Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Побудем с Господом в эти дни душой и телом

Как совместить современный ритм жизни с приобщением к жизни Церкви в неделю перед Пасхой? Как сочетать в своей жизни церковное и мирское, духовное и обыденное? Как подготовить себя к Светлому Христовому Воскресению?

Пресс-служба УПЦ публикует ответы на эти вопросы Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия для pravoslavie.ru.

– Ваше Блаженство, разрешите задать вам несколько вопросов, которые можно услышать от наших друзей, знакомых и посторонних людей, рассматривающих Церковь Христову из-за ее ограды, не участвуя в ее богослужениях или же участвуя изредка, по большим праздникам. Самый распространенный вопрос, он же и оправдание: зачем и как я могу столько времени проводить в храме, как этого требует церковный устав, когда у меня работа, семья, приусадебный участок, плохое здоровье наконец? А ведь перед Пасхой нужно быть ежедневно в храме, а потом еще стоять на пасхальной службе всю ночь. Где взять силы и время?

– Господь не требует от нас, чтобы мы все свободное время проводили в храме, и Церковь Его в лице священнослужителей не настаивает на этом. Современный ритм жизни человека, особенно городского, таков, что у него действительно нет свободного времени. Некоторые люди в наше время только на одну дорогу на работу тратят подчас его половину. То есть если рабочий день длится семь или восемь часов, то на дорогу может уйти три и четыре часа. Например, сейчас многие ездят в Киев на работу из пригорода, из сел, поселков, где вообще никакой работы нет. Устраиваются, мне рассказывали, на работу в столице, например, из населенного пункта, который находится за 150–200 километров, охранником и неделю подряд дежурят на каком-нибудь предприятии или фирме, а потом неделю отдыхают. А «отдых» какой в селе? Приусадебное хозяйство, домашние животные, за которыми требуется уход… Поэтому неслучайно богослужения на приходах по времени значительно короче монастырских.
Господь никого не принуждает посещать Его храм. Он лишь призывает к Себе человека смиренно: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11: 28). Господь, сотворив человека, вложил в него душу бессмертную. И бессмертная душа по природе своей не может не искать Бога. Поэтому каждый человек хочет открыть в себе этот источник бессмертия. Когда человек начинает обращаться к Богу, у него возникает потребность общаться с Ним. Потому что Господь милосерд и многомилостив, Он заботится о каждой душе живой, слышит наши думы, знает наши сердца, наши чувства, наши переживания. Он безмерно любит всякую душу и знает всякую душу так, как не знает ее в себе сам человек. Поэтому от нашего доверия Богу зависит и наша жизнь земная, и наша жизнь и участь загробная. Когда юноша любит девушку, он не спит ночами, думает о ней, его сердце исполнено любви, и он готов все отдать, чтобы увидеть любимую, побыть рядом хотя бы несколько мгновений.

Еще более сего любящий Бога человек стремится к Господу, словно олень на источники вод, как поет в Псалтири блаженный пророк Давид: Как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41: 2). А если в душе человека рождается такая любовь к Богу, то он и жизнь свою будет выстраивать таким образом, чтобы быть как можно ближе к Нему. Тогда он и время свое планирует так, чтобы бывать в храме, чтобы поститься ради Господа, ради Него творить добрые дела и любить всякого человека, молиться о нем и мире во всем мире; тогда он стремится убрать из души своей всякую нечистоту, чтобы не оскорбить ею любящего Господа. Ведь Господь нигде не говорит: «Ходите ко Мне на службы», но призывает: Сыне, даждь Ми твое сердце (Притч. 23: 26).

– Не означает ли это, что на службы вовсе можно не ходить, а «иметь Бога в душе», как повсеместно повторяет большинство нецерковных людей?

– Если человек крещен в Православной Церкви и действительно считает себя верующим, он не может не посещать храм Божий. Поскольку в храме Божием совершаются Божии Таинства, Божественная Евхаристия: Господь отдает нам Свое Тело и Свою Кровь во оставление наших грехов, во исцеление наших душ. Ведь человек, говорящий, что Бог у него в душе, может и не догадываться, что душа его покрыта язвами грехов и она вся истекает кровью, она искажена и испорчена, а человек при этом не чувствует этого и не хочет прислушаться к себе и понять, что он тяжело болен грехом и что только Господь может исцелить его.

– Ваше Блаженство, напрашивается вопрос другого порядка. А как же быть с политиками, которые управляют целыми регионами и государствами? Ведь это Господь дает им такое право, потому что всякая власть от Бога (Рим. 13: 1), как напоминает нам об этом апостол Павел.

– Всякая власть от Бога, но не всякий властелин слушает Бога, а часто не просто не слушает, но действует вопреки Его воле и Божественным законам.

– Политики Украины сделали все, чтобы создать новую религиозную раскольничью структуру под названием «ПЦУ». Вы много в своих проповедях и интервью говорили на эту тему, объясняя природу раскола и участие в нем Константинопольского патриарха. И все же: на каком этапе политиками высокого ранга была допущена ошибка в этом вопросе? Ведь ее можно было избежать?

– Ошибка политиков состоит в том, что, получив от Бога власть земную, они считают, что они получили и власть духовную. Они вторгаются в сферу духовной жизни народа, не понимая, что это такое, и с помощью политических принципов пытаются корректировать жизнь Церкви. Это все равно что с помощью молотка и зубила ремонтировать космический корабль. Поэтому после их вмешательства в церковные дела проблемы не исчезают, а умножаются. Всем нам, кому Господь дает власть, надо открывать Святую Библию: там написано, какими должны быть руководители и что бывает тогда, когда мы совершаем беспредел.

– Близится Пасха Господня, мы вступаем в Страстную седмицу. Как провести ее тем, у кого так мало свободного времени, о котором мы говорили в начале нашей беседы?

– Страстная седмица стоит особо во всем Великом посте, она завершает его. Каждый день этой седмицы назван «великим».
Душой – если мы еще раз прочтем Евангелие, где описаны эти события, если в храме Господнем будем внимать текстам богослужений. Телом – если воздержимся в эти дни от праздности, суеты, многоядения, если поклонимся Его распятию и станем на колени пред Его Плащаницей, когда Он будет лежать во Гробе… Если мы обратим к Нему свои души и свои сердца. И каждый может совершить все это в меру своих сил, возможности и свободного времени. Кто-то полчаса проведет в храме, а кто-то сможет выстоять всю службу, и Господь благословит каждого. Ведь недаром в Огласительном пасхальном слове святитель Иоанн Златоуст говорит:«Кто работал с первого часа – получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа – с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа – нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа – приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу – и тот не страшись своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное…»

Пусть же Господь благословит каждого искренне стремящегося встретить Пасху Господню.

беседу вел диакон Сергей Герук