Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Комментарии участников фестиваля

Комментарии участников фестиваля

Игорь Ремизов, директор фестиваля «Глас Печерский»:
«Если сравнивать нынешний фестиваль с предыдущими, в первую очередь хочется отметить большой прогресс по всем направлениям. В первом фестивале в 1999 году в нем участвовало 15 коллективов. В основном киевских. Сегодня мы видим представителей почти всех регионов Украины и нескольких зарубежных стран. К сожалению, не приехал хор из Сербии, который мы ждали. Т.е. фестиваль действительно приобрел статус международного. Фестиваль показал единство духа Православия.
Организовать фестиваль было непросто. Возникали проблемы. Гостей нужно было принять, разместить, оплатить дорогу. Прежде всего, хочется поблагодарить за поддержку Всеукраинское объединение «Держава». Мы благодарны также людям, которые пожертвовали фонд фестиваля свои средства, при этом пожелав остаться неизвестными. Это р.б. Александр, Сергий и отроковица Анастасия. Кроме того, размещение и питание участников взяли на себя киевские монастыри: Покровский, Фроловский, Голосиевский и Пантелеимоновский. Вы обратили внимание на то, что зрителей, слушателей на фестивале было очень много. Я думаю, что его роль еще и в том, что многие, пришедшие послушать церковные хоры, сделали еще один шаг к вере, к Богу».

Марія Вислоцька (регент хору храму Всіх святих землі Волинської міста Луцька): “Приємно, що фестиваль переріс рамки всеукраїнського і набув міжнародного статусу. Добре й те, що захід проходить у Трапезному храмі Лаври, бо молитва церковного співця завжди краще сприймається у церкві. Нам набагато легше співати саме тут, а не у якійсь іншій аудиторії.
Сьогодні приємно було послухати гостей із Грузії, Румунії, Польщі та інших країн. У кожного народу є свої наспіви, але всі вони направлені на прославлення Всевишнього.
Молитва, спрямована у небеса є сильним засобом, але сила молитви у співі подвоюється. Гадаю, древні твори, що з кожним роком займають все більше місця у репертуарі учасників залишать незабутні враження у кожної людини, хто прийшов у ці дні прилучитись до високого. Нам потрібно проводити більше подібних заходів.”

Александр Корзаченко, регент хора Свято-Воскресенского храма города Чернигова: “Для внутренней жизни Православной Церкви это мероприятие крайне необходимо. Надо, чтобы православные люди, живущие на одном конце земли, чувствовали, что на другом есть такие же люди, такие же сердца, такая же вера. Музыка разная, от этого еще интересней. Мы где-то в глубине души прочувствовали ту полноту, которой сегодня всем не хватает. И если Господь наше скромное пение посчитает за молитву – для нас оно будет великой наградой».

Юлия Иванелюк, регент хора Свято-Успенского храма города Золотоноша: «У нас, участников, нет стремления чем-то отличаться, ведь мы же все, не смотря на региональные различия, и даже разные церковные традиции, которые веками складывались в Поместных Церквях, все поем в Божиих храмах для прославления Христа. Это не концертное пение, а церковное. И фестиваль конкурсом в прямом смысле этого слова назвать нельзя, поскольку здесь нет победителей и проигравших».

Людмила Иванишина, регент архиерейского хора Покровского кафедрального собора города Хмельницкий: «На этом фестивале исполняется древние церковные песнопения. Мы возвращаемся к истокам. Фестиваль дал очень много и самим регентам – представителям профессионального сообщества. В его рамках прошла конференция «Церковное пение – составляющая православного богослужения». Была возможность пообщаться, послушать коллег. Многие делились опытом.
Современники, бывает, не до конца понимают значение церковного пения как такового. Но само богослужение и есть пение, потому что в Церкви во время его свершения поется все. Даже сами литургические тексты читаются нараспев. Вот вам еще одна разновидность древнего пения. Поэтому переоценить это невозможно.
Наш хор, кроме обработанных афонских песнопений, привез много гимнов известных украинских композиторов, которые не очень часто исполняются, но у наших соотечественников очень красивые произведения в смысле мелодии и гармонии. Они воспринимаются верующими, поскольку именно такие песнопения помогают нашему человеку молиться. Поэтому считаю, что нам есть чем гордиться».

Протоієрей Віктор Сватула, регент Свято-Миколаївського собору міста Бердичів: “Чи є перспективи? Гадаю, що “Глас Печерський» може ще більше розширити свій глас далеко поза межами нашої країни, про що й свідчить велика кількість іноземних гостей.
Сьогоднішній фестиваль став також свідченням єднання усіх Церков. Так як християни, посередництвом Євхаристії поєднуються в єдиному Тілі нашого Господа, подібно, частинки Церкви зібралися у Києві і поєдналися у прекрасній молитві – прославленні Всевишнього Творця, що покриває Своєю милістю усі народи.
Сьогодні ми повернулись до сивої давнини, в котрій зароджувався наш спів. Однак ні у якому разі не можна відкидати надбання музичної культури за останні роки і століття. Для невоцерковленого глядача сприйняття таких творів може видатися нелегким, оскільки вони мають свою специфіку. Та й наш слов’янський народ звик до красивої гармонії. А тут ми чуємо один-два голоси. На фестивалі ж поряд з візантійськими, столповими та знаменними розспівами вдало поєднались твори Бортнянського, Березовського, Веделя, Чайковського і Рахманінова.
Одну людину у храм може привести краса ікон, іншу молитва, а багато людей приводить у храм піснеспів. Коли прекрасні звуки поєднуються з щирою молитвою – це велика сила, здатна приворожити людину до святині, де вона може доторкнутись до неземної краси. Цього не можна передати словами, лише відчути”.

Оксана Братцова, регент хора «Преображение» Собора святого Александра Невского города Мелитополь: «Приятно, что заметно улучшилось исполнительское мастерство и расширился репертуар участников. Несомненно, всем было очень интересно услышать песнопения братских Церквей. Считаю, что смыслом этого фестиваля является все-таки возвращение к истокам и осмысление духоносного певческого наследия, оставленного нам древними, поскольку, на мой взгляд, оно имеет более молитвенное начало.
С другой стороны я не стала бы никогда называть его единственно правильным и настоящим. Ни в коем случае не надо перегибать палку и кидаться в какие-то крайности. В нашем хоре был также такой период, когда мы начали резко исполнять один знаменный распев и одноголосие. И это было очень тяжело и нам как певчим (потому что мы воспитаны совершенно на другой музыке), естественно было тяжело и прихожанам. Я думаю, что здесь должно быть разумное сочетание. В пении не должно быть какой-то театральности и напыщенности. Ведь в среде отечественный композиторов есть много таких, кто гармонизировал древние напевы. И сделали это достаточно хорошо, настолько, что эти песнопения приятны для уха, легки для исполнения и восприятия».