были страдающими, болеющими людьми, Господь посещал их язвами и болезнями. Для чего? Для того, чтобы они в своем смирении восходили к смыслу того пришествия, того дела, которое надлежало совершить Христу, явившемуся миру пророческим мужем скорбей, кротким агнцем Божиим, понесшим на Себе грех мира.
Будем же со смирением, любовью и кротостью воспринимать как свои недуги и страдания, так и болезни других людей. А тот из нас, кто поражен болезнью, пусть не унывает, пусть помнит, что с ним Христос. Скажу с дерзновением: вы скорее найдете Христа не в домах беззаботной радости и веселья, но с теми, кто страдает, с теми, кто болен, с теми, кому сейчас плохо, с теми, кто умирает, кто, может быть, пребывает в безысходной тоске. Будем помнить о том, что нет безысходности, нет смерти, нет болезни, ибо с нами Христос, победивший Своими Страданиями, Своей вольной смертью на Кресте смерть и болезни, превративший их из проклятия в средство обретения вечной славы. Болея, мы участвуем в болезнях Христа. Будем благодушествовать, будем мужественны в эти часы испытания, будем укрепляемы молитвой Церкви и любовью верных ее чад. Претерпим до конца наши страдания, попытаемся увидеть в наших болезнях посещение Божие и взойти к смыслу того, ради чего пришел Христос, — к сути нашего Спасения.
Восходя в болезнях к смыслу страданий Христа, не будем замыкаться в себе. Устремимся к тем, кому еще не ведом Христос, Агнец Божий, вземлющий грех мира. Вопреки злым советам и обычаям греховного мира, болея, не будем обвинять и проклинать мир, но будем призывать на него благословение, устремимся в меру наших слабых сил ему на помощь, будем стараться помочь ближним, тем, кому, быть может, еще хуже, чем нам. Нет уже такой ситуации, которая могла бы нам казаться безнадежной, темной и страшной. Ибо и Христос, казалось, был оставлен всеми в Гефсиманской ночи и на Кресте, однако же, через три дня Он воскрес во славе, даровав нам вечные жизнь, счастье и смысл существования.