ГОРЛОВКА. Митрополит Митрофан: Праведность измеряется не количеством поклонов
В день памяти святой блаженной Матроны Московской митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме на предприятии, носящем имя этой святой, — шахте в селе Екатериновка Константиновского района. По окончании литургии владыка обратился к работникам шахты и всем прихожанам храма с архипастырским словом.
Христос воскресе!
Всех вас поздравляю со Светлым Воскресением Христовым, продолжающимися пасхальными днями, и памятью святой блаженной Матроны Московской, в честь которой освящён престол этого храма!
Мы сегодня празднуем Воскресение Христово и вспоминаем о том, что такое вера во Христа и настоящая праведность. Совершая память святых, мы, прежде всего, сами себя спрашиваем: а почему мы этого человека называем святым? Что он такого сделал, что Церковь к нему стала обращаться, просить его молитв и его предлагает как пример для подражания?
Когда мы говорим о подвиге святой блаженной Матроны, мы вспоминаем не количество поклонов, которые она делала, или особых молитв, которые она прочитывала, то, что ей жить пришлось в очень трудное безбожное время, когда даже собраться вместе в храмах и помолиться было нельзя. В это безбожное трудное время она не боялась открыто исповедовать себя христианкой и проповедовать о Христе. В этом был её подвиг.
В ответ на этот подвиг Господь посылал ей особую силу. Она ходатайствовала о людях перед Богом, молилась о них, и люди от Бога получали то, о чём они просили. Это не только делало её известной, но и помогало по-другому посмотреть на то, какое место Бог занимает в жизни человека.
Сегодня читалось замечательное Евангелие о женщине, которая пришла к Спасителю перед Его распятием, и умывала Ему на вечери ноги. А рядом сидели фарисеи и осуждали Спасителя, говоря, что если бы Он знал, кто эта женщина, чем она занимается, Он бы никогда к ней не прикоснулся и ей бы не позволил прикоснуться к Себе. Господь рассказал им притчу о двух должниках. И тому, и другому отдавать было нечем, независимо от того, что один был больше должен, а другой меньше. Господин им обоим простил. И Господь спрашивает: а как вы думаете, у кого будет больше чувство благодарности — у того, кто меньше был должен, или у того, кто больше?
Фарисеи говорят: ну да, мы думаем, скорее всего, у того, кто был больше должен, будет больше поводов для благодарности и чувство благодарности будет сильнее. Христос тогда им сказал, что и эту женщину осуждать не надо, потому что она пришла к Нему — Единственному, Кто может прощать грехи. Больше прощать грехи никто не может. И в знак своего смирения перед Ним и готовности служить Ему она слезами омыла Ему ноги, а волосами главы своей отёрла. И поэтому Господь говорит: «Отпущаются ей грехи» (Лк. 7:47), — за её любовь к Тому, Кто грехи прощает.
В этом суть праведности и состоит. Мы очень часто праведность представляем себе как некую сумму того, что мы должны сделать для Бога, а в ответ за это Он тоже что-то должен сделать для нас. Люди привыкли, что так строятся отношения между ними, и автоматически так строят отношения с Богом. Когда мы говорим о праведности, мы сразу задумываемся, сколько нужно поститься, сколько делать поклонов, сколько раз в неделю ходить в церковь и причащаться, сколько в день акафистов читать.
Нам Евангелие говорит совсем о другой праведности. Не о том, сколько чего мы должны делать — кто-то может делать больше, кто-то меньше. Говорит оно нам о праведности, которую показала эта женщина. Она пришла ко Христу, села возле Него и сказала: «Дальше, Господи, моя жизнь будет только с Тобой».
Праведность — это верность. Это готовность следовать за Спасителем. И такую же праведность явила святая блаженная Матрона, несмотря ни на какие внешние обстоятельства и болезнь. Она была слепая, могла бы на Бога роптать, обидеться на Него, сказать: «А зачем Ты меня такой сделал? Я что, просила Тебя слепой сюда рождаться и всю жизнь мучиться? Раз Ты меня сюда привёл, теперь Ты в этом и виноват». Многие люди на Бога обижаются, если что-то в их жизни не получается.
Её праведность заключалась в том, что она и за свой личный недуг не обижалась на Бога, и, несмотря на то, что следовать за Христом было трудно, не побоялась это делать открыто. В этом она стала похожей на женщину, которая пришла в дом Симона-фарисея, и Господь ей послал Свою благодать.
Помните, что благодать Бог посылает не благодаря внешним правилам, обрядам и законам, на которые мы так сильно надеемся и о которых у нас так много разговоров, а когда наше сердце верно Христу, когда мы от Него не отрекаемся, следуем за Ним даже когда нам трудно.
Бывает так: человек молился Богу, а Господь молитву не исполнил, о чём-то просил Бога, а всё вышло по-другому, хотел так, а случилось иначе. Что делает человек? Он начинает Богу предъявлять счёт, как бы говорит Ему: «Разве я не ходил в церковь в воскресенье, свечи не ставил, поклонов не делал, пост не соблюдал? Почему Ты не сделал так, как я захотел?» Человек на Бога обижается и говорит: «Я бы Тебя спросил, я бы Тебе вопрос задал, если бы с Тобой встретился: почему Ты так со мной поступаешь?»
Даже праведный Иов, когда на него нашли испытания и скорби, спрашивал у Бога: «Господи, почему со мной так?» Это человеку свойственно. Но праведники верны Христу во всех обстоятельствах, они никогда от Него не отказываются. Они всегда готовы за Ним следовать и хранят в своём сердце верность.
А что значит хранить верность Христу и следовать за Ним? Как это понимать? Это метафора? Как эти слова можно воплотить в жизнь? Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы, если мы разговариваем с человеком, он говорил только правду, не врал, и когда смотрит нам в глаза, в это время не осуждал нас и не лукавил. Хотим ли мы, чтобы так люди с нами общались? Праведность в том, что мы сами должны со всеми так общаться.
Хотим ли мы, если нам трудно, тяжело, случилось какое-то горе, беда, чтобы кто-то пошёл и спросил: «Как у тебя дела? Чем тебе помочь? Чем я могу тебе быть полезен?» Если мы хотим, значит, мы сами должны быть такими людьми. И в этом заключается праведность.
Мы хотим, чтобы мы кого-то о чём-то попросили, и этот человек сделал, а не отложил на потом или сделал как попало? Значит, мы сами должны, если нас кто-то о чём-то попросил, сделать, и делать это не как попало, не так, чтобы после нас нужно было переделывать.
Если мы хотим, чтобы нам улыбались, сами давайте улыбаться друг другу. Если мы хотим, чтобы с нами были искренними, давайте будем искренни сами по отношению к тем людям, которые рядом с нами. Если мы хотим, чтобы нас не обманывали, давайте сами не будем обманывать друг друга.
Если мы хотим, чтобы с нами поступали справедливо, давайте сами будем поступать справедливо. Если мы хотим, чтобы нас за глаза не осуждали — к сожалению, и в среде христиан это распространённый грех, — давайте сами этого никогда делать не будем. Это и будет праведность. Это будет следование за Христом, верность Ему.
Не будем бояться исповедовать свою веру! Не будем лениться проявлять свою веру добрыми делами! Будем искренними, честными, потому что если мы в рай попадём, какого там человека захочется встретить — который поклоны делает, соблюдает посты, но потом лицемерит, осуждает, завидует, который нечестный, ленивый, который ничего делать не хочет, у которого ничего попросить нельзя и к которому не за чем нельзя обратиться? Я не думаю, что нам в раю было бы приятно таких людей встретить. Значит, мы и сами такими не должны быть.
Если мы хотим к Богу прийти, как эта женщина, надо этому учиться. Дай Бог, чтобы молитвами святой Матроны Московской не эта ложная, внешняя праведность, которую многие на себя надевают и сбрасывают как одежду, а настоящая праведность, которая из глубины сердца, которая следует за Христом, которая побуждает жить честно, была в нашей жизни. Чтобы мы, прославляя праведную Матрону Московскую, сами помнили о том, что и нас Господь призывает, следуя за Ним, тоже жить на этой земле праведно, быть Ему верными и поступать по совести.
Всех вас поздравляю с праздником! Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!
сайт Горловской и Славянской епархии
КИПР. Молитвы об Украине будут возносится в Тамасской митрополии