Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Митрофан: Мы страдаем от разделений, потому что забыли о главном


В Неделю 23 по Пятидесятнице и день прославления Казанского чудотворного образа Божией Матери митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Казанском храме Горловки. После крестного хода он обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы совершили богослужение в честь иконы Божией Матери, именуемой «Казанская». Прибегая под молитвенный покров и заступление Пресвятой Богородицы, мы вспоминаем историю сегодняшнего праздника и с надеждой смотрим на Её образ. В Смутное время молитва перед этой иконой смогла людей собрать вместе, и они преодолели разделение и вражду — тяжёлые испытания, которые были следствием человеческих страстей, человеческой гордыни.

Мы сегодня тоже просим Матерь Божию, чтобы Она нас не оставила, чтобы была рядом с нами. Сегодняшний день ещё называют Днём народного единства, потому что в этот день ополчение с Казанской иконой Матери Божией прибыло в Москву, освободило её от поляков, от лжедмитриев, которые появлялись в изобилии, претендуя на власть. Когда государство слабое, его раздирают на части, видят в нём лишь добычу, воспользоваться которой хочет каждый.

Сегодня этого единства мы не видим нигде. Люди делятся по разным признакам — на богатых и бедных, на образованных и не очень, сильно разделение и по национальному признаку. Прежняя Донецкая область сегодня поделена линией фронта, и мы, бывает, хорошо слышим свидетельства этой вражды.

Славянские народы, когда-то бывшие одной большой семьёй, поделились на самостоятельные, независимые государства, начертили между собой границы. Люди с надеждой смотрели на Церковь, потому что она не поддавалась этому соблазну и, несмотря на то, что на карте появились новые государства, её единство было выше этих границ. Церковь не может свои границы отождествлять с границами тех или иных государств, которые периодически появляются, потому что она имеет вселенский характер.

Но мы видим, что беда в виде раскола, а сегодня ещё и в виде более серьёзного разделения — прервано евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом — пришла и в Церковь. Мы разделены, мы находимся в печали, скорби, вражде, недоумениях о совершающихся поступках, и сам собой возникает вопрос: а почему же так? Почему мы всё это видим и от всего этого страдаем?

Как мне думается, ответ заключается в том, что мы забыли, что такое быть христианами по-настоящему. Мы выучили свои права и знаем свои обязанности. Многие из нас хорошо знают законы и правила, кто-то даже знает каноны. Но стоило бы почаще открывать самый главный закон и самое главное правило нашей жизни — Святое Евангелие, в котором рассказывается, как наш Спаситель Господь Иисус Христос пришёл на землю. Он пришёл не для того, чтобы начертить какие-то границы или предъявить какие-то права или требования к грешникам. Он пришёл для того, чтобы Своей Кровью искупить грехи тех, кто восставал против Него.

Когда Он был на Кресте, Он не требовал справедливого наказания Иуде, который Его предал, воинам, которые Его распинали, и Пилату, который из страха потерять власть предал казни невиновного. Он молился Отцу Небесному: «Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34). И нас Он пришёл спасти, зная, что никто из нас на это никакого права не имеет, потому что мы грешники. Именно Его любовь к нам, а не наши права или заслуги, делает спасение возможным для каждого из нас.

Мы забыли о Тайной вечере, когда Спаситель умывал ноги ученикам, не захотевшим на себя взять эту не очень почётную обязанность. Это должен был сделать самый младший, а никто себя младшим не хотел считать. Спаситель не только сделал это Сам, но и сказал им: «Я, ваш Господь и Учитель, умываю вам ноги — и вы так поступайте друг с другом» (ср. Ин. 13:13-14). Забыли о том, что когда апостолы спорили, кто из них сядет по правую и по левую руку от Него в Его Царстве, Господь предложил им умалиться, сказав: «Кто из вас хочет быть старшим, тот пусть будет всем слугой» (Мк. 10:43). И спросил, могут ли они пить ту чашу, которую Он будет пить, и креститься тем крещением, которым Он крестится. Господь пролил за нас Свою Кровь — а готовы ли сегодняшние правители за тех, над кем они хотят властвовать, проливать свою кровь, а не требовать, чтобы те её проливали?

Мы забыли, с какой любовью Господь относился к людям, которые ошибаются, что-то делают не так. Мы забыли, как Он прощал тех грешников, на которых все смотрели с презрением и ненавистью. Мы забыли, как Он выходил навстречу мытарям и заходил в их дома, когда никто не хотел с ними здороваться, нарушая этим все правила и законы, по которым люди привыкли жить в то время. Мы забыли, как Он обличал книжников и фарисеев: вы — крашеные гробы, вы соблюдаете свои предания, но забыли самое главное — милость, любовь и веру (ср. Мф. 23:27). Потому с нами и происходят разделения, нестроения, все эти грустные вещи, от которых болит сердце и сжимается душа.

На глобальные процессы мы с вами точно не сможем повлиять, потому что нас никто сегодня не спрашивает. Нас просто делают свидетелями этого «праздника жизни», когда человек с сомнительной репутацией, с непонятными представлениями о том, что такое Церковь, подписывает какие-то договоры с другим человеком, который пришёл забрать чужое тогда, когда оно плохо лежит и можно им попользоваться. Всё это вызывает возмущение и горечь.

Но давайте подумаем вот над чем. Мы с вами — ученики Христовы. Мы все были на Тайной вечере, многие из нас причащались. Мы сегодня слышали евангельский рассказ о двух людях, которых разделила пропасть зла и греха, и с этой пропастью люди в вечность пошли.

В нашей жизни часто бывает, что выйдя за церковную ограду, мы сразу забываем Евангелие. Мы начинаем жить по своим законам и правилам, которые нам выгодны, как мы привыкли. Мы не ставим Слово Божие выше всего в нашей жизни. Ведь те разделения, о которых мы говорим в глобальном масштабе, ежедневно происходят в масштабах семьи, коллектива, соседей, которые спорят друг с другом. Мы все эти разделения видим ежедневно, и они имеют одну причину: даже христиане не знают, что такое Евангелие, никто не хочет поступить так, как поступает Христос, все хотят только чего-то требовать и добиваться.

Сегодня, когда человек поступает по-христиански, мы этому удивляемся. У нас даже слёзы на глазах появляются, мы думаем: «Какой он молодец, в этих обстоятельствах взял и поступил не как все, а как христианин!» Любые проявления доброты, любви, снисхождение, прощения, великодушия и щедрости вызывают в нашей душе умиление, но мы очень редко их видим. А хотелось бы, чтобы они были основой всей нашей жизни.

Где бы мы ни были, давайте не будем забывать Евангелие. Давайте постараемся сделать так, чтобы оно жило в нашем сердце, чтобы те слова, которые там написаны, оставались внутри нас, чтобы они помогали нам выбирать жить по воле Божией, поступать по-евангельски во всех сложных жизненных обстоятельствах, в которых мы оказываемся ежедневно. Пусть это будет нормой нашей жизни, наших отношений с людьми.

Тогда разделения уйдут сами, потому что жизнь по Евангелию, жизнь во Христе для человека станет той единственной большой радостью и наградой, которой он будет дорожить и за которую будет держаться. Нам не нужно будет выяснять, какой документ древнее, у кого больше аргументов, у кого сильнее армия и больше территория. Любовь Христова будет побуждать нас проявлять её и к ближним, и к дальним, и даже к тем, кто поступает с нами несправедливо и нечестно. Благодать Божия всегда будет с теми, кто живёт по Евангелию, кто сохранил любовь, кто не поддался гордыне и ненависти.

Дай Бог, чтобы мы с вами, православные христиане, которых не так много, смогли пронести живую евангельскую традицию через нашу жизнь, дела и поступки, воплощая её в мире, который находится за церковной оградой. Дай Бог, чтобы мы с вами именно тем, что в нашем сердце живёт Евангелие, а не греховные страсти, свидетельствовали, что мы — истинная Церковь Божия.

Матерь Божия, Которой мы молимся обо всём этом, пусть благословит каждого из вас, наш народ, нашу Церковь и наше страждущее Отечество, чтобы мы жили в мире, любви и единстве!

С праздником вас всех поздравляю! Храни вас всех Господь!