Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Протоиерей Федор Шеремета. «Церковь Христова врачует всего человека»

К 200-летию Киевской городской
психоневрологической больницы №1

«Церковь Христова врачует всего человека»

Протоиерей Федор Шеремета,
кандидат богословия,
настоятель Свято-Кирилловского прихода

Эти слова Блаженнейшего Митрополита Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, сказанные им в интервью нашей приходской газете «Кириллица», я не случайно вынес в заглавие статьи, посвященной взаимодействию Свято-Кирилловского прихода с Киевской городской психоневрологической больницей №1, ныне отмечающей 200-летний юбилей. В богослужебных текстах Христос неоднократно назван Врачом. Евангелие повествует, как Господь исцелял людей, как возвращал зрение слепым, слух и речь – глухонемым, душевное здоровье – поврежденным умом, изгонял бесов и воскрешал мертвых. Основав Церковь, Спаситель благословил Своим ученикам-апостолам вместе с проповедью Евангелия исцелять людей от душевных и физических недугов. И вот уже две тысячи лет Церковь, преображая человека, заботится о целостности всей личности и врачует «всего человека» (Ин. 7, 23).

История и традиции
200 лет – дата значительная, эпохальная. Два столетия – это не двадцать лет, это огромный исторический пласт, в котором отпечаталась деятельность многих поколений медицинских работников, жертвенно несших христианскую помощь страждущим. Особенно важно об этом вспомнить в наши дни, когда в медицине все более проступают коммерческие интересы. Безусловно, труднейшая и ответственейшая работа медика должна достойно оплачиваться. Но главным мотивом при выборе медицинской профессии должны быть христианские принципы. Ведь не случайно до наших дней (в том числе и в советское время) в медицине сохранился православный символ – Крест Христов. Исторически так сложилось, что медицину на нашей земле представляли люди глубоко религиозные, начиная от преподобного Агапита Печерского, Врача Безмездного, как его называли в народе, и до наших современников – выдающегося физиолога академика Иван Петровича Павлова и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Учитывая новые открытия в области медицины, советское правительство наградило во время Второй мировой войны Сталинской премией І степени хирурга Войно-Ясенецкого, не взирая на принятый им сан священнослужителя и многолетние ссылки за стояние в вере. Ясное дело, что советская идеология об этом умалчивала, да и воинствующий атеизм с материалистическим мировоззрением делал свое дело. Тем не менее среди советских медицинских работников было немало глубоко верующих людей, за свою 30-летнюю пастырскую практику мне приходилось встречать многих истинно православных врачей.
Если мы пролистаем страницы прошлого, то убедимся, что 200-летняя история Киевской психоневрологической больницы №1 тесно связана с историей Церкви и древнего Кирилловского монастыря (ХІІ век). За шесть столетий, до упразднения монастыря Екатериной II в 1786 году, Свято-Кирилловская обитель взрастила многие поколения иноков. И наверняка среди них было немало людей, одаренных медицинскими способностями. Не случайно при монастыре были созданы так называемые «богоугодные заведения», которые со временем преобразовались в профессиональное медицинское учреждение. Насельники Кирилловской обители, а затем духовенство и благочестивые прихожане Свято-Кирилловского прихода до закрытия его большевиками в 1929 году духовно окормляли и ухаживали за больными.
Семь десятилетий Церковь была лишена возможности заниматься благотворительной и попечительской деятельностью, хотя и в трудных атеистических условиях она, как могла, осуществляла миссию милосердия, помощи больным и немощным. Например, при киевском Свято-Покровском монастыре, где мне довелось служить около двадцати лет, действовала богадельня для престарелых монахинь. Не раз на свой страх и риск игуменья монастыря принимала туда и одиноких престарелых прихожанок. И так было на каждом приходе – Церковь опекала больных и одиноких людей, напутствовала их Святыми Тайнами перед переходом в вечность. Верующие знают, как важны для человеческой души, отходящей в мир иной, разрешиться от бремени грехов, очистить душу покаянием, как молится Церковь ежедневно о «христианской кончине жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной, и добром ответе на Суде Христовом». Но еще больше Церковь молится о здравии, а на наших приходских богослужениях ежедневно звучат молитвы «о лечебнице сей, врачах и врачующихся в ней».

Возрождение. Как мы начинали?
В начале 90-х годов уже прошлого века, с рушением тоталитарной атеистической системы и провозглашением независимого государства, когда Церкви были возвращены многие права, в том числе в миссионерской, просветительской и милосердной деятельности, при больницах, госпиталях и других медицинских учреждениях стали возникать православные приходы. Наш Свято-Кирилловский приход, зарегистрированный в 1991 году, действующий на территории психоневрологической больницы, стал первым в Киеве, получившим статус «больничный».
Со временем практически при каждой больнице Киева стали появляться больничные храмы, молитвенные комнаты, создаваться православные сестричества и братства. И эта практика характерна для всех регионов Украины. Эффективность такого сотрудничества подтвердили сами медики.
Поэтому закономерным было заключение в мае 2003 года Договора о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и Украинской Православной Церковью. Сотрудничество с медицинскими учреждениями, как и с военными, исправительными, педагогическими и другими, предусмотрено Социальной концепцией Украинской Православной Церкви – основополагающим документом, определяющим взаимодействие Церкви и государства.
Журналисты часто спрашивают меня, как мы начинали, как сумели за десять с небольшим лет развить такую обширную деятельность. Я обычно отвечаю: «С помощью Бога и людей».
В начале 90-х ко мне обратился руководитель Союза православных братств Украины Валентин Лукияник, сам медик по образованию, с предложением организовывать встречи с пациентами психиатрической больницы. Община была зарегистрирована, а священника не было. Сказать по правде, духовенство не горело желанием работать с такой категорией людей – отсутствие опыта, отсутствие всякой материальной базы, храма, элементарной утвари для богослужений отпугивало. И мне было не легко согласиться на этот шаг. Но когда я впервые столкнулся с больными, когда мы служили первые водосвятные молебны, я понял, что пациенты действительно остро нуждаются в помощи священника.
Помню, как обступили меня пациенты больницы, когда я впервые переступил порог клиники. Они пощупывали мою рясу, с недоумением спрашивая друг друга: «Неужели это настоящий поп?» Многие думали, что врачи их обманули и нарядили какого-то человека в одежду священника. Увидев, что я не «ряженый», они сразу потянулись ко мне, стали просить крестики, иконки, свечи. Сильнее всего докторов и пациентов поразило тогда то, что мы ничего не продавали. На столе лежали свечи, и каждый мог взять пару штук, чтобы поставить «о здравии» и «за упокой». Эта традиция сохраняется и поныне. Так, общаясь с больными, я убеждался, что Церковь может принести облегчение страждущим.
Тогда я обратился к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с просьбой выдать нам антиминс (богослужебный плат) для служения литургий. Ведь литургическая деятельность – основополагающая. Из Литургии как бы уже вытекают и другие направления христианской деятельности – просветительской, социальной, благотворительной. Начали служить в вестибюле старого церковного помещения, переоборудованного под больничный клуб. В качестве престола служил небольшой столик, церковную утварь приходилось носить с собой. Нужно отметить, что с первых дней нашей деятельности руководство больницы во всем шло нам навстречу. Сначала нам выделили комнату для хранения сосудов, чуть позже разрешили служить в помещении клуба, предоставив его нам в распоряжение. Была проделана огромная работа по реконструкции и ремонту этого здания. Сейчас это действующий храм Василия Великого, хотя городское руководство вот уже почти на год приостановило реконструкцию, но мы не оставляем надежду, что работы будут окончены.

Взаимодействие
Наш приход заключил с больницей, тогда в лице главврача Виталия Леонидовича Лисовенко, договор о взаимодействии и сотрудничестве. Целью создания такого договора была необходимость как-то юридически обозначить наши взаимоотношения, очертить обязанности по отношении друг к другу, сформулировать содержание нашего сотрудничества. По существу договор подразумевает совместные усилия по предоставлению социальной, медицинской и духовной помощи больным, в том числе и пациентам в состоянии ремиссии. Этот документ рассматривает и некоторые хозяйственные вопросы. Главная же его особенность в том, что он определяет Свято-Кирилловский приход как одно из подразделений духовного оздоровления и реабилитации больных. Вот это взаимодействие мы осуществляем и поныне, часто встречаясь с главврачом Романом Ивановичем Никифоруком и медперсоналом больницы.
Опыт нашей пятнадцатилетней деятельности подсказывает – и профессиональные медики могут это подтвердить – что в сфере психотерапии наиболее плодотворным является соединение пастырской деятельности и врачебной помощи душевнобольным, при определенном разделении сфер компетенции врача и священника. С созданием Свято-Кирилловского сестричества в каждое из двадцати пяти отделений больницы приходят священники и сестры милосердия. Больные получили также возможность участвовать в богослужениях, и многие бывшие больные не только получили облегчение, но со временем стали активными членами нашего прихода, вошли в состав сестричества и братства.
Кстати, не могу не вспомнить об одном парадоксе. Руководство заповедника «София Киевская», которому подчинена как музей и наша древняя Кирилловская церковь, усмотрело «вред» от посещения этого храма больными во время богослужений. Конечно, это лишь очередной предлог, чтобы бросить тень на Церковь и не дать возможность верующим служить в древних стенах храма. И все же, это кощунственно! Посещение больными храма строго регламентировано: медперсонал допускает сюда лишь тех больных, которым разрешен свободный выход из отделений. И когда такой человек попадает под своды храма, слышит прекрасные распевы, вдыхает аромат фимиама, участвует в молитве, участвует в таинствах Церкви – как преображается его душа! Но вот музейные «хранители духовности» проявляют бездуховность по отношению к нашим ближним, больным и страждущим.

Первые вехи, первые плоды
В Церкви не принято докладывать «о проделанной работе », но по просьбе сотрудников журнала я упомяну лишь о главных вехах нашей деятельности. Возможно, наш опыт покажется кому-то полезным, и мы готовы поделиться.
На территории больницы действует благотворительная столовая, построенная верующими на развалинах старого складского больничного помещения. Здесь ежедневно могут питаться 100 и более человек из числа больных и тех, кто лишен крова и куска хлеба. Нами также капитально отремонтировано здание для созданного там по нашей инициативе отделения сестринского присмотра за душевнобольными, в том числе прошедшими лечение и не имеющими пристанища. Когда стал вопрос о создании благотворительной столовой, автоматически нужно было решать проблему с продовольствием. Поэтому в селе Тарасовка Барышевского района Киевской области мы взяли в аренду 60 гектаров пахотной земли. Теперь там создан приходской монашеский скит с сельскохозяйственным подразделением. Отдельного рассказа заслуживает создание материальной базы: приобретение техники, строительство сооружений, жилого корпуса и храма. Можно сказать, что без помощи Божией охватить такой объем работы скудными приходскими силами было бы просто невозможно. Но нашлись и находятся люди, которые способствуют нам в этом непростом деле.
В результате сельскохозяйственные продукты попадают на стол благотворительной столовой и в больничную кухню. В столовой, кроме поваров, ежедневно собираются женщины в одежде сестер милосердия, готовятся бутерброды для больных, которые не имеют свободного выхода из отделений. Здесь же готовятся праздничные подарки на Пасху и Рождество. Когда мы рассказываем, что ежегодно выпекаем более трех тысяч пасхальных куличей, что практически ни один пациент не остается без подарка, эта информация часто вызывает недоверие. Но уже стало традицией проведение праздничных концертов в конференц-зале больницы – рождественских и пасхальных детских утренников, которые готовят учащиеся нашей воскресной школы. Здесь же присутствуют и медперсонал, и детки детских отделений больницы.
Но, конечно же, главная забота – душепопечительская. То и дело в многочисленные отделения больницы отправляются священники, чтобы исповедовать, причастить больных и просто пообщаться. Не будем забывать, что в больнице и два детских отделения, которые мы особенно опекаем.
В ряду нашей духовно-просветительской деятельности и издательская работа, и радиофикация больницы местной сетью радиовещания, выполненная за средства Церкви: пациенты больницы могут слушать трансляцию наших богослужений, еженедельные проповеди и просветительские беседы. Кстати, пациенты больницы и медперсонал посещают нашу библиотеку, где собрано около пяти тысяч экземпляров книг, в том числе написанных православными специалистами для практической деятельности современных психиатров.

Носители образа Божьего
Мы видим, как стремительно развиваются технологические процессы в мире, как ускоряются средства коммуникации, какой психический, эмоциональный груз ежедневно ложится на каждую человеческую душу. По прогнозам ВООЗ, депрессивные расстройства вскоре будут доминировать среди других заболеваний и опередят сердечно-сосудистые. И при этом грань между «нормой» и патологией в душевном здоровье становится все тоньше. Поэтому сотрудничество научной медицины, и психиатрии в частности, с Церковью является столь актуальным.
Церковь рассматривает психические расстройства как одно из греховных поврежденностей человеческой природы. Ведь грехи родителей, их страсти и греховные наклонности могут передаваться на генетическом уровне. Еще много веков назад святые отцы Церкви Христовой выделяли в личностной структуре человека духовный, душевный и телесный уровни и различали болезни, которые возникли «от естества» и недугов, содеянных бесовским влиянием, или пристрастиями, которым подчинился человек. Однако и та, и другая категория больных требует участия. Социальная концепция Православной Церкви, о которой я уже упоминал, акцентирует, что психическая болезнь не унижает достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольные люди являются носителями образа Божьего, оставаясь нашими ближними, которые требуют сострадания и помощи.
Исцеление поврежденной души является исполнением замысла Божьего о человеке, о чем апостол Павел так сказал в одном из своих посланий: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа, и тело во всей целостности да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23).