Архимандрит Маркелл (Павук): «Скрытые грехи часто уводят в раскол, а формализм в исповеди – к революционным настроениям»
23.10.2019
news, top, Церковь и СМИ
Духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук) о важности Таинства исповеди, о том, как правильно подготовиться к нему и на какие грехи и немощи прежде всего обратить внимание, с каким настроем приступать к этому Таинству и о чем помнить, исповедавшись, о генеральной исповеди и покаянном чувстве.
– Отче, благословите. Вы, кроме преподавательской работы в КДАиС, богослужений, несете еще послушание духовника Киевских духовных школ. Что предполагает такое послушание? Означает ли это, что вы являетесь духовным отцом для всех студентов?
– Духовный отец – это человек, который берет на себя смелость руководить духовной жизнью других и которому не боятся открыть самое сокровенное, в чем не всегда признаются даже своим родным отцу и матери. В КДАиС обучается более 300 студентов, и просто физически невозможно одному духовнику уделить всем внимание. Но в Лавре, слава Богу, есть множество других духовников, у которых также исповедуются наши студенты. Ко мне обязательно приходят лишь перед хиротонией в диакона и священника для так называемой генеральной исповеди.
Также вижу свою задачу в том, чтобы постоянно напоминать студентам, как будущим священникам, о важности регулярной исповеди и Причастия. Опытный в духовной брани человек в будущем сможет помочь искушаемым. Благодаря регулярной исповеди человек учится разбираться в своих чувствах, отличать добрые помыслы от злых. Таким образом он застраховывает себя от принятия неправильных поспешных решений, а в будущем, основываясь на своем, пусть и небольшом, опыте, сможет наставить других на путь христианской жизни. Ни один – даже самый лучший – психолог этому не научит.
Многое, конечно, можно почерпнуть у святых отцов Церкви, но их наставления тоже нельзя сходу правильно понять без совета со стороны, то есть без духовника. Если безрассудно, без сторонней подсказки стараться полностью исполнять все святоотеческие наставления, то можно впасть в опасное состояние прелести – духовного заболевания, когда человек не способен критически оценивать свои действия. Знаю некоторых людей, которые прекрасно изучили Священное Писание и творения святых отцов и в то же время уклонились в раскол именно потому, что понадеялись на себя и брезговали советами духовников, не спрашивали у них, как соотнести то или другое поучение из Добротолюбия или Патерика с нашим временем. Они или бездумно этим наставлениям следовали, или, наоборот, не понимая сути, просто категорически их отвергали, оправдывая себя тем, что сейчас у людей уже другой менталитет, изменились условия жизни и т.д.
– Часто случается, что человек готовится к Причастию, на предыдущих исповедях подробно исповедовался и не чувствует особой необходимости исповедоваться снова. Нужно ли стараться все же найти в себе и обозначить какие-то скрытые грехи и немощи?
– Когда я был семинаристом, то меня тоже беспокоил этот вопрос. Один из лаврских духовников (ныне архиепископ) привел мне очень интересную аналогию. Несмотря на то, что в квартиру мы не заносим большой грязи, все равно в ней накапливается пыль, которую необходимо регулярно убирать: пылесосить, протирать влажной тряпкой. Если этого не делать, то скоро мы начнем от пыли задыхаться. Так и регулярная исповедь необходима для очищения если не больших, то мелких грехов. «Кто верен в малом, – учит Господь, – будет верен и во многом» (ср.: Лк. 16: 10). Те, кто регулярно исповедуется, развивают в себе прекрасное чувство совестливости. Их не так легко заманить в греховное болото, как тех, кто редко исповедуется.
Может быть, одной из главных причин увлечения людей революционными идеями в начале ХХ века была нечастая исповедь – всего два или три раза в год. Таким людям очень легко было заморочить голову утопическими идеями всеобщего равенства и братства. По этой же причине ныне многие увлекаются идеями новых революций. По мысли преподобного Марка Подвижника, кто старается тщательно исполнять заповеди Божии, видит, как это непросто, и обнаруживает в себе тысячи грехов. А кто исполняет пятое через десятое, спустя рукава, ничего серьезного за собой не замечает. Такой человек склонен видеть грехи лишь в окружающих людях: начальниках, соседях и т.д.
– На какие грехи, страсти и немощи нужно обращать внимание в первую очередь?
– У разных людей бывает по-разному, но наиболее опасная страсть, которая досаждает всем, – это уныние, зарождающееся от безделья, праздности, пресыщения комфортом и бесконечного поиска развлечений, а также от неосуществившихся надежд и планов или просто надоевшего однообразия жизни. В подобном состоянии человек ищет, чем себя еще развлечь. Это могут быть более-менее безобидные вещи: театр, кино, сериалы. Но, опять-таки, все зависит от культурного и духовного уровня человека. Ведь искусство само по себе – классическая литература, живопись, драматургия – способствует поиску духовных ценностей, но про современную индустрию развлечений этого сказать нельзя. А могут быть вещи еще более вредные и опасные, быстро разрушающие душу и тело: сигареты, алкоголь, наркотики, блуд.
Киевская духовная академия и семинария
Все это человек легко может победить, если приобретет такое качество души, как кротость. Она противостоит гневной страсти, с которой, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, особенно надо бороться, ибо она не только человека мучает, но через нее он становится несносным для других людей. К сожалению, фильмами-боевиками и телевизионными новостями, всевозможными шоу с модой на экстрим гневную страсть активно разжигают и поддерживают. С ней рука об руку идет блудная страсть. Кто ее не обуздывает и не хранит целомудрие до брака, не сохраняет верность супружескому ложу в браке, тех семейный корабль даже в начале пути терпит бедствие.
– Как воспитать в себе покаянное чувство? И как добиться, чтобы оно имело не душевно-эмоциональный, а духовный характер? Допустима ли эмоциональность при покаянии и в какой мере?
– Покаянное чувство возникает, когда человеческого сердца касается хотя бы маленький лучик благодати Божией. Свет благодати может воссиять, когда мы внимательно читаем Священное Писание, нерассеянно молимся, изучаем наставления святых отцов; а наиболее благодать дается за смирение, когда, обладая какими-то достоинствами, мы не выпячиваем их, а, наоборот, скрываем и стараемся, как рабы, всем служить. Душевное и эмоциональное покаяние возникает, когда человек исповедуется поверхностно, чего-то не договаривает. Слезы и эмоции полностью не запрещаются, но главное, чтобы они были искренними, а не как в театре.
– Батюшка, что нужно сделать, чтобы исповедь не была формальной? И что бы вы пожелали человеку, который решил серьезно подготовиться к исповеди?
– Несколько повторюсь: степень глубины раскаяния человека зависит от меры его смирения. Когда же мы приходим на исповедь с желанием показать себя, какой я хороший, что у меня нет особых грехов, то такое покаяние вряд ли принимается Господом. Кто-то, наоборот, чрезмерно сгущает краски, исповедуя свои грехи, и даже испытывает при этом чувство некоторого услаждения. И первый, и второй подходы ошибочны. Правильный образец дается в Евангелии через притчу о мытаре и фарисее.
Чтобы покаяние было неформальным, надо просить у Господа, чтобы Он дал нам увидеть грех, и при этом, не впадая в отчаяние, произнести, как мытарь: «Боже, буди милостив ко мне, грешному» (Лк. 18: 13).
К исповеди лучше всего готовиться, имея перед глазами 10 заповедей Божиих. С помощью голоса совести надо тщательно испытать, чем я нарушил каждую из них. Чтобы не растеряться во время исповеди и ничего не забыть, лучше все грехи записать. И главное, что нужно помнить: лукавый дух и до исповеди, и после нее старается человека духовно обокрасть. Кого-то он обрабатывает до исповеди, внушая отложить ее на неопределенное время или всевая помыслы недоверия к Церкви и священникам. Тех, кто исповедовался и причастился, лукавый старается еще больше обокрасть через помыслы самодовольства и гордыни, ввиду чего возникает жесткое осуждение других и как результат – опустошение души из-за потери благодати Божией.
Так что, приступая к этому Таинству, надо быть очень внимательным, чтобы ни одна стрела лукавого не поразила наше сердце.
– Достаточно ли открыть свой грех на исповеди, или нужны еще какие-то дополнительные труды, чтобы его изгладить?
– Всякий грех – это рана на человеческой душе. Как телесные раны не заживают в одночасье, так и одной исповеди бывает недостаточно: греховные раны врачуются еще молитвой, постом, милосердием и другими добродетелями. Правда, на полное исцеление часто не хватает и целой жизни, поэтому мы совершаем заупокойные молитвы за родных и близких, в которых просим у Господа простить им все согрешения вольные и невольные.
– Отличаются ли требования к исповеди учащегося духовных школ, будущего священника от исповеди мирянина? Если да, то в чем?
– По сути, к исповеди любого человека, вне зависимости от сана и положения в обществе, одно требование – сердечное сокрушение. Единственное отличие: будущий священник должен привыкать исповедоваться как можно чаще, чтобы научиться разбираться, как преодолевать то или иное искушение.
– Как часто исповедуются и причащаются учащиеся школ? Есть какие-либо правила на этот счет?
– В Лавре учащимся духовных школ мы рекомендуем обязательно исповедоваться и причащаться в великие и двунадесятые праздники, не реже, чем раз в месяц. Кто-то может дерзать по совету с духовником исповедоваться чаще. Постом ничто не мешает исповедоваться и причащаться каждую неделю. Особых правил относительно частоты участия в Таинствах не существует. Каждому студенту должна подсказывать совесть, что в дни особые, праздничные обязательно надо быть не только сторонним наблюдателем, а непосредственным причастником событий церковного года. Ведь эти дни несут в себе глубокий сокровенный смысл, и, постигая его, душа человека тоже обретает подлинный возвышенный смысл жизни, а не ведет бессмысленное прозябание.
– Отче, скажите несколько слов о генеральной исповеди. Когда и кому она необходима?
– Пройти генеральную исповедь за всю жизнь преподобные Оптинские старцы советовали тем людям, которые глубоко погрязли в какой-то страсти: пьянстве, игромании, блуде. Благодаря такой исповеди с помощью благодати Божией человек постепенно шаг за шагом, а иногда мгновенно от страсти освобождается. Генеральную исповедь проходят также будущие монахи перед постригом и, как я уже упомянул, будущие диаконы и священники, чтобы ничего им не мешало во время служения и они могли смело и с дерзновением молиться у Престола Божия и проповедовать Евангелие. Если человек во время этой исповеди что-то скроет, то потом мучается и теряет уверенность в служении. Опыт последних лет также показывает, что такие люди становятся легкой добычей уводящих в церковные расколы.
– Существует ли традиция Таинства исповеди в Киево-Печерской Лавре? Ведь ее посещает множество паломников.
– В Лавре для принятия исповеди обычно выходит много духовников, а потому, в отличие от обычных приходов, где священнику часто приходится торопиться и нет возможности одному долго выслушивать исповедующихся, тут можно спокойно, без суеты и спешки открыть свои грехи и глубоко в них раскаяться. Это одна из главных причин, почему паломники так любят монастыри. Здесь есть возможность выбрать себе духовника, который наиболее благотворно будет влиять на твой духовный рост.
– На верхней территории Лавры по обе стороны центральной аллеи, ведущей к Успенскому собору, расположены бывшие кельи лаврских старцев. Что известно об этих монахах?
– Удивительно, но больше сведений сохранилось о лаврских монахах, которые подвизались в ХІ–ХІІ веках. Сведения об их жизни запечатлены в Киево-Печерском Патерике. О тех, кто подвизался ближе к нам, в ХIХ и ХХ веках, сведений меньше. Видимо, еще не родился человек, подобный по своим добродетелям преподобному Нестору Летописцу, святителю Нифонту Новгородскому или святителю Петру Могиле, который мог бы все детально собрать о жизни лаврских старцев и издать. Кое-что уже делается. Недавно в Лавре вышла книга «Батюшки святы», также братия издала церковный календарь на новый 2020 год с жизнеописанием всех древних и воспоминаниями о жизни близких к нашему времени монахов-подвижников. В ХІХ веке очень интересно, без лишних прикрас описывает жизнь некоторых лаврских монахов известный русский писатель Николай Лесков в рассказе «Мелочи архиерейской жизни». Думаю, что всем будет интересно ознакомиться с этими книгами.