КИЕВ. Митрополит Антоний (Паканич) о Богородичном псалме, специально к празднику Успения Пресвятой Богородицы.
44-й псалом можно считать исповедованием сердца о Христе, Его Славе, Церкви и Его Божественной Матери.
Христос назван в данном псалме Царем, автор превозносит Его дивными по красоте, силе чувств, веры словами.
Очевидно, что уста псалмопевца так сладко глаголят от избытка глубоких чувств. Он не передает чьи-либо слова, не делится чужим опытом, а говорит о пережитом и лично осознанном. Слова мощным потоком изливаются из его сердца, преисполненного благоговения, любви, радости и восхищения:
«Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца»
Далее предстает перед нами дивный образ Грядущего Христа и говорится о Его превосходстве: Он красивейший и прекраснейший человек из всех когда-либо живших на земле. Давид, создавая эти строки, был освещен пламенем Божией любви, вдохновлен Духом Его. Он как будто призывает и всех нас присоединиться к нему, влиться в этот поток.
Для каждого это чудесный пример того, как душа должна восхвалять Своего Создателя, Его святость, благость и величие: постоянно и ежечасно.
Восторг души пред Богом должен стать нашим естественным состоянием, и прекрасно, если он будет проявляться не только в молитве к Всевышнему, но и в общении друг с другом:
«Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих, посему благословил Тебя Бог навеки»
В псалме восхваляется мощь, сила и правда Христа, славятся Его победы и мудрость правления:
«Перепояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею… Остры стрелы Твои, – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя.
Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего.
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих»
После славословия Христа как Царя появляются строки и о царице:
«Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ Твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он – Господь твой, и Ты поклонись Ему»
Слова о царице истолковываются святыми отцами по-разному: одни видят в них пророчество о Церкви, другие дают этим строкам Богородичное толкование.
Оба эти смысла присутствуют здесь.
Многие пророчества трактуются по-разному, но это только обогащает их, делает глубже, выводит за рамки личностного восприятия. Глубина веры безгранична, как и познание Бога.
Под красотой царицы подразумевается та первозданная красота, которая дана была изначально людям на земле, но после грехопадения она была искажена и потеряна. И только в Богородице Царь увидел красоту, нетронутую грехом.
Почитание Пресвятой Богородицы приближает нас вплотную к Богу, мы уже не рабы, а дети Божией семьи. Регулярное чтение данного псалма помогает очистить сердце от греховных уз, приближает его к абсолютному добру и красоте, дарует заступничество Пресвятой Богородицы.
Заканчивается псалом напоминанием, что Христос – единственный путь к свету и спасению, и Его имя сохранится вовек, все пройдет, а Он вечен, память о Нем бесконечна:
«Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки»
Записала Наталья Горошкова
КИЕВ. Предстоятель удостоил братию Киево-Печерской Лавры богослужебных и церковных наград