Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

КИЕВ. Эксперты считают, что ответственность за рост преступности на религиозной почве в Украине может лечь на правоохранительные органы

Статистические данные правоохранительных органов Украины свидетельствуют о росте преступности на религиозной почве, а захват имущества УПЦ в Коломые и Грибовица подтверждают изменение ее характера. Если правоохранители не обеспечат выполнение закона в этих делах, то ответственность за рост преступности на религиозной почве в Украине может лечь на них.

Такие выводы были сделаны НПО «Общественный правозащита» в исследовании, опубликованном 1 ноября 2017 года, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на protiktor.com.

Исходя из полученных данных в 2013 г. было открыто 16 уголовных производств по статье 161 УК Украины, предусматривающей ответственность за разжигание религиозной вражды, при этом было предъявлено 1 подозрение в совершении преступления. В 2014 году было открыто уже 26 уголовных производств по той же статье, а в 2015 году количество новых аналогичных дел достигло 40. Только за 9 месяцев 2017 года было подано и зарегистрировано 42 заявления по статье 161 УК Украины. Такая динамика роста преступности свидетельствует об усилении религиозной нетерпимости в обществе.

В связи с этим вызывает обеспокоенность появление новых категорий конфликтов на религиозной почве, отличающихся организованным и открытым характером преступной деятельности. Особенную опасность для общества представляют конфликты, которые официально поддерживаются представителями религиозных конфессий, так как они могут переходить в массовые противостояния и являются предпосылками религиозных войн. К таким конфликтам относится ситуация с храмом в г. Коломыя Ивано-Франковской области, где несмотря на широкий общественный резонанс сторонники Украинской Греко-Католической Церкви продолжают незаконно удерживать здание храма и открыто призывают в социальных сетях к захвату церковной собственности УПЦ. Такие действия сопровождаются угрозами для жизни и здоровья верующих УПЦ, имеются зафиксированные факты публичной травли за религиозные убеждения. Проблема усугубляется тем, что руководство Черновецко-Коломыйской епархии УГКЦ не предприняло каких-либо эффективных мер дисциплинарного воздействия на клириков, вовлеченных в этот конфликт, а заявления епископата этой конфессии позволяют сделать вывод о том, что они оказывают правонарушителям косвенную поддержку. Таким образом конфликт вокруг храма УПЦ в г. Коломыя может негативно повлиять на состояние украинского общества и подорвать основы государственного устройства, такие как верховенство права и законность.

К той же категории конфликтов, которые приносят вред не только индивидуальным интересам частного лица или общины, но влияют на состояние всего общества является факт беззаконного выселения священника УПЦ из его жилья в с. Грибовица. Несмотря на то, что в этом деле священник УПЦ не имел оформленных прав собственности на дом, тем не менее он оставался законным пользователем и владельцем жилья, и мог быть выселен только в судебном порядке. Тот факт, что жители села – сторонники Киевского патриархата открыто и публично применили насилие к своему односельчанину, проникли в жилое помещение и захватили его – требует показательного реагирования со стороны органов государственной власти, которые должны привлечь виновных в совершении этого правонарушения к ответственности не взирая на возраст или иные обстоятельства. Следует отметить, что совершение преступления организованной группой лиц всегда являлось отягчающим обстоятельством.

Характеризуя эти преступления следует отметить, что ответственность за дальнейший рост преступности и напряженности в обществе будет лежать на правоохранительных органах, — в случае если они не обеспечат выполнение закона в этих делах.

В связи с особенной опасностью этих правонарушений мы направили в правоохранительные органы Украины сообщения о предоставлении нам информации о этих делах для подготовки сообщений в соответствующие органы международного правозащитного механизма.