КИЕВ. Протоиерей Николай Данилевич рассказал о возможных последствиях для Православия действий Константинопольского патриархата
Во всех Поместных Церквах обеспокоены последними действиями Константинопольского Патриархата по отношению к Украине — они не принесут пользы никому, а могут вызвать большие проблемы. Ситуацию комментирует заместитель Главы Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Данилевич.
— Вечером в пятницу, 7 сентября 2018 года, православные граждане узнали о том, что Вселенский Патриарх Варфоломей направил на территорию Украины двух своих епископов Константинопольской Патриархии. Эти действия вызвали тревогу, замешательство, поскольку оно, во-первых, совершено в ситуации сложной, во-вторых, с точки зрения церковных канонов, вызывает тревогу и сомнения.
Отец Николай, пожалуйста, ответьте на те волнения и тревоги, которые волнуют православных граждан Украины. Как Вы оцениваете шаг Патриарха Варфоломея и ожидаемый приезд на территорию Украины двух епископов Константинопольского Патриархата?
— Действие Патриарха Варфоломея — антиканонично. Оно противоречит церковным канонам, в частности 2-му правилу Вселенского Собора, Константинопольского Собора, который говорит: «Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своея области». Есть и другие правила, опубликованные в завлении Отдела внешних церковных связей УПЦ. А также 8 сентября вышло заявление РПЦ по этому поводу, там есть ссылки на несколько канонов.
Когда мы едем на Афон, который находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, всегда берем благословение. Не только благословение у монастыря, но и благословение Вселенского Патриарха, чтобы послужить на Афоне. То есть мы уважаем их территорию, они должны уважать нашу. Они не считают, что Украина — территория не Москвы, а Константинополя. Но этот аргумент уже не действует. Если и так, то с этой точки зрения, согласно канонам, не только Предстоятель у Предстоятеля берет благословение, чтобы приехать на его территорию, но даже епископ, то есть глава одной церковной области, не может приехать и действовать в другой области без разрешения местного епископа. Поэтому даже если Украина была бы канонической территорией Вселенского Патриархата, то все равно епископ у епископа должен просить благословения. Блаженнейший Митрополит Онуфрий не давал благословения и не приглашал их. Поэтому это одностороннее действие, я бы даже сказал, что в какой-то мере самочинное действие.
Пока идет речь не о создании экзархата как структуры, как епархии и как суммы нескольких епархий, а в данном случае экзархи воспринимаются как посланники, представители, легаты, полномочные послы от Патриарха, чтобы приезжать сюда и здесь вести переговоры о создании структуры, потому что это — шаг. Если раньше были заявления, то это — шаг, это уже действие. Посему такая категоричная реакция Украинской Православной Церкви и Русской Православной Церкви.
Знаю, что во всех Поместных Православных Церквях обеспокоены таким развитием событий. Хочу сказать, что, на самом деле, это не принесет пользы никому, потому что раскол это не легализирует. Даже если Патриарх Варфоломей пойдет до конца и создаст какую-то структуру, это приведет к разрыву отношений, к разрыву Евхаристического общения между Цеквями, это породит раскол, и от этого проиграют все. Не будет никого, кто бы выиграл. Даже те, которые находятся в расколе — УПЦ КП и УАПЦ. Их не будет признавать ни одна из Поместных Церквей, потому что никто не захочет вступать в конфликт. То есть реального признания не будет, оно будет на бумаге, но не более. Мы видим далеко не христианские шаги со стороны Константинопольского Патриархата. Если бы они действительно хотели правильно все сделать, то должны бы были согласовать это с нами.
«Мы хотим вам помочь». Раньше, по крайней мере, говорилось, что мы не хотим создать новые структуры, «мы хотим вам помочь найти решение». Хорошо. Мы от помощи не отказываемся. Тогда позвоните Митрополиту Онуфрию, напишите ему письмо: «Разрешите, мы приедем, пообщаемся с теми и теми». — Пожалуйста. А когда это делается в одностороннем порядке, когда нас как будто не существует, то это вызывает очень много вопросов. Я боюсь, что мы можем находиться на пороге очень больших проблем, если те силы, которые это затеяли, не образумятся, не опомнятся.
Все наши комментарии до этого времени были исключительно мирными, спокойными, я бы даже сказал, слишком оптимистичными. Не потому, что мы не понимали этой опасности, а чтобы не спровоцировать другую сторону — Константинопольский Патриархат. Во-вторых, чтобы не стать нам причиной таких неправильных действий и чтобы показать, в частности, Константинополю, что мы не хотим проблем. Мы хотим решить вопрос, а не усложнить его. Мы уважаем Константинопольский Патриархат как Церковь, от Которой мы приняли Крещение. Но если Церковь-Мать так себя ведет, то не материнское Ее поведение. Поэтому нам бы очень хотелось, чтобы у всех, и главное — у Константинопольского Патриархата возобладал церковный дух, а не поэтический. То есть именно церковная целесообразность, церковная польза и единство Церкви, а не какие-то политические мотивы, которые могут лежать в основе тех решений, которые были приняты.
— Мы знаем, что в нынешней непростой ситуации есть достаточно экспертов, специалистов, которые составляют самые разные сценарии будущего Украинской Православной Церкви. Среди этих сценариев есть радужные, их мало, а в основном тревожные и негативные. В частности, говорится о том, что прибывшие незваные гости собираются создать некую структуру, и этой структуре, а не канонической УПЦ, будет дарован Томос об автокефалии. Насколько, с Вашей точки зрения, вероятен этот негативный сценарий?
— Сейчас возможно всё. Этот сценарий возможен, так же, как и возможны другие сценарии, но я бы не стал комментировать гипотетические сценарии, потому что мы, как официальные лица, комментируем факты, то, что произошло. Но я не исключаю, повторюсь, ничего: как хорошего, так и плохого. Я думаю, что может дойти как до раскола, прекращения общения, и это навредит всем и прежде всего Патриарху Варфоломею, так и до нахождения какого-то особого решения — третьего пути, о котором не думает ни Патриарх Варфоломей, ни Русская Православная Церковь, ни даже мы. Я очень надеюсь и прошу в эти дни, прошу монахов, чтобы молились об умудрении, об умягчении сердец тех главных духовных лидеров, от которых это зависит.
— С Вашей точки зрения, какими видятся действия Патриарха Варфоломея и Митрополита Онуфрия РПЦ и УПЦ , в сложившейся непростой ситуации ? Какова должна быть реакция?
— Прежде всего, необходимо сохранять спокойствие и не впадать в истерику ни им, не нам, ни РПЦ. Надо сохранять спокойствие и не паниковать. Понятно, что, как и многие люди, которые далеки от этих вопросов, пишут мне и говорят, что «у нас очень тяжелые чувства, печаль на душе». Да, это действительно так. Нам, как Церкви, нужно держаться как Церкви. Церковь Господь сохранит, важно, чтобы мы сохранились. Вот, что важно.
Сегодня я был в Покровском монастыре города Киева. Вы знаете, монастыри — это особый оазис духовности, и когда ты переступаешь порог, когда ты приходишь из мира, то чувствуешь благодать Божию, ты видишь светлые лица монашествующих, слышишь их молитвы. Поэтому, думаю, сейчас особое время не только церковной дипломатии, это особое время молитв. И Господь, Который сказал, что «созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Он сохранит Церковь. В этом плане нам надо меньше думать о политике, а больше сохранять спокойствие и все-таки церковно, а не политически реагировать на происходящее. Вот как бы Христос отреагировал? Давайте подумаем. По крайней мере, не надо сразу впадать в истерику, повторюсь, надо сохранять дух трезвым и мирным. Вот это важно.
— Я согласен, что все в руках Божиих, и, конечно, мы за Бога не должны строить никаких планов, Он знает лучше нас, как для нас хорошо, и, тем не менее, если попытаться немного спрогнозировать ситуацию. Ведь мы знаем, что среди 14 Поместных Церквей, Сестер, есть те, кто нам ближе, кто острее переживает наши проблемы, а есть другие, которые могу поддержать учинителей раскола. С Вашей точки зрения, кто наверняка поддержит нас в этой трудной ситуации, если наступит время определяться?
—Вы знаете, я бы все-таки не стал делить. Потому что есть силы, которые говорят, что славяне поддержат Русскую Церковь, нас, а греческие Церкви поддержат Патриарха Варфоломея. Я бы не стал делить, потому что все переживают. Патриарх одной их греческой Церквей, когда услышал, что произошло, взялся за голову, сказав, что это катастрофа. Другие Церкви тоже с беспокойством смотрят на происходящее. Церкви все являются членами Единого Тела Христова. По апостолу Павлу, «страдает ли один член —страдают с ним все члены; славится ли один член — с ним радуются все члены. И вы — Тело Христово, а порознь — члены» (Кор. 12: 26-27). Поэтому я бы не сказал, что где-то больше, где-то меньше поддерживает. Понятно, что есть симпатии — национальные, региональные, но мы должны сейчас понимать четко, что мы все принадлежим к единому Телу Христова. «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но во все и во всем — Христос» (Кол. 3:11). Перефразирую, что нет ни Еллина, ни варвара, ни Скифа, ни славянина, ни русского, ни болгарина, ни серба, но всяческое и во всем Христос. Должно быть понимание этого. Понимание этого есть, на самом деле, у людей, независимо от национальности.
Церковные люди, а не политиканы, либералы, те, кто находятся вроде в Церкви, но, как говорит апостол Иоанн Богослов, «Они вышли от нас, но не были наши» (Ин. 2: 19). Те и радуются, и, возможно, свои интересы преследуют. Но люди Церкви, когда видят, что происходит, тем более, что это происходит на глазах внешних людей, не церковных, должны только плакать и молиться, чтобы Господь кому-то из этих внешних людей придержал очи, чтобы они этого не видели.
Будем говорить открыто, что мы находимся на пороге, возможно, больших проблем. Хотя мы надеялись, и я в том числе сначала говорил, что все это окажется «великим пшиком». Но я вижу, что может закончиться великими проблемами и великим расколом. Поэтому хотелось бы помолиться. Я сам буду молиться, чтобы оказаться правым, потому что пшик, в каком-то смысле, лучше, чем большие проблемы. Всегда надо надеяться на лучшее, готовиться к худшему, конечно. Но мы, люди Церкви, должны переживать именно так, потому что Церковь не заканчивается здесь, Она будет и Там. Церковь — торжествующая на Небесах. А что мы скажем Богу? Да, я — священник. У Патриархов и епископов больше ответственности, вы, миряне, тоже будете отвечать. Каждый в ответе в своей мере. Что ты делал, когда были эти проблемы?! Поэтому сейчас важно не навредить. Сейчас важно, как говорится в клятве Гиппократа, если не можешь помочь, «не навреди». Не говорить лишнего, молиться Богу, созидать Тело Христово, как говорит апостол Павел. Мне кажется, надо так поступать в эти моменты.
— Интересно бы было узнать, а кто эти легаты Константинополя. Знакомы ли они Вам, знаете Вы этих людей, связаны они с Украиной или нет? Что Вы знаете об этих людях?
— На самом деле, с точки зрения Константинополя, потому что оба являются украинцами и оба родились в Украине. Архиепископ Даниил (Зелинский) родом из Тернопольской области, из г.Бучач. Интересно, что он был греко-католиком, униатом и, более того, вырос в такой семье, что даже окончил один курс Ивано-Франковской униатской семинарии. Потом он уехал в Америку и там перешел в Православие, впоследствии стал епископом. Но он часто ездит в Украину и знает Украину. Епископ Иларион (Рудник) родом из Львовской области, более того, он является выпускником Киевской духовной семинарии, но после он поехал учиться в Грецию, в Салоники, там остался, будучи мирянином. Там рукоположился в Константинопольском Патриархате. Служил в свое время и в Испании, был епископом-помощником митрополита Испании и Португалии. Потом его перевели в Канаду.
Это два епископа, которые хорошо знают Украину. Но вопрос не в этом. Они — исполнители, решений принимать не будут, понятно, что они — экзархи и легаты. Посол представляет страну, а не себя лично. Такая же ситуация и с ними. Поэтому здесь нет их личной вины, потому что не было бы их, был бы кто-то другой. Вопрос отношений между Патриархатами. Это вызывает беспокойство.
— Многие наши единоверцы, члены УПЦ, говорят: «А не настало ли время, когда нужно организовываться, когда нужно быть готовым отстоять свой приход, свой храм, свою лавру?». Как Вы думаете, нужна ли уже сегодня самоорганизация для защиты от возможных провокаций и нападений?
— Такое время, я думаю, наступает. Я не хочу порождать эсхатологических, апокалиптических, алармистских настроений, тревожных настроений. Но если так дальше пойдет, то есть такая опасность. Поэтому мы сейчас должны объединяться вокруг наших священников, и сейчас это испытание для каждого из нас — для священников и для каждой общины.
Это — приход, где приходят и уходят, прихожане и захожане. Но если это община, то бояться не надо, потому что если заберут у вас храм, пойдете в подвал молиться. Важно сохранить общину храма, тем более, как показывает опыт, храмы, которые были забраны, стоят пустыми. Зачем нам стены?! Для нас сейчас главная задача — идти к людям, к каждому конкретному человеку, нести ему Христа, чтобы он шел не к священнику, а ко Христу, Которого этот священник проповедует.
Я думаю, что сейчас, на глобальном уровне, такое время, чтобы Предстоятели Церквей собирались на Собор, на Синаксис, предпринимали решения по этим вопросам, потому что очень сложные времена наступают. Причем, эти времена создаем мы сами себе, вернее, не мы, а некоторые наши братья.
Раньше Константинопольская Церковь была огромная, сейчас — 2, 5 тысячи греков проживает в Константинополе, пару сотен по всей Турции. Но, как видим, есть, я бы сказал, слабости у Константинопольского Патриархата, которые он сейчас демонстрирует. Если бы он хотел решить вопрос раскола — пожалуйста, будем говорить, общаться. Но нельзя делать это топорно: решая маленький вопрос украинского раскола, порождать большие проблемы во всем Вселенском Православии. Это неправильно.
— Спасибо большое, отец Николай. Будем надеяться, что Ваши слова будут услышаны.
— Пусть Господь коснется перстом Своим каждого из нас и прежде всего наших Патриархов. Мы молимся за каждой Литургией о них. Не потому, что мы просто их так величаем, а потому, что у них большой крест. Я думаю, надо сейчас умножить молитвы за Патриарха Варфоломея и за Патриарха Кирилла, чтобы Господь умудрил их и чтобы подал им Соломонову мудрость решить те проблемы, которые есть. Если они решат эти проблемы, то войдут в историю, как величайшие Патриархи. Если же это не решится, и Патриарх Варфоломей дойдет до конца, это не сделает чести ни ему, ни нам. Поэтому давайте будем молиться, будем спокойны, и Божья Матерь покроет нас Своим омофором, Господь защитит Свою Церковь и сохранит Ее!
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: Бог хочет, чтобы мы были принципиальными в своей вере
КИЕВ. Блаженнейший Митрополит Онуфрий возглавил всенощное бдение в Киево-Печерской Лавре