Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Ян Таксюр: «Православная Церковь – самое патриотичное сообщество»

В прошлом учитель истории, а ныне писатель, поэт, сатирик, публицист, автор и ведущий многих телевизионных передач Ян Таксюр рассказал СПЖ, как отличить истинную Церковь, какие угрозы стоят перед ней сегодня и чем Церкви может помочь любой мирянин.

– У вас довольно пестрый «послужной список». Вероятно, сложно было эстрадному сатирику и юмористу, звезде популярных программ – в том числе петросяновской «Смехопанорамы» – прийти к Православию? Как вы пришли к вере?

– Если коротко, привлекла возможность обрести вечную жизнь с Богом и в Боге. Только православная вера и Православная Церковь дают возможность живой встречи со Христом Богом. Теснейшего соединения с Ним в таинствах Его Церкви. Возможность подлинного изменения, преображения человека ради спасения от греха, спасения во Христе и вечного блаженства в Его Царстве. Наша православная вера – та же, что и у учеников Христа, Его апостолов. Это вера истинная, незамутненная отступлениями, самочинными новациями и искажениями. А потому только в Православии неложный путь к вечному Небесному Царству, обещанному Богом в Евангелии.

У меня этот путь занял не один год. Я, как и многие другие, рос и формировался в безбожное время. Кроме того, необходимо уточнение по поводу слов «пришел к вере». Обретение веры – процесс двусторонний. Прежде всего, Сам Бог ищет и зовет человека. Только одни откликаются на зов, а другие нет. Если только человек подумает искать Бога, Господь тут же выходит навстречу. Как отец в притче о блудном сыне. У меня наступил момент, когда все, чему меня учили в плане духовном, перестало устраивать. Было предощущение существования иного мира и неправды атеизма. Я даже неумело стал молиться: «Боже, если Ты есть, откройся, помоги разрешить вопросы, которые своим умом я не могу разрешить». А еще за близких молился, не будучи даже крещеным. И, конечно, Господь услышал. И нужных людей послал, и нужные книги. И вот уже больше 20 лет в моей жизни происходят события, которые все больше укрепляют в вере и дают великие надежды. Слава Богу за все.

– Вы придумывали мультфильмы, сопредседательствовали в «Клубе Голохвастова» при газете «Киевские ведомости», в соавторстве с Александром Володарским писали тексты для многих эстрадных звезд. Юмор и сатира бывают едкими и злыми. А есть ли для них место в Православии? Можно ли сегодня применять сатиру по отношению к оппонентам Церкви?

– Как сатирик, уже будучи православным христианином, я сформулировал для себя принцип, от которого стараюсь не отступать. Нужно подвергать сатирическому осмеянию ложные идеи, но не их носителей. Как правило, идеи оппонентов Церкви нашептывает лукавый, враг рода человеческого. Так вот, осмеять его идеи и выставленные им ловушки может, прежде всего, человек с сатирическим даром.

– То есть, как и заповедано, мы должны ненавидеть грех (и бороться с ним), но не его носителей – людей?

– Конечно. Переходить на личности, бить по самолюбию и просто делать человеку больно (пусть и церковному оппоненту) для меня неприемлемо. Хотя, наверное, если пишешь о злостных хулителях веры, разрушителях и осквернителях храмов, прямо называть имена допустимо. Тут не до толерантности.

– В Украине множество конфессий: УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ… Как человеку ориентироваться во всем этом многообразии, каковы критерии выбора?

– В первую очередь нужно уяснить для себя, что Церковь Христова одна. И тогда приведенный перечень конфессий будет восприниматься как неких набор подделок, среди которых нужно отыскать жемчужину – подлинную Церковь. Предположим, некто решил начать поиск. Тогда нужно не пожалеть времени, преодолеть лень и вечную «занятость» и начать читать серьезные книги, читать Евангелие, историю Церкви.

Впрочем, особо занятым напомню некоторые свойства для опознания подлинности. Подлинная каноническая Церковь имеет апостольское преемство. То есть, ее священство, церковная иерархия связаны с той самой общиной учеников Христа, апостолов, которых Господь впервые причастил Своего Тела и Крови на Тайной вечере. С теми самыми апостолами, на которых сошел Дух Святой в день Пятидесятницы, о чем мы читаем в Книге Деяний. И второе – истинная Церковь обычно признана всеми Поместными Церквями, всем мировым Православием. Этим двум признакам отвечает на землях Украины только Украинская Православная Церковь, предстоятелем которой является Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Этой Церкви 2 000 лет. А, скажем, организации, называющей себя Церковью, так называемому Киевскому патриархату, всего 25 лет. Думаю, правильный выбор очевиден.

– Недруги УПЦ постоянно упрекают нашу каноническую Церковь в непатриотичности за ее миролюбивую позицию. Если глава раскольнического Киевского патриархата – Филарет – требует убивать жителей Донбасса (своих земляков, кстати), то предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий, наоборот, призывает к любви и миру. Сколько было ненависти излито на него из-за Всеукраинского Крестного хода во имя мира и любви, сколько клеветы обрушили на Церковь в СМИ… Что вы можете сказать об этом?

– Я всегда говорил и повторюсь: Православная Церковь (а мы только что подчеркнули, что лишь УПЦ является таковой на украинской земле) – самое патриотичное сообщество, так как желает своим согражданам высшего блага – спасения во Христе и обретения Царства Небесного. Наша Церковь против войны, в которой граждане одной страны стреляют друг в друга. Как была бы против любящая мать, увидев, что ее дети стреляют один в другого. Грех братоубийства может лишить спасения, и Церковь исполняет патриотический долг, оберегая своих чад от подобного падения.

– Киевский патриархат, по сути, отождествляет патриотизм с идеологией национализма, причем национализма образца 1930-х годов. Но ведь есть еще либерализм, социал-демократия, христианские демократы. И не все из них одобрительно относятся к национализму. Означает ли это, что представители других политических идеологий не могут быть патриотами? Можно ли бороться за территориальную целостность страны вне рамок националистической идеологии?

– Киевский патриархат потому и занимается так много политикой, поиском врагов, выяснением, кто больший патриот, что цели у этой организации и ее руководителя земные и материальные. Возможно, в глубине души деятели Киевского патриархата понимают, что они – квазицерковь, что их действия безблагодатны, и потому так много энергии тратится на общественную «полемику», на захваты храмов, на шельмование подлинной Церкви.

На самом деле нужно разделять земное и небесное. Отдавать «кесарю» все, что ему положено, но помнить, что есть высшее небесное отечество. И вносить туда политический треск, разделения (ведь Церковь есть Небо на земле) кощунственно. Впрочем, как я уже говорил, небом как раз Киевский патриархат и не является. Отсюда его «слишком земное поведение».

– После недавнего теракта в Барселоне местные националистические силы вышли на улицы и попытались использовать произошедшее для разжигания ненависти к представителям других национальностей. Однако испанское общество моментально – отрицательно и резко – отреагировало на эту провокацию. Одним из главных аргументов было то, что нельзя использовать нападение внешнего врага для разжигания внутриобщественной ненависти. И подобная реакция прокатилась по всей Европе и США. Почему у нас все наоборот?

– Скажу весьма печальную вещь. В нашем обществе не сложились ясные и твердые христианские ориентиры. Более того, официальная идеология государства является носителем светской, секулярной и, по сути, не христианской идеологии. Нравственные ориентиры не только размыты, но часто откровенно шельмуются вместе Церковью. Хотя именно Церковь может (да и обязана) предлагать обществу верные нравственные оценки.

Но у нас наоборот – Церкви говорят: «не вмешивайтесь!» А потому в украинском обществе принимаются решения в интересах кого угодно – финансовой элиты, деловых партнеров, европейских организаций – но только не в интересах простых граждан, нуждающихся, помимо материальной поддержки, в правильной, спасительной, а не погибельной, духовной ориентации. Украинское общество еще не в состоянии «моментально реагировать». Поскольку его – единого, реагирующего – не существует. Глас общества у нас пытаются изображать СМИ. Но их «небескорыстность», готовность служить тем, кто платит, по-моему, общеизвестна.

– Сегодня против нашей святой и апостольской Церкви развязана неприкрытая, циничная, я даже скажу, откровенно сатанинская война. Ее ведут власти предержащие, их маргинальные боевики, провластные СМИ во главе с «1+1»… Как вы оцениваете степень опасности для Церкви?

– Опасности для Церкви есть, на мой взгляд, двух категорий – внешняя и внутренняя. Да, впечатление нарастающей внешней угрозы есть. Ненависти, клеветы, злобы в адрес Церкви становится больше. Что касается внутренней опасности, то она всегда одна и та же. Опасность забыть Бога, поддаться соблазнам мира вместо жизни по Евангелию и угождения Богу служить (подчас незаметно даже для себя) лукавому и мамоне. Конечно, и эта опасность усилилась, так как на Церковь оказывают давление, ее пытаются втянуть в дела мирские, суетные. И все же, если быть со Христом, надеяться на Него, ничего не страшно. Ведь Христос победил мир.

– Вы считаете Православие актуальным для современного человека?

– Помните, апостол Петр сказал Спасителю: «Куда нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». И сегодня точно так же – чего нам еще искать и хотеть? Православие так же актуально для современного человека, как актуально для него дышать и жить.

– Чем мы, миряне, можем помочь своей Церкви?

– Любая работа внутри Церкви, совершаемая ради Бога – молитва, благотворение, – укрепляет Церковь, помогает ей являть Христа в земном мире. И еще. Мы часто повторяем: «Церковь – наша Мать». Вот и не нужно свою Мать огорчать. Этим мы Ее сильно утешим и порадуем.

СПРАВКА

Ян (в Крещении – Иоанн) Ильич Таксюр родился в Киеве в 1952 году. В 1974-м окончил исторический факультет Киевского государственного пединститута им. Горького. После него служил в армии, затем преподавал историю в школе. Одновременно занимался самодеятельным театром. Первые литературные сочинения написал в детстве. В 1980-е годы начал публиковать сатирические стихи, монологи для эстрады, рассказы. Во времена СССР – постоянный автор «Литературной газеты», «Крокодила», «Юности» и других популярных газет и журналов. Впоследствии писал для изданий «Корреспондент», «День литературы», «Обозреватель», «Зеркало недели», «Известия в Украине» и многих других. Долгие годы публикует статьи о Православии, вере и Церкви. За что награжден церковным Орденом преподобного Нестора Летописца II степени.