Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Сербский аналитический журнал о религиозной войне в Украине: «Перемирие или короткое затишье?»

Политико-аналитический журнал «Новая сербская политическая мысль» опубликовал развёрнутую статью, посвящённую состоянию «религиозной войны на Украине» в период правления президента Владимира Зеленского. «Україна православна» публикует авторский оригинал данного материала.

В начале сентября 2018 г. в Стамбуле состоялся архиерейский собор Константинопольского патриархата, который объявил о праве данного патриархата вмешиваться в дела любой поместной церкви, как «опекающейся Матери и родительницы церквей» (хотя сама «Мать и родительница» появилась спустя три века после рождения в Иерусалиме христианской церкви как таковой). Таким образом была окончательно оформлена и провозглашена т.н. ересь восточного папизма – отрицание закреплённой в православном Символе веры соборной природы Церкви (когда все поместные церкви и все епископы, включая константинопольского, равны между собой, следовательно, важнейшие вопросы православия решаются не кем-то единолично, а на соборах, то есть – соборным разумом церкви).

Уже в октябре 2018 г. на основании присвоенного себе права вмешиваться в дела любой другой поместной церкви патриарх Константинопольский Варфоломей вторгся на каноническую территорию Русской православной церкви (РПЦ) на Украине, объявив непризнанные мировым Православием «самочинные сборища» (каноническое определение самопровозглашённых псевдоцерковных организаций) «Украинская православная церковь – Киевский патриархат» («УПЦ-КП») и «Украинская автокефальная православная церковь» («УАПЦ») истинными частями Вселенской церкви.

В декабре 2018 г. Константинопольский патриархат совместно с администрацией тогдашнего президента Украины и лично Петром Порошенко провели «Объединительный собор» «УПЦ-КП» и «УАПЦ». Так из непризнанных мировым православием «церквей» на Украине была создана подчинённая Стамбулу т.н. «Святейшая церковь Украины» («СЦУ»). Деятельность же канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), которая по количеству приходов (и, тем более, верующих) в 3-4- раза превышала численность «УАПЦ» и «УПЦ-КП» вместе взятых, Варфоломеем была «запрещена».

Столетние корни конфликта

Канонической УПЦ (МП) называется по той причине, что её епископат через таинство рукоположения ведёт своё начало от самих апостолов. То есть, данная самоуправляемая часть РПЦ является частью Апостольской церкви, которая, согласно Писанию, была образована Самим Богом почти две тысячи лет назад.

«УАПЦ» же была образована сто лет назад органами ВЧК УССР, чтобы ослабить влияние канонической церкви на Украине. Однако ни один епископ в новообразованную структуру не пошёл. А, согласно православному учению, «где нет епископа, там нет и церкви». Поэтому верующие остались в хотя и гонимой, но истинной Церкви. В 1930 г. «УАПЦ» пришлось самораспуститься. В 1942 г. её «возродила» оккупационная немецкая власть. В гитлеровском же обозе «УАПЦ» отступила при освобождении Украины Красной армией и осела в основном в США. При Горбачёве структуры «УАПЦ» возобновили деятельность на Украине, хотя руководящий центр оставался в США.

Что же касается «УПЦ-КП», то она была создана в 1992 г. первым президентом Украины Леонидом Кравчуком. Этот бывший глава идеологического отдела Коммунистической партии УССР, на протяжении всей своей карьеры боровшийся с Церковью, теперь объявил политику «независимой державе – независимую церковь!». Новоизбранный президент Украины предложил бывшему предстоятелю УПЦ (МП) митрополиту Филарету (который был отстранён от руководства, запрещён в служении собором епископов, а затем и предан анафеме за целый ряд канонических нарушений) влиться в «УАПЦ» и тем самым «канонизировать» её, не имевшей канонических епископов. Так силами администрации президента, Службы безопасности Украины (СБУ) и при непосредственном кураторстве группы депутатов Верховной Рады был проведен первый «объединительный собор». Поскольку Филарет не признал своё низвержение и продолжал называть себя предстоятелем УПЦ (МП), новая объединённая структура стала называться «УПЦ-Киевский патриархат». Однако большинство самых влиятельных «епископов» «УАПЦ» во главе с «патриархом» Степаном Скрыпником не признали насильственного объединения со вчерашним ещё «врагом украинского православия» (в бытность того предстоятелем УПЦ МП). Эти «епископы» вместе с паствой вышли из «УПЦ-КП», возобновив деятельность «УАПЦ». Не помогло наличие якобы канонического епископа и «Киевскому патриархату», ибо Филарет к тому времени вообще был уже извержен из духовного сана.

Зачем же Константинополю понадобилось создавать из этих, враждующих на протяжении трёх десятилетий псевдоцерквей, свою «каноническую церковь»?

Геополитические интересы в украинском вопросе

Дело в том, что православная церковь на Украине в лице УПЦ (МП) остаётся, пожалуй, последней институцией, культурно-исторически связывающей бывшую Малороссию (ныне Украину) с Великороссией (ныне Российской федерацией), Белоруссией и прочими частями исторической России в рамках единого этнологического пространства. Геополитический противник России, каковым открыто объявляют себя США, осознаёт, что без существенного ослабления канонического Православия на Украине последнюю невозможно окончательно переформатировать в Анти-Россию (у России же «под боком»). И тем окончательно похоронить идею «Русского мира». Патриарх Варфоломей, как известно, является ставленником Госдепартамента США. Ставленником администрации Обамы являлся и по сути назначенный президентом Украины Порошенко.

Геополитический заказ «заокеанских партнёров» совпадал и с собственными интересами Варфоломея и Порошенко. Первому – фактически предстоятелю каких-то пяти сотен греков, проживающих в стамбульском микрорайоне Фанар (где и расположен офис патриарха) и рассеянной по миру (преимущественно в США) греческой диаспоры – крайне необходимо пополнение паствы для подкрепления папских амбиций. Второму нужна была слава «объединителя украинского православия» накануне президентских выборов 2019 г.

Однако идея с «объединением православия» провалилась сразу же на «Объединительном соборе».

Фиаско вместо триумфа

«Объединить украинское православие» не получилось, поскольку на собор не явилась УПЦ (МП) – крупнейшая конфессия, по своей численности превышающая все деноминации Украины вместе взятые. Несмотря на тотальный прессинг СБУ (включая обыски, открытие уголовных дел и даже киднепинг), давление лично Порошенко и всей его вертикали власти, на «объединительный собор» явилось лишь два из 96 канонических епископов Украины. Из них – лишь один правящий (и тот – осуждённый подавляющим большинством приходов собственной епархии). И один – викарный (то есть, не имеющий собственной епархии, а занимающийся административной работой при правящем епископе). Впрочем, от этих двоих каноническая Церковь давно мечтала избавиться, зная их автокефалистские и прочего рода нетрадиционные наклонности.

Забегая наперёд, скажем, что и «патриарх Филарет», не получив от Варфоломея какой-либо стоящей должности в «СЦУ», вышел из «объединённой церкви», возобновив деятельность «УПЦ-КП». Сложилась  ситуация «обратно-зеркальная» таковой в 1992 г., когда после первого «Объединительного собора» из «УПЦ-КП» вышли старые автокефалисты, возобновив деятельность «УАПЦ». Тогда фиаско потерпел Кравчук, теперь – «триумфальные объединители» Варфоломей и Порошенко.

После создания «СЦУ» до настоящего времени в неё добровольно перешло около восьмидесяти приходов (причём, большинство из них – без настоятеля), что составляет менее одного процента всех приходов УПЦ (МП). И, судя по тому, что произошло это в течение 2019 г. (т.е., первого года существования «СЦУ»), можно констатировать, что процесс добровольной смены юрисдикции в целом завершился. Дело в том, что самые первые перешедшие общины давно возглавлялись священниками – открытыми сторонниками автокефалии. Это значит не только то, что пастыри в соответствующем духе воспитывали паству, но и то, что в такие храмы естественным образом стекался автокефально настроенный контингент. Останавливала их лишь явная неканоничность «УПЦ-КП» и «УАПЦ». И как только эти люди дождались признания «каноничности» национальной «церкви», то лавинообразно влились в неё.

Уже в январе 2019 г. стало ясно, что массового перехода православных в «СЦУ» не состоится.

Объявление религиозной войны

Чтобы главный козырь президентской кампании не оказался битым, Петру Порошенко (рассчитывавшему на голоса исключительно русофобской части электората) оставалось срочно «объединять украинское православие» насильственным путём. Сам же он и объявил религиозную войну, несколько раз публично призвав к изгнанию с «украинской земли» «церкви страны-агрессора».

Захваты храмов канонической церкви происходят по следующей схеме: территориальная община села, годами обрабатываемая общенациональными и телеканалами и т.н. радиоточкой, голосует за «переход» (а по сути – перевод) местного храма из Московского патриархата в «Украинский патриархат». Мнение же религиозной общины – людей, предпочитающих вечерние молитвы вечерним ток-шоу – никого не интересует. А в любом населённом пункте постсоветской Украины воцерковлённые верующие составляют явное меньшинство.

Типичный случай был заснят в селе Барановка Житомирской области.

https://youtu.be/_Ssa6F_vxt4

Как видим, единогласного решение о захвате «логова врагов украинского народа» принимается собранием территориальной общины по призыву депутата облсовета в присутствии главы райсовета, главы районной госадминистрации (РГА) и главы сельсовета. Затем начинается силовой захват храма (после удара в живот протоиерей Орест Семотюк с повреждением поджелудочной железы попал в больницу). Всё это происходит не просто в присутствии правоохранителей. Полиция участвует в «нейтрализации» защитников храма. При этом глава районной госадминистрации обвиняет настоятеля в «создании противостояния» тем, что последний не обеспечил свободный доступ захватчиков в храм (6 мин. 53 сек.). Таким образом в «СЦУ» было насильно переведено около сотни православных церквей. Ещё около двухсот были незаконно перерегистрированы (без ведома и согласия религиозной общины), и сейчас числятся как «спорные объекты». Наиболее шокирующие случаи захватов православных храмов при участии неонацистских вооружённых формирований (сотрудничающих с СБУ и МВД Украины), собственно правоохранительных органов, лично представителей местной власти при прямом физическом насилии над законными собственниками храмов собраны автором в обзоре «Самые шокирующие обстоятельства захватов православных храмов на Украине».

Одновременно были возбуждены уголовные процессы за «разжигание межрелигиозной розни» против тех, кто пытался открыть оппонентам (в том числе, прибегая к православным канонам и высказываниям отцов Церкви), почему в структурах вроде «СЦУ» с христианской точки зрения невозможно спасение души. СБУ возбудила дела против наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла, ответственного за межконфессиональные отношения Ровенской епархии о. Виктора Земляного, против православного еженедельника «Мир», против писателя Олега Слепынина, не говоря уже о куда менее известных, а потому совершенно беззащитных православных блогерах и пользователях социальных сетей. Даже редактор информационного агентства РИА «Новости – Украина» Кирилл Вышинский (который в итоге почти полтора года провёл в нечеловеческих условиях украинской тюрьмы и был обменян в качестве «пленного диверсанта Л/ДНР») был заключён под стражу после публикации на сайте РИА экспертных мнений о «Томосе об автокефалии Украины», оно из которых оказалось отрицательным.

На созданный заместителем министра внутренних дел Антоном Геращенко террористический сайт «Миротворец» (представляющий из себя открытую базу личных данных граждан Украины, подозреваемых в «антиукраинских настроениях») были выложены личные данные епископов УПЦ (МП), открыто выступающих против автокефалии (включая предстоятеля – митрополита Киевского Онуфрия). Напомним, именно после публикации – в нарушение прав человека на конфиденциальную информацию – адресов писателя Олеся Бузины и общественного деятеля Олега Калашникова они были убиты у дверей собственного дома.

«Холодная стадия»

После победы на президентских выборах 2019 г. Зеленского массовые захваты храмов естественным образом прекратились. Более того, в августе того же 2019 г. полиция открыла уголовное дело против порошенковского главы госслужбы по делам религий Юраша за натравливание СБУ на УПЦ (МП). Тому же Юрашу не продлили полномочия, и в этом видят влияние на Зеленского первого замглавы его администрации Сергея Трофимова, прихожанина УПЦ (МП).

Суды и госадминистрации стали выносить решения в пользу общин УПЦ (МП), сопротивляющихся насильственному переводу в «СЦУ» (те самые 200 «спорных храмов»). Случаи эти не столь часты, но выглядели бы совершенно фантастическими ещё полтора года назад.

Не интересны действующему президенту и контакты с Фанаром. Если Порошенко годами буквально напрашивался на аудиенцию к Варфоломею, то Зеленского – даже наметившего визит в Турцию – пришлось настоятельно убеждать посетить Константинопольского патриарха. Сам факт встречи – это всё, на что смог согласиться Зеленский, идя тогда на уступки Госдепу. Подготовленное Фанаром и ещё порошенковским МИДом совместное обращение президента Украины и Экуменического патриарха подписано не было. «Власть не должна вмешиваться в церковные дела», – пояснил Зеленский на пресс-конференции по итогам бесплодной для Варфоломея встречи.

Как констатировал «митрополит Винницкий СЦУ Симеон» (тот единственный правящий епископ, что перебежал в «СЦУ»), «процесс перехода остановился» из-за «политического фактора»: «Ведь президентом стал не тот человек, который поддерживал идею автокефалии. Этот президент заявляет как бы нейтральную позицию по отношению ко всему. Мы не знаем, как будет в дальнейшем, но это также один из факторов».

И, действительно, в дальнейшем, совсем не исключено, у адептов «СЦУ» появится повод для оптимизма. Зеленский, в котором необратимо разочаровывается его базовый электорат (связывавшей со сменой президента прекращение гражданской войны, обеспечение прав русскоязычного большинства Украины, снижение зависимости от Запада и налаживание отношений с РФ) всё больше желает понравиться агрессивному меньшинству – русофобскому электорату Порошенко. И Зеленскому есть здесь на кого опереться – его правительство изначально было представлено преимущественно людьми, доставшимися от Порошенко и воспитанниками западных фондов. В особенности это касается МИД Украины.

Черногорский прецедент

Показателен пример действий украинских дипломатов во время визита в Черногорию предстоятеля УПЦ (МП) митр. Онуфрия. Отвечая на вопросы местных журналистов митр. Онуфрий не мог не дать свою оценку резонансному для всего Православия конфликту между государством и Церковью в Черногории. В связи с этим посольства Украины в Сербии и в Черногории одновременно выступили с заявлениями.

По мнению украинских дипломатов, украинский епископ единой соборной Церкви не имеет права комментировать проблемы, с которыми столкнулась та же единая соборная Церковь в Черногории. То есть, его же – митрополита Онуфрия единая Церковь. Послы, очевидно, посчитали, что они глубже разбираются в экклекзиологии и каноническом праве, нежели канонические митрополиты (в том числе черногорский митрополит Амфилохий, собственно, и предоставивший трибуну своему киевскому собрату). Но «забыли» при этом «специалисты в каноническом праве» право государственное. А именно то, что по конституции Украины церковь отделена от государства.

Более того, посольство Украины в Черногории не придумало ничего лучшего, чем, характеризуя церковные полномочия предстоятеля УПЦ (МП), цитировать пресс-службу враждующей по отношению к ней «СЦУ». В частности то, что «единственным предстоятелем автокефальной Украинской православной церкви, митрополитом Киевским и всей Украины… является Его Блаженство Митрополит Епифаний» (предстоятель «СЦУ»).

Госслужащие явно превысили полномочия. Но вместо того, чтобы наказать своих представителей в Сербии и Черногории, МИД Украины поддержал их в заявлении, где УПЦ (МП) была охарактеризована как субъект «агрессии РФ против Украины, которая происходит в разных измерениях», и «на этот раз ее объектом стали наши коллеги-дипломаты, работающие в Черногории».

«Обнародованные Посольством оценки отразили восприятие украинских межконфессиональных отношений в государстве пребывания», – говорится в комментарии МИД. На самом же деле посольство Украины в Черногории перепечатало на своей странице пасквиль на УПЦ (МП) местного журналиста – приверженца Джукановича, выдав его за всеобщее отношение черногорцев к канонической Церкви на Украине. То есть – к своей же единой соборной Церкви, но той её части, что действует на Украине.

О том, каково на самом деле «восприятие украинских межконфессиональных отношений в государстве пребывания» свидетельствовало всеобщее ликование, с которым сто тысяч участников ежегодного Крестного хода встретили предстоятеля ИХ Церкви на Украине. Поэтому, можно констатировать, что украинское посольство поучаствовало в клевете не только на Церковь, но и на черногорцев.

Но даже если представить на минутку, что это была не ложь. Дело ли посольства Украины информировать «страну пребывания» о восприятии в ней же чего бы-то ни было? Неужели без иностранных посольств Черногория не в состоянии познать себя сама? Разве функции посольства – не информировать «страну пребывания» о восприятии чего-либо в стране, которую посольство представляет?

В ожидании заокеанских выборов

В те же дни кабмин Украины утвердил на должности главы госслужбы по делам религий Олэну Богдан – креатуру соросовских фондов. Достаточно сказать, что по результатам собеседования с конкурсной комиссией министерства Богдан (сменившая фамилию с «неблагонадёжной» русской Богданова) заняла лишь третье место. Но благонадёжными оказались «исследования» социолога Богдан, в которых проступало явное предпочтение «автокефалии церкви Украины». И это понятно – Богдан и раньше «вскрывала» «реакционный характер» канонического Православия.

В то же время дело против предшественников Богдан – вышеупомянутого Юраш явно спущено на тормозах. Зато дела против газеты «Мир», писателя Слепынина и многих других даже активизированы.

Возможно, причиной всему – визит в Киев госсекретаря Помпео, во время которого гость провёл в офисе «СЦУ» больше времени, чем в офисе президента. Учитывая шикарный приём, который перед тем был оказан предстоятелю «СЦУ» в Вашингтоне – это более чем прозрачные намёки киевской власти «какую церковь любить». Устоит ли Зеленский перед соблазном услужить «заокеанским партнёрам»? Тем более, в случае, если грядущей осенью, республиканца Трампа сменит представитель демократов, куда более вовлечённых в украинскую политику на стороне русофобских и антиправославных сил.

«Нова Српска политичка мисао»