Митрополит Антоний: «Православный спам»: как выстоять верующему при информационном давлении чужих и своих
Разговор с митрополитом Антонием (Паканичем) об опасности бездумного потребления и распространения информации.
– Владыко, сегодня церковные люди в непростой ситуации. С одной стороны, мы под постоянным давлением враждебных Церкви СМИ, которые распространяют неправдивую и клеветническую информацию о Церкви и Ее служителях, манипулируют недостоверными фактами и пр.
Одновременно в православном сегменте социальных сетей можно наблюдать публику, активно питающуюся разными слухами и бездумно их распространяющую. При этом мало кто пытается проверить информацию перед тем, как популяризировать ее – все спешат немедленно поделиться «сенсацией». На самом деле подобные действия далеки от церковности. Как с этим бороться?
– Еще пророк Иеремия говорил: «Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это» (Иер. 5:31). Очевидно, что лжепророки и те, кто прислуживал им, были во все времена, есть и сегодня.
К сожалению, некоторые люди охотно слушают подобные лживые уверения, с радостью подхватывают их и распространяют. Пророк Иеремия сокрушался, что израильский народ был на ложном пути и не проявлял ни малейшего желания свернуть с него. Ситуация не сильно изменилась. Кто хочет быть обманут, тот будет обманут.
Человек по своей природе ищет легкие пути. Ему проще погрузиться в различные споры, околоцерковные обсуждения, слухи, выражать свое негодование по разным церковным вопросам, выискивать, к чему можно придраться, решать чужие проблемы, давать советы и считать, что в этом и заключается его духовная жизнь, нежели заниматься собой, своими духовными проблемами и болезнями.
Эта подмена очень опасна. Она может увести человека от спасительного пути.
Духовная жизнь требует беспрерывной работы, постоянных усилий. Это каждодневный колоссальный труд над собой, а не отведенные 10-15 минут в день во время утренних или вечерних молитв, так, для галочки. На духовной ниве нужно в поте лица зарабатывать хлеб духовный. А чтобы обсудить ближнего или выразить недовольство кем-то или чем-то, много ума не надо.
Главный критерий полезности информации, которую получает христианин, – присутствие в ней Христа. Если там нет ни слова о Нем, то стоит пройти мимо: эта информация вам не нужна и, скорее всего, неполезна.
Большая часть интересов верующего человека должна быть сосредоточена вокруг богообщения и подчинена этому, все остальное – второстепенно. От многих занятностей стоило бы отказаться, если они мешают главной цели. Такой поступок станет нашей жертвой во имя Его любви. Личный опыт богообщения должен стать центром духовной жизни.
«Христос принял смерть не ради государств и обществ, а ради людей. В этом смысле христианство утверждает поистине немыслимый индивидуализм. Но не индивидуум разделит победу Христа над смертью. Ее разделит мистическое тело. Лишь отвергнув естественное ‟я”, а на суровом языке Писания – распяв его, мы получаем пропуск в вечность. То, что не умрет, не воскреснет», – пишет Клайв Льюис.
– Сегодня на просторах сети Интернет можно встретить людей, казалось бы, далеких от политики, сугубо благочестивых, которые непрерывно постят цитаты из творений святых отцов и на первый взгляд вполне благочестивые статусы. Но складывается впечатление, что все время таких благочестивцев уходит на непрестанное распространение подобного контента. Прокомментируйте, пожалуйста.
– Несомненно, цитаты из Священного Писания, трудов отцов Церкви полезны. Да вот беда: глядя на такую деятельность, хочется спросить, а когда вы находите время на молитву, на служение ближним? Ведь так легко самого себя возвести в «миссионеры» и поверить, что своими постоянными публикациями чужих благочестивых мыслей мы осуществляем апостольское служение и спасаем себя и ближних. В этом и кроется соблазн.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий», – говорит апостол.
Само по себе постоянное распространение благочестивых цитат, если оно не сопровождается делами милосердия, работой над собой, может превратиться в своеобразный «православный» спам, который не принесет пользы ни вам, ни ближнему.
Точно так же и навязывание другому какой-либо информации без его спроса, непрошеных советов – это не что иное, как неуважение к ближнему. В этом в первую очередь и кроется проблема человеческого общения, и не только в информационном поле, но и в реальности.
Христос посреди нас!
Беседовала Наталья Горошкова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Блаженнейший Митрополит Онуфрий принял участие в заседании Священного Синода РПЦ