Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Академик Петр Толочко. Хранитель веры и верности

Хранитель веры и верности

Академик Петр Толочко

Харьковский Архиерейский Собор 1992 года, на котором Предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран Владыка Владимир, с полным правом может быть назван историческим. Он несомненно займет свое достойное место в ряду наиважнейших отечественных церковных соборов, оказавших решающее влияние на духовно-нравственное развитие украинского общества.
В смутное время крушения многовековых устоев, сопровождавшееся расколом православия и отступничеством от заветов предков, Харьковский Собор нашел в себе силы возвысить голос в защиту вероисповедальной идентичности Украинской Православной Церкви и ее каноничного статуса. Содержательно события конца XX в. как бы перекликаются с событиями конца Х-го. Тогда потребовались огромные усилия, чтобы обратить
языческий восточнославянский мир в христианскую веру, теперь – чтобы защитить его тысячелетний духовный выбор.
Истории было угодно, чтобы одинаковыми были и имена подвижников, возглавивших процессы обретения и спасения отечественного православия. В конце X века эта трудная задача легла на равноапостольного Владимира Святославича, в конце ХХ-го – на Блаженнейшего Владимира. Справедливости ради следует сказать, что второму было ничуть не легче, чем первому. Князь Владимир не зависел от «сильных мира», поскольку сам и был этим миром, Владыка Владимир такую зависимость испытал полной мерой.
Чтобы в тогдашних условиях украинской политической жизни принять на себя Предстоятельство Украинской Православной Церковью, необходимо было обладать не только высоким чувством ответственности за судьбы украинского православия, но и необыкновенным гражданским мужеством. Ведь власти Украины связывали будущее Украинской Православной Церкви вовсе не с Владыкой Владимиром. Да и сама Церковь представлялась им по-другому. Тогда особенно популярным был лозунг: «Независимой Украине – независимая национальная церковь». На Собор и Митрополита Владимира оказывалось беспрецендентное давление. Имели место и угрозы. Но, слава Богу, оба его выдержали. Украинская Православная Церковь не только выстояла под невероятным прессингом властей, но и уверенно вышла на путь возрождения.
Если смотреть на события 15-летней давности через историческую призму, то нетрудно обнаружить, что они продолжили традицию верности каноническому православию как одной из наиболее важных нравственных опор народного и государственного самостояния.
Решения Харьковского Собора были в духе особого отношения наших далеких предков к их духовной сродненности с источником восприятия православной веры. Не случайно летописец назвал князя Владимира новым Константином, который не только крестил русский народ, но и просветил его учением книжным. Великим сеятелем книжных словес и также церковным просветителем был сын Владимира Ярослав, получивший впоследствии прозвище «Мудрый». Оба удостоились высокой похвалы в знаменитом «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, провозглашенным в Софии Киевской в 1050 году. Он был горд тем, что Владимир и его бабушка Ольга обрели крест от нового Иерусалима – Константинограда, что, как в свое время Константин и его мать Елена, они пронесли его по всей Русской земле.
Нет сомнения, что будущий летописец, которому придется оценивать подвижническую деятельность Владыки Владимира с большей исторической дистанции, поставит его в ряд наиболее заслуженных и чтимых отечественных архипастырей. Слушая его богословские и глубоко нравственные проповеди, кажется, что они продолжают тему «Закона и благодати», которым митрополит Иларион пропел свой величественный гимн христианской вере и ее первым русским подвижникам. Верность святому православию, пришедшему к нам из «благоверной и сильной верой Греческой земли», составляет главный смысл подвижнического служения Владыки Владимира и является продолжением давних отечественных традиций.
Достаточно вспомнить, каким принципиально важным для первых летописцев был вопрос о месте крещения Ольги и Владимира. Людей, полагавших, что крещение Владимира могло произойти в Киеве, они называли несведущими и убедительно утверждали, что это случилось на Греческой земле, в Херсонесе. А какой восторженный рассказ записали летописцы о крещении в Константинополе патриархом и императором княгини Ольги. Они же постоянно подчеркивали, что древнейшая монастырская обитель Русской земли – Киево-Печерский монастырь – обязана своим возникновением Святой Горе. Постригая монахов, святой Антоний говорил: «Да будет вам благословение первое от Бога, а второе от Святой Горы».
Даже во времена обострения церковных взаимоотношений между Киевом и Константинополем духовный авторитет последнего не подвергался сомнению. Необычное поставление на Киевскую кафедру митрополита Клима Собором русских епископов в 1147 году было обосновано практикой поставления греческих иерархов.
Следует отметить, что столь же уважительным было и отношение Константинополя к Киеву. В драматические времена монгольского разгрома и порабощения Руси Константинопольский Патриархат признал каноническое переселение киевских митрополитов во Владимир, но не лишил значения церковного средоточия Руси и Киева. При поставлении на кафедру митрополита Алексея Патриархат предписывал, чтобы «Киев, если останется цел, был собственным престолом и первым седалищем архиерейским, а после него и вместе с ним – Святейшая епископия Владимирская была бы вторым седалищем, местом постоянного пребывания и упокоения митрополитов». Сохранись такое положение до наших дней, скольких бед и несчастий удалось бы избежать нашей церкви.
Если мы попытаемся найти аналогии событиям начала 90-х годов XX в. в более ранней церковной жизни Украины, то определенно должны обратить свои взоры на 90-е же годы XVI в. – начало XVII в., а также на революционное время 1917-1919 гг. По существу, в эти драматические периоды нашей истории было поставлено под сомнение само существование украинского православия в его исконной греческой форме. Вдохновителями разрушительных для украинской духовности действий выступили сильные мира сего: в конце XVI — нач. XVII вв. – королевская польская власть, а в 1917-1919 и 90-х годах XX в. – гетманско-президентская украинская.
К счастью, на этих крутых поворотах истории вековые традиции оказались сильнее реформации. Конечно, последние принесли отечественному православию ощутимый урон. Особенно это относится к Брестской унии 1596 г., подчинившей часть украинцев Римскому престолу и, по существу, разделившей единый народ на два. Тем не менее православная вера в Украине устояла. Во всех трех случаях на защиту церкви, основанной святым Владимиром, поднялся народ, а также наиболее ответственные его духовные пастыри.
В конце XVI — нач. XVII вв. ими были князь Константин Острожский, епископы Г. Балабан, И. Копыстенский, гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, митрополиты Иов Борецкий и Петр Могила. Большую помощь в возрождении православной Киевской Митрополии оказал Патриарх Иерусалимский Феофан. В 1918 г. против раскола украинского православия выступил Всеукраинский Церковный Собор, почетным председателем которого был митрополит Киевский Владимир. Новую угрозу от Украинской Православной Церкви отвел Харьковский Собор 1992 г. и также Владыка Владимир, ставший достойным продолжателем дела своих великих предшественников.
Когда-то летописец, воздавая похвалу Ярославу Мудрому, отметил, что при нем: «Нача вера крестьяньска плодитися и расширяти, и черноризьци почаша множитися, и монастыреве починаху быти». Сегодня мы с полным основанием можем адресовать аналогичную благодарность Блаженнейшему Владике Владимиру. Его подвижническими трудами монастыри и храмы в Украине заметно множатся и вера православная укрепляется.
Среди заслуг Владики Владимира и то, что в трудное время перемен он сумел превратить Украинскую Православную Церковь в своеобразный остров стабильности. Безоговорочно поддерживая фундаментальные ценности украинского государственного развития и всячески содействуя гражданскому миру в Украине, Владыка Владимир не разменял высокое служение стране, народу и вере на низкое прислужничество политическим временщикам и конъюнктуре. Благодаря этому он стал моральным авторитетом для большей части украинского народа.
Достойна глубокого уважения и необыкновенная человеческая скромность Владыки Владимира. Слушая добрые слова в свой адрес от людей Церкви, он неизменно отвечает: «Что я без вас?» Разумеется, это справедливо. Но в такой же мере справедливым должно быть и утверждение: «Что мы без Вас?» Нет и малейшего сомнения в том, что в лице Блаженнейшего Владимира Украинская Православная Церковь имеет одного из преданнейших своих архипастырей, сохраняющего честь древнего престола Киевских митрополитов и со спокойным достоинством несущего нелегкий крест служения своему народу.
Многая лета Вам, Владыка Владимир!