Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

10.07.2008. СИМФЕРОПОЛЬ. Профессор МДА Алексей Осипов: «…прежде всего работать надо с родителями, чтобы они воспитывали детей соответствующим образом»

Как уже сообщалось ранее, по приглашению Симферопольской епархии в Крыму недавно побывал известный профессор богословия, преподаватель Московской духовной академии А. И. Осипов. Алексей Ильич принял участие в церковно-педагогических Кирилло-Мефодиевских чтениях по актуальным вопросам преподавания в школах курса «Основы православной культуры Крыма» и духовно-нравственного воспитания учащихся, впервые проведённых в Ливадии. Помимо этого профессор Осипов прочитал цикл лекций в переполненных залах Таврической духовной семинарии, Крымского государственного медицинского университета имени Георгиевского, участвовал в православной передаче на Крымском телевидении. Во всех этих аудиториях он ответил на многочисленные вопросы слушателей.
Православный богослов также дал эксклюзивное интервью епархиальной пресс-службе.

– Какое место в современной церковной жизни должна занимать работа с молодёжью?

– Мне кажется, вопрос не в том, должна или не должна. Это каждому ясно. Вопрос в другом: как можно добиться того, чтобы молодёжь приходила, слушала, внимала этому. Вот в чем сложность. Сейчас вы придёте к молодёжи, а молодёжь на встречу не придёт. Или придёт, но ей будет неинтересно. Вся суть в том, как пробудить интерес молодёжи. Мне кажется, прежде всего работать надо с родителями, чтобы они воспитывали детей соответствующим образом. Тогда, став молодёжью, они смогут проявлять соответствующий интерес.

– А как быть с теми, кто уже вышел из детского возраста?

– Тут вопроса нет. Конечно, надо заниматься. Но кто должен заниматься и как? Все зависит от того, кто это будет. Вы же понимаете: один человек придёт и увлечёт людей, Господи, я не знаю, как. А другой… поскучают и уйдут. Поэтому нужно, чтобы это были не просто знающие люди. Знаний мало. Надо, чтобы человек имел ещё педагогический дар, талант.

– Сейчас много экспериментируют, ищут различные формы работы с молодёжью. Где границы, за которые в этих поисках нельзя переходить?

– Границы те, которые можно назвать стоящими между добром и злом. Некоторые идут на такие формы обращения к молодёжи, которые, кажется, соответствуют её стилю жизни, её шаблонам, её языку, и думают этим методом что-то сделать. Мне кажется, самое большее — такой метод привлечёт к этому человеку, он интересен, но он не привлечёт к Православию. Мне кажется, мы должны очень трезво и серьёзно к этому подходить. Молодёжь разумна, и мы должны говорить ей о разумных вещах. Важно определить тематику и человека, который сможет должным образом раскрыть эти темы.

– Какие ключевые вопросы нужно затронуть, когда мы обращаемся к нецерковной молодёжной аудитории?

– Это, конечно, темы брака, жизни вне брака, семья и дети, смысл жизни, отношение человека к той рекламируемой жизни, которая окружает нас. Затем — поиски правильного русла, критериев в оценке того, что такое хорошо и что такое плохо. Вот это важно.

– Молитва занимает очень важное место в духовной жизни. Как показать молодому человеку важность молитвы?

– Прежде всего надо объяснить, что такое молитва. Потому что многие, не объясняя, просто говорят о молитве и оставляют людей без плода. Многие под молитвой подразумевают — сходить просто в храм, послушать там службу, прочитать или просто повторять те или иные молитвы. Вспомним слова схиархимандрита Глинской пустыни одному отшельнику: «Ты привык к словам молитвы, как привыкают к словам ругани». Поэтому надо объяснить, что такое молиться. Мы часто этого не делаем, и в результате молодёжь остаётся без молитвы. Это первое. Второе. Молятся о чем? «Дай мне, Господи, то, другое и третье!» А забывают, что Господь нам оставил пример молитвы: «Впрочем, не моя, но Твоя да будет воля». И по мере нашего смирения перед волей Божьей могут исполняться и наши просьбы. В противном случае молитва может быть в грех. Есть такое выражение в Писании.

– Сейчас среди молодёжи большой популярностью пользуются экстремальные виды спорта. Драйв, адреналин — непременная их составляющая. Совсем недавно этого не было. В чем причина?

– Это насаждается. Какое отношение к этому может быть? Ясно, что отрицательное. Если человек считает себя христианином, то, конечно, надо сказать, чтобы он немедленно прекратил эти вещи. Христос не пожелал броситься с кровли храма, хотя действительно ангелы могли понести Его. Есть масса неэкстремальных видов спорта, игр, которыми можно заниматься. Надо объяснять молодёжи, что хоть маленький подвиг нужно предпринять, если ты христианин. Вот этим подвигом и будет твой отказ от «экстрима».

– Какой совет вы бы дали молодому человеку, который ещё даже не переступил порог храма, а лишь почувствовал интерес к духовной составляющей человеческой жизни?

– Можно несколько вещей посоветовать. Первое — чтение соответствующей литературы. Для кого-то это апологетическая литература, для кого-то — церковно-историческая литература. Но в любом случае она должна сочетаться с литературой о духовной жизни. Второе — нужно помочь ему, и он должен упражняться в том, чтобы приучать себя к молитве Иисусовой. Потому что только в молитве человек может ощутить Бога. И тот, кто не молится, тот никогда присутствие Бога не переживёт. Очень важно приучить себя к этой краткой, замечательной молитве: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», вспоминая при этом о том, что есть за что просить прощения, есть за что просить помилования. Приучать себя к молитве внимательной, благоговейной, неспешной, с покаянием. Такой совет можно дать человеку, который действительно хочет хоть немножко продвинуться в церковной христианской жизни.

Интервью вел Вячеслав Харченко