17.11.2006. МОСКВА. Православие.RU: «Результаты понтификата папы Иоанна Павла II»
С кончиной папы Иоанна Павла II (2.04.2005) закончился самый длинный понтификат в истории прошедшего века. Покойный папа был первым славянином во главе римского католицизма, посетившим с пастырскими визитами множество стран мира (знаковое исключение составляет Россия). Он канонизировал наибольшее количество святых за историю Католической Церкви, в том числе священников и верующих, подвергшихся гонениям со стороны тоталитарных и авторитарных режимов (среди них, в частности, экзарх русских католиков Леонид Федоров). О папе еще при его жизни были написаны сотни книг, а государственный секретарь Ватикана Анджело Содано сразу после объявления о кончине Иоанна Павла II назвал его «великим папой» – обычно этот эпитет употребляется в отношении понтификов, признанных святыми или блаженными.
Однако все эти положительные стороны понтификата Иоанна Павла II сочетаются с наличием целого ряда проблем в современном католицизме. Новое тысячелетие поставило Церковь перед нелегким выбором: или адаптироваться к новым общественным настроениям, или выступать в качестве хранителя традиции. Этот выбор можно сравнить с эпохой Реформации, когда одна часть западных богословов настаивала на том, чтобы пойти навстречу протестантизму, а другая, напротив, на «ассиметричном» ответе на их вызов, предусматривающем ставку на все позитивное и жизнеспособное, что было в истории Католической Церкви. В результате победили последние, ставшие идеологами контрреформации.
Итак, для того, чтобы попытаться определить значение понтификата Иоанна Павла II, нужно, в первую очередь, проследить за социальными, политическими, внутренними и внешними церковными событиями, произошедшими в Ватикане за прошедшие четверть века.
В наши дни ситуация выглядит следующим образом. II Ватиканский собор (1962–1965) начал реформы, направленные на модернизацию Церкви: процедура богослужения была упрощена, а сама месса переведена на национальные языки; были расширены права епископов (и при этом несколько сокращены прерогативы Ватикана); санкционирован диалог с некатолическими Церквами, а также между верующими и неверующими. Церковь дистанцировалась от апологетики капитализма, демонстрируя свою свободу от какой-либо политической, социальной или экономической системы. Определенным продолжением этой тенденции можно считать критику католиками многих проявлений глобализации, а также негативное отношение к односторонним силовым акциям, например к войне в Ираке.
Однако целое множество проблем не были решены и до сих пор продолжают оставаться дискуссионными. Многие клирики и прихожане настаивают на дальнейших реформах, однако даже среди модернизаторов нет консенсуса по вопросу о том, насколько глубокими они должны быть.
Считается, что в период понтификата Иоанна Павла II реформаторские тенденции в католицизме не получили поддержки в Ватикане. Но все же некоторые действия почившего папы, например такие, как демонстративное посещение синагоги и лютеранской церкви, а также покаяние за грехи католичества (12.03.2000), совершенные на протяжении многих столетий, в том числе и против евреев, нельзя не назвать новаторскими. В молитве, оставленной в Стене Плача в Иерусалиме, Иоанн Павел II испрашивал у Бога прощения за неправды против иудейского народа и выразил желание установить с ним братские отношения. Желание «примириться» с богоотверженным народом весьма неординарно для главы христианской Церкви и со стороны верующих может быть рассмотрено по-разному, например на площади Святого Петра, где зачитывался текст «публичного покаяния», оно было встречено бурными овациями и рукоплесканиями. Но если отбросить шелуху повсеместных в последнее время обвинений в антисемитизме и глобализации, «примирение с иудеями» иначе как богоотступничеством католиков назвать нельзя.
Следует отметить, что за долгий 25-летний понтификат Иоанн Павел II всячески стремился поднять авторитет Ватикана как государства, а вместе с тем и Католической Церкви как влиятельной структуры. По этой причине он налаживал контакты со многими государственными лидерами.
Например, 24 января 1979 года папа Иоанн Павел II принял Андрея Громыко по его просьбе. Визит советского министра иностранных дел в Ватикан был событием беспрецедентным. Дипломатических отношений между СССР и Ватиканом в то время не было, антикоммунизм папы был хорошо известен, как известно было и очевидное недружелюбие, с которым советская власть относилась к католицизму.
В 1980 году в Ватикан с государственным визитом прибыла королева Елизавета II. Визит был историческим, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. С течением времени стороны более или менее успокоились, между Соединенным Королевством и Ватиканом были даже установлены дипломатические отношения. Но о визите правящего британского монарха, а по совместительству и главы Англиканской Церкви в Ватикан не могло быть и речи. Елизавета II стала первым британским монархом, посетившим Ватикан с государственным визитом. Она же стала первым монархом, пригласившим папу в Великобританию, правда, оговорившись, что поездка должна считаться не визитом в страну, а пастырским визитом к четырем миллионам британских католиков.
В 1982 году в Риме произошла встреча папы Иоанна Павла II с Ясиром Арафатом. Аудиенция в папской библиотеке была немедленно раскритикована Израилем как признак того, что Католическая Церковь не имеет ничего против деятельности палестинских террористов и как косвенное доказательство антисемитских настроений, царящих в Церкви.
В 1996 году во время поездки по Европе лидер кубинской революции Фидель Кастро неожиданно заехал в Ватикан, где состоялась его частная встреча с Иоанном Павлом II. Долгое время Церковь и коммунистические власти Кубы враждовали. Ватикан неоднократно обвинял Гавану в нарушениях прав верующих. Встреча, по мнению наблюдателей, могла означать, что старые противники нашли компромисс. Так и произошло. Через два года Иоанн Павел II прибыл в Гавану с пастырским визитом и снова встретился с Фиделем Кастро. Уже официально и публично. На встрече во Дворце революции в Гаване папа осудил экономические санкции против Кубы.
11 марта 1999 года в Риме состоялась первая встреча главы Римско-Католической Церкви с президентом Исламской Республики Иран Мохаммадом Хатами. Было это в то самое время, когда Иран пытался выйти из международной изоляции.
5 ноября 2003 года состоялся визит в Ватикан президента Российской Федерации В. В. Путина.
В общей сложности, почивший понтифик встретился с 426 главами государств, 187 премьер-министрами и 190 министрами иностранных дел, а также принял верительные грамоты 642 послов.
В правление папы Иоанна Павла II, как уже отмечалось выше, было прославлено много новых святых, кроме того, решением понтифика была совершена «реабилитация» средневекового ученого Галилео Галилея и беатификация Пия IX, которая кардиналом Поль Пупаром в интервью российской католической газете «Свет Евангелия» (№ 38. 22.10.2000), была обоснована следующем образом: «Человека канонизируют за христианские добродетели, а не за стиль управления».
Создается впечатление, что Ватикан при Иоанне Павле II стремился стать как можно ближе миру и современности, желая при этом идти на минимальный компромисс. До Иоанна Павла II ни один папа Римский не присутствовал на рок-концерте (27.09.1997), на стадионе, где проходил футбольный матч (29.10.2000). До него не издавались компакт-диски с песнями, которые он сам написал и спел. Покойный понтифик, таким образом, становится как бы символом или скорее «рекламой» нарочитой открытости Католической Церкви миру. Но такая открытость, в конце концов, влечет за собой появление значительного числа требований, направленных к Ватикану со стороны общественности и мира, а Ватикан, принимая правила игры, обязан с этими требованиями считаться. И потому при более глубоком рассмотрении современного состояния Святого престола, становится ясно, что за яркой оберткой всеобщего благополучия, в католичестве скрывается множество внутрицерковных проблем, навязанных Церкви неофитами, не желающими отказываться ради «высоких материй» от привычного комфортного образа жизни.
Так, например, либералы поднимают ряд вопросов, которые они хотели бы сделать, как минимум, дискуссионными. Среди них существенную роль играет возможная отмена целибата. Догматических запретов здесь нет, но целибат соответствует многовековой традиции католического канонического права. Дискуссия о целибате получила новый импульс из-за усиливающихся в последнее время обвинений европейских католических священников, а особенно североамериканских иерархов в преступлениях, связанных с совращением малолетних.
Еще одна проблема – разводы. Каноническое право делает эту процедуру крайне затруднительной, что вызывает недовольство многих верующих. Во многих странах со значительным католическим населением прошли референдумы о легализации гражданских разводов, которые привели к тому, что многие католики прибегают к такому способу прекращения семейных отношений, игнорируя позицию духовенства. Кроме того, после гражданского развода они часто вступают во второй брак, который не признается Церковью, что создает немалые сложности в общении с духовниками (это является одной из причин снижения активности прихожан).
Следующая проблема – контрацепция. Если отрицание абортов является практически консенсусным для римо-католицизма, то с противозачаточными средствами не все так просто. Многие католики из развивающихся государств настаивают на смягчении подхода к этому вопросу, утверждая, что без контрацепции значительная часть многодетных семей обречена на проживание в бедности.
Еще одна «тема нового века» – сексуальные меньшинства. Ватикан сохраняет традицию резко негативного отношения к ним, их представителей запрещено допускать к причастию. В то же время мировые тенденции носят прямо противоположный характер – некоторые политики, для которых раньше подобная информация означала конец карьеры, уже не скрывают своей сексуальной ориентации. В еще большей степени это относится к лидерам общественного мнения из культурно-медийной элиты.
Сторонники реформ обращают внимание на снижение авторитета Церкви как среди паствы, так и в международных правящих кругах. Так, во время обсуждения проекта европейской конституции Ватикану не удалось пролоббировать включение в него положения о христианских корнях европейской цивилизации.
Что касается внутреннего вероучительного состояния католичества, то политика Иоанна Павла II может расцениваться более как консервативная, нежели либеральная, доказательством чего могут служить события, произошедшие еще в начале его понтификата, связанные с леворадикальной «теологией освобождения», получившей распространение в странах Латинской Америки. Тогда был сменен генерал ордена иезуитов, так как внутри ордена получили широкое распространение реформаторские тенденции. Труды отдельных либеральных теологов были подвергнуты критике, а наиболее известный из них, Ганс Кюнг, был уволен из католического университета.
Вместе с критикой латиноамериканских реформаторских тенденций резко выросло влияние «Опус Деи» – консервативной католической организации, основанной в 1928 году испанским священником Хосе-Марией Эскрива де Балагером, который был причислен к лику святых Иоанном Павлом II. «Опус Деи» обвиняли и в связях с франкизмом (впрочем, «опусдеисты» способствовали модернизации Испании и ее постепенному отходу от жесткой диктатуры и самоизоляции), и в слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Однако внимание Ватикана эта организация привлекла в связи с попыткой синтеза духовной и светской жизни и связанным с этим «освящением» любого труда (исключая, конечно, криминальную деятельность). Такой подход привлек в организацию многих успешных мирян из числа «столпов общества» – бизнесменов, политиков, интеллектуалов. Такой подход сочетается с подчеркиванием необходимости широкого участия членов организации в благотворительных проектах.
«Опусдеистская» составляющая церковной политики является признаком того, что Ватикан был намерен действовать в рамках традиционалистской парадигмы. Повышение авторитета Церкви должно осуществляться без радикализма, который, с точки зрения покойного папы и его ближайшего окружения, мог привести к серьезному обострению внутрицерковных конфликтов (литургическая реформа II Ватиканского собора привела к выходу из подчинения папе группы верующих во главе с двумя епископами).
***
Отношения римо-католичества и Русской Православной Церкви во второй половине XX века заслуживают особого внимания, объем данной работы не позволяет отметить все стадии их развития, но вкратце можно сказать следующее.
На II Ватиканском соборе в ознаменование намечающихся братских отношений между Ватиканом и Московской Патриархией был принят термин «Церковь-сестра». Но совсем недавно нынешний Римский папа Бенедикт XVI, еще в бытность свою префектом ватиканской конгрегации по вероучению, подчеркнул, что термин Церковь-сестра некорректен, и вопрос не только в терминологии, но и в сути дела. По его словам, «когда речь заходит о Церкви, то имеется в виду единственная, святая, универсальная, апостольская Католическая Церковь». Ее «сестрами» могут именоваться лишь другие Католические Церкви, заявил кардинал, добавив, что он выступает против «примитивного экуменизма». «Выражение “Церковь-сестра” неприменимо к взаимоотношениям между католиками, православными и протестантами. Можно лишь говорить о Католической Церкви как таковой и некоторых доктринах на Востоке».
В церковно-политическом плане следует отметить, что за время понтификата Иоанна Павла II неоднократно осуществлялись попытки приезда папы на каноническую территорию РПЦ – Россию и Украину. До сих пор остается открытым вопрос о поддержке Ватиканом захватнических действий униатов в западных областях Украины.
Кроме того, наталкивает на размышления поведение албанских католиков во время агрессии НАТО на Балканах. Когда притесняемые мусульманами сербские православные не ощутили от своих «собратьев-христиан» никакой помощи, хотя православные храмы были постоянно окружены припаркованными вокруг них натовскими танками, рядами колючей проволоки, блокпостами из мешков с песком и вооруженными до зубов солдатами, которые требовали документы от приходящих в храм. А 60 тысяч католиков чувствовали себя, как и прежде, вполне свободно и даже посещали мероприятия местных мусульман.
Каждая крупная историческая личность берет своих потомков в своеобразные заложники. И в этом смысле Иоанн Павел II был великой личностью, удобной для потомков. В какую бы сторону ни пошло дальнейшее развитие Католической Церкви, всегда можно будет сказать, что это продолжение курса «великого папы».
Пойдут ли католики на большую либерализацию – можно будет сказать, что они продолжили линию Иоанна Павла II на открытость миру. Консервативный курс на защиту традиционных христианских ценностей от несущих порой разложение ветров времени также найдет в почившем папе свое оправдание. Будет Ватикан стараться расширять свое влияние на восток, на Россию – именно Иоанна Павла II можно будет назвать зачинателем этой политики. Но и обратная позиция на поиск точек соприкосновения с Русской Православной Церковью, в некотором смысле, тоже может быть оправдана именем папы.
Пока же ясно лишь то, что Иоанн Павел II оставил своим преемникам свободу во всем, кроме одного. Им отныне придется действовать под прицелом телекамер и в присутствии огромных толп народа. Чтобы не утратить авторитет Католической Церкви, почивший папа вынужден был внести в свою деятельность элементы, если так можно выразиться, представления или, как сейчас принято говорить, «элементы шоу». И в этом смысле нынешней Церкви для свершения каких-либо радикальных изменений в курсе своего дальнейшего развития придется выбирать между всегда обманчивой «любовью толпы» и осознанным следованием Христовым заветам.
О. Стародубцев кандидат богословия,зав. кафедрой церковной истории СДС
17.11.2006. КИЕВ. Архиепископ Августин поздравил учащуюся молодежь с Днем студента