Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Феодосий: «Весь мир узнает правду о гонениях на УПЦ»


Продолжается судебное разбирательство в отношении митрополита Черкасского Феодосия (Снигирева). Но сегодня мы поговорим с владыкой о его статусе правозащитника ООН.

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий – один из нескольких архиереев УПЦ, против которых возбуждены уголовные дела по не вполне убедительным причинам. Владыка Феодосий уже много месяцев находится под домашним арестом, а осенью 2023 года вполне мог оказаться и в СИЗО. А еще он по видеотрансляции выступил в ООН, где рассказал о репрессиях власти против Украинской Православной Церкви.

– Владыка, вы стали первым архиереем Украинской Православной Церкви, выступившим с самой высокой международной трибуны – Организации Объединенных Наций. Как такое стало возможным?

– Видимо, по Промыслу Божиему. Зная о грубых нарушениях религиозных свобод в нашей стране, ко мне несколько раз обращались международные правозащитные организации с просьбой выступить на Совете по правам человека ООН. Просили из первых уст проинформировать международных дипломатов о нарушениях прав и свобод верующих УПЦ, выступить в качестве религиозного эксперта, преподавателя духовной Академии и архиерея УПЦ, преследуемого за свои религиозные убеждения и каноническую позицию.

– Вы думаете, это выступление возымеет действие?

– Не сомневаюсь, что оно даст и уже дало толчок к освещению во всем мире темы сегодняшних преследований Украинской Православной Церкви. И мне кажется, что это дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Скажите, разве вообще мыслимы в XXI веке в центре европейского континента религиозные гонения такого масштаба, которые сейчас происходят в Украине?! Это же в головах нормальных людей вообще не укладывается. Последний раз такие гонения наша Церковь испытывала во времена генсека Хрущева. Но даже Хрущев не додумался принять государственный Закон(!), запрещающий Церковь. А у нас это сейчас пытаются сделать.

Религиозные гонения – это безусловное зло. А со злом нужно бороться, его нужно вытаскивать на белый свет. Зло очень не любит света и не любит огласки. На свету зло вынужденно корчиться, оправдываться и отступать.

– Владыка, ваши видеообращения в защиту Церкви из-под домашнего ареста стали для многих верующих УПЦ большой поддержкой и укреплением. В то же время, именно на основании этих видеообращений против Вас возбуждено новое уголовное дело, за которое Вас чуть не посадили в СИЗО, народ вас вымолил. Скажите, Вы планируете и дальше записывать видео в защиту Церкви?

– Если Господь благословит на это и даст силы, то конечно. Это теперь в каком-то смысле моя обязанность, мой долг перед верующими людьми. Долг перед духовенством, которое не осталось в стороне, когда я очень остро нуждался в молитвенной помощи и поддержке.

Вы верно сказали, что народ вымолил. И я в долгу перед людьми. Но говорить надо только тогда, когда есть что сказать. И только тогда, когда пришло время это сказать. И самое главное, говорить надо только то, что будет на пользу Церкви, в Ее защиту и укрепление верных.

Ну и, кроме того, предстоит еще восстановить технику для видеозаписей, ведь представители СБУ при последнем обыске изъяли все оставшиеся компьютеры и телефоны, чтобы не на что было больше записывать. Также скрупулёзно искали конспекты моих тезисов для видеообращений, это было отдельным пунктом в судебном предписании об обыске.

– Что еще искали?

– Искали, согласно определению следственного судьи, все, что давало мне возможность делать видеообращения к верующим. Но, судя по всему, в их негласную задачу входила и попытка заблокировать мне возможность оперативно решать дела Черкасской епархии, которой я управляю. Изъяли все, что позволяло мне дистанционно работать с епархиальными документами: епархиальный компьютер, жесткие диски с епархиальными документами, даже примитивный кнопочный телефон. Это все не имело никакого отношения к расследуемому ими «правонарушению», но, тем не менее, это все изъяли.

Ну и учитывайте, что и предпоследний обыск проводили у меня те же самые сотрудники СБУ, что и в этот раз. Так что они уже прекрасно знали, где что лежит, как говорится, легко «ориентировались на местности».

– Как вели себя силовики при обыске?

– В общем и целом в рамках приличия. Человеческий фактор никто не отменял, многое зависит от культурного уровня каждого человека, независимо от профессии, будь то силовик, почтальон, или священник. Так и здесь. Кто-то из них спокойно выполнял поставленную процессуальную задачу, а кто-то рассказывал мне, что «Бога нет, а есть что-то там такое…», что «церковнославянский язык – это мертвый язык», пытался упрекать, что мой учебник по Пастырскому богословию издан на русском языке, что в доме «недостаточно патриотической символики», зато присутствует портрет-икона святого императора страстотерпца Николая ІІ. Так что мне пришлось попутно проводить для сотрудников ликбез по Конституции Украины и правам человека, по истории европейских монархий и по основам Православия. Дай Бог, чтобы хоть что-то пошло на пользу.

– Владыка, давайте вернемся к вашему выступлению в Совете по правам человека ООН. После этого выступления Вы получили статус правозащитника ООН. Что это значит?

– Статус правозащитника ООН открывает широкие возможности донести правдивую информацию о нарушениях прав человека до широкой международной общественности. В нашем случае, в первую очередь речь идет, конечно, о преследованиях УПЦ. Этот статус регламентируется Декларацией Организации Объединенных Наций о правозащитниках.

Кроме того, статус правозащитника ООН позволяет привлекать для его защиты ресурсы ООН, которая имеет специальный Мандат, регламенты и процедуры защиты для лиц, контактирующих с ООН по вопросам защиты прав человека.

Проще говоря, правозащитник ООН находится под особым вниманием не только Совета по правам человека, но и международного правозащитного сообщества. Его голос быстрее слышат, а на репрессии против него самого будет более жесткая реакция.

При этом не следует путать правозащитную деятельность с юридическо-адвокатской. Это разный формат и разное направление работы. Хотя, они могут и должны дополнять друг друга, иногда в составе правозащитных групп и организаций. Украинская Православная Церковь сейчас как никогда нуждается в такой защите своих прав.

– Как вы планируете реализовывать Ваш новый статус правозащитника?

– Работа уже начата. Юридический отдел Черкасской епархии направил на имя Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека обращение на 10 листах с подробным фактическим изложением нарушений прав верующих УПЦ на территории нашей епархии за последнее время. Уже истек 10-дневный срок, в который офис омбудсмена мог возвратить нам документ на доработку, так что теперь ждем результатов работы омбудсмена по защите наших прав. Надеюсь, что они будут объективными и адекватными.

Кроме того, основываясь на Декларации Организации Объединенных Наций о правозащитниках, мы планируем в ближайшее время созыв широкой правозащитной группы для отстаивания прав и свобод верующих Украинской Православной Церкви.

В первую очередь приглашаем туда иерархов, духовенство и мирян, готовых и способных защищать свою Церковь во время гонений. Также не исключено, что если со свободой совести в нашей стране в ближайшее время ничего не поменяется, то одним из приоритетных направлений нашей работы станет подготовка материалов к делу о предупреждении преступления геноцида в отношении Украинской Православной Церкви (религиозной группы) на основании соответствующей Конвенции, принятой резолюцией 260 (ІІІ) на Генассамблее ООН 9.12.1948 г.

Надеюсь на содействие и юридическую поддержку в этом процессе международных юридических фирм и правозащитных организаций. Но, конечно, самое главное в любом деле, а тем более в деле богоугодном, каким является свидетельство о Правде и защита своей веры и Церкви – это благословение Божие и помощь от Господа.

Поэтому сугубо прошу верующих людей – духовенство, монашествующих, православных мирян, где бы они ни жили, молитвенно поддержать сегодня терпящую гонения Украинскую Православную Церковь, умолить Господа о Её спасении, очищении, обновлении.

Общая горячая молитва верных – это великая сила, приклоняющая милость Божию к страждущей земле и творящая чудеса.

СПЖ, Диакон Сергий Герук