12.12.2006. КИЕВ. Умер известный журналист и правозащитник Сергей Киселев
Вчера в Киевской радиологической клинике на Святошино скончался Сергей Киселев. Он широко известен читателям и слушателям с середины 1980-х. Был собственным корреспондентом «Литературной газеты» в Украине, вел передачи на радио «Свобода», «Немецкой волне», публиковался в крупнейших изданиях в Украине и за рубежом, был редактором популярных изданий. Правозащитная проблематика, Чернобыль, журналистика расследований – основные направления его творчества. Он был бесстрашным журналистом, брался за острые и опасные темы. Его публикации по Быковне обернулись преследованиями со стороны КГБ и прокуратуры, судебными исками. Но он доказал свою правоту о Быковне, месте массовых расстрелов жертв сталинских репрессий. На его журналистские расследования 1990-х о коррупции в высших эшелонах МВД правоохранители ответили исками на миллионы гривен, арестами счетов и разорением издания, где они были опубликованы. Газета и журналисты оказались выброшенными на улицу. Сергей Киселев дошел до Верховного суда и доказал правоту своих публикаций, но ничего уже не мог исправить. Так коварно в независимой Украине боролись со свободой слова и гласностью. Однажды он подсчитал, что для того чтобы выплатить все иски душителей свободы слова, отдавая им всю зарплату, ему нужно прожить несколько столетий. Судьба же отпустила немногим больше 50-ти.
Сергей Владимирович воспитывался в семье литераторов (мама всю жизнь проработала в «Прессе Украины» корректором, отец – известный детский писатель, брат, умерший в молодости, был выдающимся поэтом). Друзьями семьи были Виктор Некрасов, правозащитники и диссиденты 1960-70-х. Он сформировался в этой среде и пронес через всю жизнь обостренное неприятие всякой фальши. Среди тысяч его статей мы не найдем ни одной хвалебной в адрес власть имущих. Он всегда становился на сторону слабых против сильных, преследуемых против гонителей, отстаивал правду против лжи. В корпункте «Литературки» в Киеве, в его собственной крохотной квартире постоянно находились люди, которым нужна была поддержка и защита, которым некуда было деться. Он был предан собратьям по перу, памяти погибших товарищей, помогал их семьям и детям. Даже находясь в тяжелейшем состоянии в больнице, передал ключи от квартиры сыну убитого журналиста, студенту-заочнику, приехавшему в Киев сдавать сессию. Мол, они с супругой в больнице, и никто не будет юноше мешать готовиться и сдавать экзамены. В этом весь он: помогать, чем можно, даже со смертного одра.
Сергей Владимирович был высокопрофессиональным журналистом. Он закончил украинскую филологию, но был прекрасным знатоком и русской поэзии, мировой литературы, культуры и истории, владел английским. Где бы ни был (в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Москве, Праге или какой-нибудь Кацапетовке), он постоянно тащил с собой ноутбук, всегда работал. Он был тотально предан журналистике, ее высоким принципам и миссии. Мечтал создать газету, соответствующую этим принципам, разработал множество проектов, но в стране политического пиара, заказухи они были обречены. Хотя некоторые созданные им издания живут до сих пор, но по другим принципам.
Сергей Киселев самозабвенно любил своей город, казалось, о Киеве он знает все. Он был знатоком его истории и культуры. Кто-то передал ему кусочек плинфы из «Нерушимой Стены» Софии Киевской. Он встроил его в оправу перстня и не расставался с ним никогда.
Будучи, безусловно, выдающимся журналистом, он негативно относился к наградам и регалиям. Единственной наградой, к которой он благоговейно относился, был орден преподобного Нестора Летописца III степени, который вручил ему два года назад на пятидесятилетие Блаженнейший Митрополит Владимир. Сергей неоднократно обращался к религиозной проблематике. Известно его глубокое журналистское расследование по событиям «черного вторника» 1995 года. Он был участником международных форумов под эгидой Константинопольского патриарха, среди других европейских журналистов сопровождал его в двухнедельной поездке по черноморским странам и Дунаю, которая была посвящена проблеме экологии. Неоднократно встречался с православными журналистами в пресс-службе УПЦ, обсуждал возможность создания светской общенациональной православной газеты.
Он был глубоко верующим человеком, прихожанином храма в честь преподобного Агапита Печерского. Находясь в клинике с диагнозом «острый лейкоз», успокаивал друзей и близких. По его просьбе Блаженнейший Митрополит Владимир передал ему в палату иконку прп. Сергия Радонежского. За десять дней до кончины он исповедался и причастился. Он мужественно принял тяжелейший курс лечения, ему помогали супруга и дети, по очереди дежурившие у него. За день до смерти уже слабеющим голосом он уверял, что лечение идет нормально и нет поводов для беспокойства. Как интеллигентный человек, он не хотел никому причинить боль. Ничего не случилось. Разбилось лишь сердце, оно не выдержало.
Украинская журналистика потеряла одного из самых достойных своих представителей.
Господи! Посели душу брата нашего Сергия в селениях праведных!
Похороны Сергея Киселева состоятся 13 декабря в 14-30 на Байковой кладбище столицы.
Пресс-служба УПЦ
12.12.2006. ТЕРНОПОЛЬ. Задержаны грабители, обворовывавшие церкви