Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ДНЕПР. В епархии создали уникальную систему духовной помощи заключенным


В Днепровском учреждении исполнения наказаний (№4) (до марта 2016 года – Днепропетровский следственный изолятор) действуют одновременно два православных храма и пять часовен. И все они во время богослужений заполнены прихожанами. Это первый настолько масштабный и системный опыт пастырского тюремного служения не только на территории Украины, но и на всем постсоветском пространстве.

Чтобы узнать подробнее о необычном тюремном служении духовенства Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви, мы встретились с протоиереем Валентином Дорощуком, который в сентябре 2018 года был назначен руководителем Епархиального отдела по делам пастырского попечения Пенитенциарной (тюремной) системой.

Предложил новый проект

— Отец Валентин, расскажите, с какими проблемами Вы столкнулись, приступив к пастырскому тюремному служению?

— В 2014 году меня назначили настоятелем храма Преподобного Моисея Мурина, расположенного в Днепропетровском следственном изоляторе (СИЗО). По правилам режима содержания, этот храм мог обслуживать только осужденных отделения хозяйственного обслуживания учреждения (тех, кто готовит и раздает пищу, выполняет уборку и прочие хозяйственные работы).

Остальные заключенные и находящиеся под следствием (а их на тот момент было около 3 тысяч человек) не имели возможности посещать тюремный храм. По закону, чтобы священнослужитель для совершения исповеди и причастия мог встретиться с находящимся под следствием заключенным, необходимо было получить официальное разрешение органа, за которым числился этот человек (у следователя, в прокуратуре или в суде). В реальной практике такое разрешение выхлопотать было невозможно.

— И как Вы решили эту проблему? Нашли какой-нибудь способ осуществлять опеку над всеми категориями заключенных?

— Да, Господь все управил. Вскоре после моего назначения Верховная Рада Украины приняла пакет законов, которые позволили священнослужителям обслуживать все категории людей, находящихся в заключении. По благословению управляющего Днепропетровской епархией митрополита Иринея мы провели встречу с начальником Днепропетровского СИЗО полковником Владимиром Калюжным.

Во время обсуждения насущных проблем я поднял вопрос о том, что необходимо обеспечить духовное окормление не только осужденных, но и всех остальных категорий людей, находящихся в заключении: несовершеннолетних, женщин, пожизненно заключенных, бывших работников правоохранительных органов. Все эти категории заключенных находятся в разных отделениях учреждения и между собой не пересекаются. По требованиям режима содержания, один храм они посещать не могут.

Являясь настоятелем тюремного храма и одновременно председателем правления Благотворительной организации «Центр социальной адаптации — Преображение», я предложил новый проект, согласно которому на территории учреждения необходимо открыть несколько храмов и часовен, чтобы все заключенные имели возможность посещать богослужения, исповедоваться и причащаться.

Руководство СИЗО поддержало эту инициативу. На сегодняшний день в учреждении действуют 2 храма домового типа и 5 часовен. По благословению митрополита Иринея, в Днепровском учреждении исполнения наказаний сейчас несут пастырское служение 6 священнослужителей (каждую категорию заключенных окормляет отдельный батюшка).

18 сентября на пятом этаже нового корпуса максимального уровня безопасности владыка Ириней освятил часовню в честь святого Петра Калнышевского. Предназначена она для духовного окормления осужденных на пожизненное заключение. С этого дня в Днепровском УИН началась пастырская работа по окормлению этой категории людей.

Шанс для каждого заключенного

— Батюшка, не смущает ли Вас тот факт, что большинство людей, освободившихся из мест лишения свободы, вновь становятся на преступный путь? Стоит ли тратить на них время и силы?

— Господь любит всех, и для Него дорога каждая человеческая душа. Вспомните евангельский пример благоразумного разбойника, который был распят вместе со Христом. Перед смертью он искренне раскаялся в содеянных преступлениях и первым из людей вошел в Царство Небесное. Поэтому мы делаем все, что в наших силах, чтобы у каждого заключенного появился шанс покаяться и встать на путь спасения.

К тому же, преступления бывают разные. Нередко случается, что человек неумышленно сбил кого-то на автомобиле. Его арестовывают и отправляют в СИЗО. Для него это колоссальный стресс: авария, лишение свободы, разлука с семьей, допросы, суды и т.д. В такой ситуации заключенному крайне необходима духовная поддержка.

Тем, кто пребывая в заключении, духовно переродился, раскаялся в греховной жизни, мы помогаем и после их освобождения из мест лишения свободы. Для этого в 2013 году по моей инициативе и был создан «Центр социальной адаптации — Преображение».

Бывают случаи, когда человек, находясь в заключении, переосмыслил свою жизнь и твердо решил исправиться, жить по совести. Он уверовал в Бога, начал исповедоваться и причащаться, прекратил употреблять нецензурные слова и играть в азартные игры. Однако, проведя длительный срок в заключении, такой человек выходит на свободу и сталкивается с массой проблем, которые не может решить. Ему нужно помочь адаптироваться к новой жизни, иначе он сломается и снова встанет на преступный путь. Этим и занимается «Преображение».

Помогли 3 тысячам человек

— Как такие люди попадают к вам?

— Освобождаясь из мест лишения свободы, некоторые заключенные через администрацию учреждения обращаются с просьбой помочь им адаптироваться на свободе. Центр «Преображение» помогает таким людям. А его партнерами в реализации этой программы являются Днепропетровская епархия Украинской Православной Церкви, Юго-Восточное межрегиональное управление по вопросам исполнения наказаний Министерства юстиции и отдельные учреждения исполнения наказаний из разных областей Украины.

Социально-психологическая служба пенитенциарной системы готовит таким заключенным к моменту освобождения все необходимые документы. А после выхода на свободу мы поселяем их в Екатеринославский Дом трудолюбия. Кстати, к нам на реабилитацию приезжают люди, освободившиеся не только из учреждений исполнения наказаний, расположенных на территории Днепропетровской области, а и из других регионов Украины.

— А Екатеринославский Дом трудолюбия принимает только мужчин или и женщин тоже?

— На сегодняшний день, мы принимаем только мужчин. А женщинам можем порекомендовать другие аналогичные проекты по реабилитации, которые работают с представительницами женского пола, освободившимися из мест лишения свободы (например, в Харьковской области).

— Сколько человек прошли через Екатеринославский Дом трудолюбия за 5 лет его существования?

— За время существования Екатеринославского дома трудолюбия через него прошли около 3 тысяч человек. Причем приходят к нам не только те, у кого нет родных и жилья. Периодически в Дом трудолюбия просятся и люди, которым есть куда пойти после освобождения. Но они хотят какой-то период осмотреться, адаптироваться к жизни на свободе, познакомиться с духовенством храма, в который будут ходить. По истечении определенного времени они возвращаются домой и вместе с близкими продолжают посещают богослужения в своем храме.

Хочу отметить, что Екатеринославский Дом трудолюбия — это не общежитие, а православная община. Там есть свои правила, которые все жильцы обязаны выполнять. Это чтение утренних и вечерних молитв, по субботам – собеседование у духовника, протоиерея Тимофея Кучука, который является настоятелем Свято-Успенского собора в г.Днепр и руководителем дома трудолюбия. Для тех, кто духовно созрел, регулярно проводится исповедь. Примерно половина из тех, кто сейчас находится в нашем доме трудолюбия – инвалиды, некоторые из них вообще не могут ходить. Поэтому остальные жильцы за ними ухаживают.

Нам удалось создать схему, которая успешно работает на практике. Мы берем под духовную опеку людей, находящихся в СИЗО, затем продолжаем окормлять их в колонии, и после освобождения помогаем не сломаться под натиском проблем. И, поверьте, если хоть какая-то часть этих людей спасется духовно – это дорогого стоит!

Каждый четвертый начал новую жизнь

— И все-таки, сколько процентов людей, которым помог ваш Центр, не вернулись к прежней преступной жизни?

— Примерно 25 процентов. И ради этого стоит трудиться! Мы наблюдаем, что если покаяние человека было искреннее, глубинное, то Бог дает ему новый шанс, какую-то особую силу, чтобы он смог начать жизнь с чистого листа. Это и есть преображение человека. Правда, процесс этот очень непростой и длительный…

— Где Вы находите средства на то, чтобы обустраивать тюремные храмы и содержать дом трудолюбия?

— Все это мы воплощаем в жизнь благодаря пожертвованиям благодетелей, неравнодушных прихожан нашей Церкви Христовой, которые понимают важность такого служения.

— Что самое трудное лично для Вас в пастырском тюремном служении?

— Самое трудное для меня – убедить общество в том, что это служение совершать необходимо. Мы не имеем права говорить о заключенных, что они хорошие люди. И, тем не менее, мы должны их духовно опекать. Если этого не делать, то ситуация в обществе будет ухудшаться. А кроме того, мы не будем иметь права называться учениками Господа Иисуса Христа, ведь Он завещал:

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 34-40).

Беседовала Елена Тищенко,
Фото из личного архива прот.Валентина Дорощука