23.03.2007. СИМФЕРОПОЛЬ. «Крымская правда»: «Не туда идёте, господин Денисенко!»
В конце февраля по УТ-1 был показан сюжет с выступлением, цитирую текстовку «патриарха Киевского и всей Украины Филарета» (подразумевался предводитель так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ-КП). Этот господин, вопрошая, должен ли он и его последователи (или приспешники, в смысле приверженцы) любить всё, что связано с Россией, патетически провозгласил: «Почему мы должны любить чужую церковь? Почему мы должны любить чужой народ? Почему мы должны любить чужую державу?». Не вдаваясь в этическую проблематику и опуская нравственные оценки такой позиции М. Денисенко, чтобы избежать возможных укоров в отходе от научной объективности, я хотел бы остановиться на сугубо фактологическом материале.
Во-первых, если Русская православная церковь и её автономное учреждение на Украине — Украинская православная церковь Московского патриархата — являются чужими для господина Денисенко, то как он объяснит своё длительное (до 1992 года) пребывание в этой церкви? Не похоже ли это на позицию человека, которого за неблаговидные поступки изгнали из семьи, и он теперь во всеуслышание кричит, что эта семья ему чужая?
Во-вторых, становится совершенно очевидным, что ни М. Денисенко, ни возглавляемая им УПЦ-КП не намерены с такими негативными установками как-то позитивно строить свои отношения с каноническим подразделением Русской православной церкви на Украине. Следовательно, мы можем зафиксировать деструктивную позицию и самого этого господина, и его окружения.
В-третьих, как УПЦ-КП может восприниматься подавляющим большинством православных верующих Украины, являющихся прихожанами Русской православной церкви? Вопрос, понятно, риторический. Но важно другое: к этим верующим УПЦ-КП идёт как к чужим (не мною это было сказано).
В-четвёртых, не совсем понятно, какой народ имел в виду «патриарх» — то ли народ Российской Федерации, другими словами, россиян, то ли русских, то ли великорусов. Но в любом случае не только русскокультурные граждане современной Украины (которых, по различным источникам, насчитывается от 46 до 57 процентов от всего украинского населения), но и большинство граждан, этнически идентифицирующих себя украинцами, однозначно не согласятся и не примут такую установку. Практически неоспоримый факт, что даже полиэтнический российский народ абсолютным большинством украинского населения ни в коем разе не воспринимается как чужой. Тогда в каком же пространстве себя позиционирует УПЦ-КП? Не в пространстве абсолютного большинства украинского народа, это точно!
Чтобы и в этом вопросе уйти от каких-либо эмоциональных суждений, сошлюсь на материалы заседания за «круглым столом», который состоялся 30 января 2003 года в Киеве — «Украина в ХХI веке — облик молодого поколения». Здесь были обнародованы данные общенационального опроса молодёжи в возрасте от 16 до 34 лет включительно, проведённого фондом «Демократические инициативы» и Киевским международным институтом социологии в ноябре 2002 года в рамках проекта «Первое вольное поколение украинцев — кто они?».
Я приведу ответы только на два вопроса этого исследования и воздержусь от каких-либо комментариев. Потому что если комментировать, то это отдельная научная статья, содержащая выводы, прямо противоположные призывам господина Денисенко. Но даже зафиксировав сугубо внешние индикаторы, очевидные любому непредубеждённому читателю и слушателю, и не вдаваясь в анализ существенных признаков отмеченного социального явления, мы можем с уверенностью констатировать, что один народ (русские и украинцы) в качестве чужих самих себя рассматривать не может.
Как вы лично относитесь к россиянам (гражданам России)?
С симпатией, интересом — 0,9%
Спокойно, без особых ощущений — 56,3%
С раздражением, враждебностью — 1,4%
С недоверием, страхом — 0,6%
Затрудняюсь ответить — 1%
Отказываюсь отвечать — 0%
Как вы считаете, россияне и украинцы — это один народ или разные народы?
Один народ- 59,2%
Разные народы — 38%
Затрудняюсь ответить — 2,7%
Отказываюсь отвечать — 0,2%
В-пятых, насчёт «чужого государства». Если уж «патриарх» рассматривает современную Российскую Федерацию в качестве «чужой державы», то тогда ему нужно последовательно, вместе со своими покровителями в лице сторонников формирования Украинской поместной церкви, отказаться от всего проистекающего от такой, по их мнению, не своей державы. В том числе и от Новороссии, и от Крыма, и от Донецко-Криворожского региона, и от Слобожанщины, и от Приднепровья, и от Буковины, и от Закарпатской Руси…. Дальше перечислять? Тогда, боюсь, даже кусочка Галичины не останется. То есть отказаться нужно от всего того, что эта «чужая держава» и её предшественники — Советский Союз и Российская Империя — по крохам, по частям приносили украинскому народу, создавали территорию нынешней Украины. Мне могут возразить, что в этом процессе собирания участвовали и предки тех, кто именует сейчас себя украинцами. Да нет здесь почвы для возражений, просто несколько десятилетий назад они, наши украинские соплеменники, о своём государстве как о чужом не говорили и не видели принципиальной разницы между южными русскими (малороссами) и северными русскими (белорусами и великорусами).
Наконец, самое главное. Человек, представляющийся и представляемый некоторыми политиками как «предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата», как «христианский архипастырь» и т. д. и т. п., просто не может быть таковым по определению, им же самим данному. Господин Денисенко говорит: «Мы не должны любить», а Иисус Христос наставлял принципиально по-иному: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Евангелие от Марка, Гл. 12, Ст. 31). И особо для
М. Денисенко сотоварищи: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Евангелие от Матфея, Гл. 5, Ст. 43-45). Хочу только уточнить, что призыв «любить ближнего и ненавидеть врага», на который ссылается и который осуждает Иисус, исходил из Пятикнижия как части текстов Ветхого Завета, которое под названием Тора является основой иудаизма. Так, может, господин Денисенко просто конфессиями ошибся?
И ещё одно наблюдение, последнее, от увиденного на УТ-1. Рядом с иконостасом в этом, с позволения сказать, церковном заведении вывешены украинские флаги, придуманные когда-то властями Австро-Венгерской империи, а теперь ставшие государственными. Что это? Попытка превратить христианство в украинскую политическую религию?
Какие же выводы возникают по поводу всего этого? Изложу по пунктам.
Во-первых, действительными, а не мнимыми врагами Украины являются те, кто делит украинских граждан на «своих» и «чужих»; кто с упорством, как это принято говорить, достойным лучшего применения, не замечает реального сосуществования здесь двух главных разновидностей нашей общей культуры — великорусской и украинской; кто вызывающе не считается с русскокультурным большинством украинского населения и даже в регионах, где они абсолютно численно преобладают, умышленно не общается с ними на общедоступном русском языке. Именно они не объединяют, а делят страну. И никакой вымышленный сепаратизм не сделает больше, чем они
делают.
Во-вторых, предпринимаемые на Украине попытки создания этнической религии — это не просто анахронизм, даже не средневековья — древнего мира, но это этническая сегрегация, стоящая бок о бок с расизмом. Причём сегрегированию (отделению) подлежат до 90% православных верующих, которых псевдорелигиозные установления фактически относят к категории врагов, если исходить из известной концепции немецкого политолога К. Шмита.
В-третьих, известно, что УПЦ-КП удерживает ряд зданий и сооружений, принадлежавших ранее канонической Русской православной церкви или переданных этому квазирелигиозному образованию государственными органами.
В частности, в Симферополе УПЦ-КП распоряжается зданием бывшего военного училища, переданного ему Фондом госимущества. Поэтому, исходя из мировоззренческой агрессивности этой структуры, самопозиционирования в маргинальном секторе и конфессионального, и электорального, и в целом социального пространства необходимо конкретно решить вопрос о прекращении каких-либо государственных дотаций, осуществляемых за счёт средств налогоплательщиков, на содержание внетрадиционной и, по сути, нелегитимной «Украинской православной церкви Киевского патриархата».
Анатолий ФИЛАТОВ, член президиума думы Русской общины Крыма.
23.03.2007. КИЕВ. С 27 марта по 1 апреля пройдет Международная Православная выставка “Вербна Неділя”