Дмитрий Скворцов. Помпео привёз в Киев чистосердечное признание по «СЦУ»
Reuters
В последний день января госсекретарь США Майкл Помпео посетил Киев. С тем, как говорится в сообщении Госдепа, чтобы «чтобы подчеркнуть поддержку США суверенитета и территориальной целостности Украины». Мы все сразу так и поверили. Вот больше нечем заняться второму человеку могущественнейшей на сегодня страны мира, как только ради «подчеркивания поддержки» нестись в беднейшее государство Европы (которое по убеждению того же Помпео, даже продвинутые американцы неспособны найти на карте). Иным способом – например, торжественным вручением очередной рухляди с военных складов времён войны Севера и Юга – поддержку эту ну никак не подчеркнёшь.
Ах да, Госдеп анонсировал, что «секретарь также примет участие в церемонии возложения венков в Михайловском монастыре, чтобы почтить память погибших в Донбассе». «Монастырь» сей (киевский новодел 90-х, отданный Кучмой украинским самосвятам) – ныне резиденция предстоятеля «Святейшей церкви Украины» («СЦУ») Епифана Думенко. С оным и провёл большую часть своего рабочего дня в Киеве Помпео.
В трепетном ожидании…
Правда, всё духовное общение благоупитанного пилигрима с «блаженнейшим Епифанием» свелось к благословению последним «усиления санкционного сдерживания России до полного прекращения нарушения прав человека на оккупированных территориях, их освобождения от оккупации и восстановления территориальной целостности Украины, ее суверенитета в пределах международно признанных границ». Икнулось ли при упоминании о санкциях сопровождавшему Епифана известному на российском рынке пивовару Андрею Мацоле (главному спонсору «СЦУ»), не сообщается. В любом случае ничто не помешало сторонам договориться «о дальнейшей поддержке двусторонних контактов в сфере защиты свободы совести и вероисповедания». То есть, «національна церква» и дальше по «споконвичній» традиции будет стучать очередному белому повелителю как на тех, кто не желает отдавать ей свои храмы, так и не тех из власти, кто смеет препятствовать добровольному изъятию.
Осенённый печатью украинской духовности Большой Белый Босс даже пресс-конференции с Зеленским (кстати, впервые наблюдаю пресс-конференцию главы государства с формально низшим по статусу иностранным чиновником) не нашёл ничего более актуального в международной политике, чем поделиться обретённой благодатью: «Мне очень приятно, что Греческая и Александрийская церкви признали ПЦУ как автокефальную. Россия никогда не должна быть помехой защиты фундаментальных прав украинцев».
И, если опуститься на бренную землю, так что это, как не признание в том, что «СЦУ» – чисто геополитический проект? А как иначе, если глава внешнеполитического ведомства одной страны (в которой церковь отделена от государства) выражает открытую поддержку религиозным организациям других стран за их признание религиозной же (казалось бы) организации в третьей стране. Стране, в которой церковь также по конституции отделена от государства.
А то, что проект под названием «СЦУ» – именно американский, Фонд стратегической культуры показывал, последовательно отслеживая саму реализацию данного проекта в 2018 г. Теперь можем судить и по делам. Ну кто ещё в сегодняшнем мире продолжает топить за расширение санкций против Москвы, как только Мировой жандарм и его давно проявившиеся доносители. Но религиозная организация среди всего этого шакалья, пожалуй, одна.
Главная же задача «СЦУ» зашифрована в обтекаемой сентенции шефа Госдепа «Россия никогда не должна быть помехой защиты фундаментальных прав украинцев». Впрочем, предельно чётко обозначить её уже успели подчинённые Помпео.
ФСК уже упоминал о выступлении в Афинах посла США в Греции Пайетта. «Провозглашение автокефалии независимой украинской православной церкви 6 января было стало историческим событием», – сначала процитировал он своего шефа. А затем поведал, что «такие злобные игроки как Россия» (malign actors like Russia) «используют церковь… для разжигания нестабильности и подрыва демократии». Но, заверил американский дипломат, «США с гордостью возложат на себя ответственность за защиту религиозной свободы». Пожалуй, впервые США столь откровенно обозначили цель Проекта «СЦУ». Это противостояние «мировому злу» – России и Русской церкви.
При этом у спецпредставителя Госдепа по Украине Волкера хватало наглости заявлять: «США являются светской державой, мы не религиозная структура, поэтому мы не участвуем в решении религиозных вопросов в Украине», а вот «Россия делает вопрос автокефалии Украины политическим вопросом»: «Создалась ситуация, когда многие верующие, многие граждане Украины считают, что им отказывают в их собственной трактовке своей религии, в утверждении их собственного пути к Богу и самореализации в качестве верующих… Внешняя сила ограничивает осуществление свободы вероисповедания. И мы всегда будем вставать на сторону поддержки самих верующих».
Как видим, несмотря на неиссякаемость всего этого словоблудия, ни Помпео, ни Пайетт, ни Волкер не привели ни одного примера «покушения России и РПЦ на религиозные свободы украинцев».
А вот что если не вмешательством в религиозные свободы является открытая поддержка или неприятие Госдепом светской страны тех или иных решений поместных церквей.
Так, посол США по вопросам свободы вероисповедания в мире Сэмюэл Браунбек, разглагольствуя о том, что «украинцы должны иметь возможность свободно организовывать свою веру так, как они считают нужным», тем не менее, заявил: «Мы рады видеть его [Варфоломея] действия [по созданию «СЦУ»]… мы считаем, что они должны выполняться». Кем выполняться? Теми украинцами, которые по словам того же Браунбека «должны иметь право свободного выбора любой организационной структуры»? Так Варфоломей, своими, столь одобряемыми США действиями «упразднил» религиозную структуру, по своей численности в разы превышающей «СЦУ» вместе с отколовшимся уже от неё «Киевским патриархатом». Заикнулся ли хоть раз посол по свободе вероисповедания о правах этих верующих, реально избиваемых и изгоняемых из своих храмов если не ежедневно, то еженедельно?
Также и Пайетт, в бытность которого послом на постмайданной Украине захваты уже начинались, выразил «решительную поддержку Соединённых Штатов патриарху Варфоломею в его усилиях по обеспечению религиозной свободы и украинской автокефалии».
Уже в качестве посла США в Греции, проведшего в буквальном смысле слова адскую работу по принуждению ЭПЦ к признанию «автокефалии Украины», Пайетт в итоге показательно «похлопал по плечу» архиепископа Афинского Иеронима, охарактеризовав признание им «СЦУ» «доказательством моральной силы руководства Элладской церкви».
Вот ещё показательный случай «отстранённости» США от внешнецерковных отношений ЭПЦ. В ноябре прошлого года – буквально на следующий день после того как Иерусалимский патриарх призвал мировое православие соборно обсудить вопрос «автокефалии СЦУ», Пайетт прямо из Вашингтона принёсся к архиепископу Афинскому. По итогам экстренной беседы предстоятель Элладской церкви заявил, что отвергает предложение патриарха Феофила. На выходе к прессе гость поблагодарил предстоятеля ЭПЦ за признание «СЦУ» и сообщил, что передал ему письмо Браунбэка, «в котором выражается уважение за это решение архиепископа». Пайетт также подчеркнул, что «США оценили мудрость, с которой действовал Иероним».
Похоже, гостем в собственной резиденции был, всё же Иероним
И никому в голову не пришло спросить того же посла: а какого лешего светские власти заокеанских Штатов вообще берутся судить, мудрое или не мудрое решение принял тот или иной предстоятель внутри совершенно чуждого им православного мира? Тем более что бОльшая часть этого мира (в лице РПЦ и большинства поместных церквей) протестуют против этого «мудрого решения». Можно только вообразить, какой хай поднялся бы в том же Вашингтоне, заяви МИД РФ, что он считает доказательством моральной силы руководства адвентистов Берега Слоновой Кости решение признать единственно истинной какую-нибудь новообразованную «Церковь адвентистов шестого дня», невзирая на протесты существующей с 1863 г. 20-милионной «Церкви адвентистов седьмого дня»?
Или представим себе заголовок: «Посол РФ в США и глава американских адвентистов обсудили экуменический диалог с американскими пятидесятниками». А в «украинском кейсе» это никого и не коробит.
Понятно, что речь шла об экуменическом диалоге со «СЦУ», Епифана которой временный поверенный США Тейлор принял чуть ли не первым из аборигенов, «обсудив процесс становления Поместной украинской православной церкви, её признание и связанные с этим вызовы».
Наконец, в июле прошлого года и сенат «светской державы, которая не участвует в решении религиозных вопросов на Украине» разродился резолюцией, в которой «приветствует создание автокефальной православной церкви Украины как важной вехи в построении на Украине собственного будущего, свободного от российского влияния».
И вот теперь Епифан удостоился посещения Самого! Мало того, визит Помпео в офис «СЦУ» оказался куда более помпезным, чем пребывание в Офисе президента Украины. «Предстоятель автокефальной Православной церкви Украины митрополит Епифаний второй раз за последние четыре месяца встретился с государственным секретарем США Майком Помпео, – отмечали и BBC, вспоминая октябрьский визит главы «СЦУ» в Вашингтон. – Показательно, что у президента Украины Владимира Зеленского, который сегодня также примет Помпео, таких личных встреч с госсекретарем США еще не было».
Три месяца назад в связи с приёмом делегации «СЦУ» в Госдепе и вручения Епифану какой-то премии по правам человека (кто бы сомневался) ФСК напоминал: нынешний президент Украины, получивший в наследство весь этот головняк с армией-мовой-вирой, изначально заявил, что в дела религий соваться не намерен. Тому пока и следует: во время визита в Турцию отказался подписывать подготовленный ещё климкинским МИДом совместный меморандум с Варфоломеем. Затем вообще осмелился не поздравить «СЦУ» с её «признанием Элладской церковью».
С Епифаном наметилось у Зеленского явное отчуждение. Думенко не только всю предвыборную кампанию топил за «томосоносца» Петра, протупив (в отличие от Денисенко) момент переобувания. Но став заложником создавшейся в итоге ситуации, остался на побегушках у восьмипроцентного Порошенко. Чего только стоит его отказ участвовать в социальном ролике Зеленского за мир на «Юго-Востоке»!
В преддверии визита в Вашингтон СЦУшники успели настучать американцам на украинские же суды, приостановившие при Зеленском порошенковские инициативы по дискриминации УПЦ (МП). Как доложил Епифан, «во влиянии на суды прослеживается пророссийский след».
В силу означенных обстоятельств факт приёма «главы церкви», чей первый в истории официальный визит состоялся не в Иерусалим, не на Афон, даже не в материнский Стамбул, а в Вашингтон не только лишний раз вскрывает сугубо политическую природу данного сообщества, но указывает внутренним украинским игрокам на «правильную церковь».
Так неужели прошлогодней засветки Епифана с Помпео и тех бесчисленных заявлений, часть которых мы привели выше, оказалось недостаточно, чтобы команда «Зе» поняла «в какую церковь ходить»? Получается, недостаточно. «Нынешнее руководство Украины относительно прохладно относится к ней («СЦУ», – Д.С.), а глава СБУ публично заявлял, что он является прихожанином именно УПЦ Московского патриархата», – докладывает всё та же BBC News Україна.
Прислушаются ли к повторному, куда более отчётливому сигналу Госдепа «слуги народа», увидим скоро. На фоне падения авторитета Зеленского захваты храмов на западе Украины возобновляются. Реакция власти и станет показателем восприятия ею мэсседжей Старшего брата.
Фонд стратегической культуры
Василий Анисимов: «На Украине некому защитить язык понаехавших старух»