Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Мин-стук-стук-культнадзор?

Василий Анисимов

Реплика

В сети появилось заявление Министерства культуры Украины о высказываниях и действиях «сепаратистского, антиукраинского характера» отдельных священнослужителей Украинской Православной Церкви на временно неподконтрольных территориях – в Крыму и на Донбассе. Руководители искусств обнаружили два «высказывания»: священника в Симферополе и епископа в Луганске, а также одно действие – освящение РЗК в Феодосии.
Прямо скажем, негусто. Тем не менее, на этих основаниях они призвали церковное руководство заклеймить Россию-агрессора, применить к церковникам каноническо-дисциплинарные меры, а правоохранительным органам Украины дать «правовую оценку» их «антиукраинским действиям» и «коллаборационистской» позиции, играющей на руку российским оккупантам.

Каким органам – понятно. Они уже сто лет не меняются: ЧК-ОГПУ-КГБ-СБУ. Кто же у нас еще врагами державы и народа должен заниматься?

Я вам стучу, чего же боле?

Думается, если бы заявители, вооружившись памперсами, сами рискнули появиться не только на неподконтрольных территориях, но и в любом уголке Украины и заикнулись о том, где они работают, то услышали бы такие «высказывания» в адрес своего министерства, правительства и державы, что любой сепаратист онемел бы. Причем на «языке агрессора», поскольку украинских слов уже никому не хватает. «Действий» минкультовцам, полагаю, тоже долго ждать не пришлось бы. Благо, если бы все только мордобоем завершилось. Ведь, по социологии, доверие к нынешнему правительству и власти в целом у населения еще меньшее, чем это было у Муаммора Каддафи на момент его гибели. Даже многотерпеливая Юлия Тимошенко не выдержала, объявила правительство мошенническим, занимающимся грабежом народа, надругательством над ним и убивающим «нас всех каждый день». Вот так-то! Надо полагать, грабеж и надругательство – деятельность патриотическая, проукраинская и неколлаборационистская. Это я к тому, чья бы корова мукала и антиукраинские высказывания выискивала?

Впрочем, для Минкульта эта работа традиционная. Советские деятели и работники культуры всегда промышляли доносами, но они касались писателей, философов, ученых, режиссеров, артистов – Солженицына, Сахарова, Зиновьева, Некрасова, Любимова, Нуриева, Стуса, Бердника, Чичибабина и т.д. Министерство культуры Евгения Нищука открывает новую страницу в этой славной деятельности – доносит на православных иерархов. Причем в год, когда весь мир отмечает великую трагедию – 100-летие начала кровавого богоборческого террора против Церкви Христовой, Православной. Видимо, в годовщину юбилея нам стоит учредить орден в честь знаменитого украинца, вождя революции и богоборца Льва Давидовича Троцкого и награждать им его последователей. Министерство культуры Украины – в полном составе.

Надо отметить, что публичное доносительство – непременный атрибут тоталитарного государства. Особенность политического стукачества заключается в том, что оно не стремится к справедливости, не отстаивает истину, не опровергает клевету, ложь. Стукачи – не правдоискатели и не правдолюбцы. Их задача – дискредитировать, оклеветать, подвести под уголовную или расстрельную статью и в конечном итоге – уничтожить оппонента. Поэтому он первым делом объявляется антисоветчиком, отщепенцем, антиукраинцем, сепаратистом и т.д., а к этому определению уже подверстываются аргументы.

Во время застоя была целая процедура выявления антисоветчиков и националистов-сепаратистов. Чтобы упрятать за решетку, скажем, Стуса или Бердника, сначала засылали к ним в компанию какого-нибудь Нищука, который должен своими глазами всех увидеть, своими ушами все услышать, подробно изложить в доносе, утащить какую-нибудь рукопись «почитать», которая отдавалась на «экспертизу». Затем допрашивали свидетелей и самих жертв, разбирательства и слежки иногда длились годами. Публично объявляли врагами народа и державы перед судом или уже «из зала суда». Нынешнее Министерство культуры, которое почему-то взяло на себя функции политического сыска, упростило сию процедуру до минимума: посидел человечишко в столичном баре за кружкой пива, погуглил в планшетнике, отобрал пару-тройку информашек о работе на неподконтрольных территориях священнослужителей, которых он знать не знает, вроде подходят под антиукраинские и сепаратистские. И без всяких объяснений, разбирательств – в публичный министерский донос. Он настучал – чего же боле? А вы теперь отмазывайтесь, как умеете.

 

Избирательность доносительства

Заявители пишут: «Министерство культуры осуществляет постоянный мониторинг религиозной ситуации на территории оккупированного Российской Федерацией Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Надо же! А свой профильный, «культурный» мониторинг Минкульт осуществляет? За три года в том же Крыму созданы сотни, если не тысячи творений публицистов, литераторов, художников, музыкантов (киноленты, книги, статьи, телепрограммы, песни и т.д.), которые прославляют воссоединение Крыма с Россией и клеймят нашу родную демократическую европейскую власть фашиствующей русофобской хунтой. Например, некоторые киноленты крымских кинематографистов, скажем, о «корсунском погроме» Правым сектором крымчан, демонстрируются по всему миру. Жуткий фильм. Что Минкульт смог противопоставить? Может, сделал свой фильм об этой трагедии? Почему писатели, артисты, кинематографисты, тысячи работников этой сферы в Крыму находятся вне надзора Минкульта Украины? Почему никто не мониторит их бесчисленные действия и высказывания? Где доносы, поименные и коллективные? Почему за отделенной от государства Церковью Минкульт, государственная структура, следит и стучит, а о своей парафии – ни гу-гу?

Подобная ситуация в «отдельных районах» Донбасса, где за три года войны уже сложилась своя, фронтовая и очень трагическая, культура. Она выражает боль и ужас человеческого выживания на разоряемой земле, льющейся крови, гибели детей, прозябающих в холоде и голоде стариков, обездоленность. Она героизирует защитников Донбасса, а Украина объявляется виновной во всех бедствиях несчастных донетчан. Минкульт и здесь ничего не мониторит.

Любопытна и конфессиональная избирательность доносительства Министерства. Скажем, крымские татары объединены в 350 мусульманских общин полуострова (это вторая по численности, после православных, религиозная конфессия Крыма), имеют свое духовное управление. Оно перерегистрировалось по российскому законодательству, Украина в документах не упоминается, обрели духовное единство с единоверцами Татарстана, Чечни, возводят «под личным патронатам президента В. Путина» Соборную мечеть в Симферополе. Где заявление Минкульта о сотрудничестве крымских мусульман с агрессором и оккупантом и соответственный донос в СБУ? Католики создают независимый от Украины округ, иные конфессии переподчинились религиозным центрам в Москве. Минкульт и тут не мониторствует лукаво.

Ответ на все сто тысяч «почему» прост: вся крымская культура и крымские конфессии имели Украину в виду, а Минкульт Украины — вдвойне. Они были брошены им на произвол судьбы. Теперь они связаны не с Киевом, а с Москвой, которая их содержит и от которой зависит их жизнедеятельность. Не в Кремль же и ФСБ писать доносы о сепаратисткой деятельности крымчан. Нет смысла стучать на донетчан и руководителям непризнанных республик – ДНР и ЛНР.

А вот Украинскую Православную Церковь можно кошмарить доносами с утра и до ночи. УПЦ – единственная крупная украинская структура, не убежавшая из Крыма. Три Крымские епархии УПЦ окормляют православных полуострова, в том числе 350 тысяч этнических украинцев, и находятся под омофором Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Вместо того чтобы всемерно поддерживать и поощрять крымских православных митрополитов, сохранивших верность Киеву, стукачи Минкульта третируют их своим мониторингом и клеветническими наветами. Уж не провокация ли?

О летающих колесных тягачах

Обратимся к тексту доноса. «В открытых источниках информации содержится много материалов, указывающих на откровенно сепаратистский, провокационный, антиукраинский и нетолерантный по отношению к другим религиозным организациям и Украинскому государству в целом характер заявлений видных представителей клира и высшего духовенства Украинской православной церкви (УПЦ), которые находятся на временно неподконтрольных Украинской власти территориях».

Я впервые встречаюсь с практикой, что госструктура, которая публично шьет дело ни больше ни меньше, а об «антиукраинской деятельности», в официальных документах ссылается на некие анонимные «открытые источники информации», полагая эту информацию правдивой, достоверной и достаточной для своих обвинительных заключений. Открытые источники – это Интернет. Применяем ту же методу к самому Минкульту. Забиваем в поисковик ФИО молодого министра Евгения Нищука, читаем, хватаемся за сердце, пьем валидол: гомосексуалист, еврей, скрывающий свою биографию, русофоб и ксенофоб, считающий генетически неполноценными жителей Донбасса, Запорожья, Черкасс… Нет сомнений, что все это клевета, но ведь об этом не сказано в этих «открытых источниках». А что, если кто-то на основании этой информации станет делать официальные заявления о руководителе Минкульта и требовать реакции правоохранителей?

Впрочем, заявители не раскрывают «открытые источники», думается, по другой причине. Эти «источники» в Украине объявлены сепаратистскими и террористическими, скажем, тот же сайт «Новороссия». И здесь коллизия. У нас запретили российские, крымские и донбасские СМИ, поскольку они представляют собой антиукраинскую клеветническую пропаганду. А Минкульт тем временем черпает из этой клеветы достоверную информацию для своих доносов! Уж не зрада ли? СБУ должно срочно проверить работников министерства на предмет, не смотрят ли они российские телеканалы, не гуглят ли российские сайты, не читают ли ночами под одеялом запрещенные российские книги и не висят ли у них по квартирам портреты запрещенного Иосифа Кобзона.

На поверку оказывается, что террористические СМИ намного достовернее в своей информации, чем Минкульт. Возьмем центральный «факт» доноса, «который превзошел» все остальное: освящение митрополитом Феодосийским и Керченским Платоном в 18-ом Севастопольско-Феодосийском зенитном ракетном полку Российских ПВО новых зенитных ракетных систем СС-400 «Триумф». Они дополнили находящиеся там уже 20 лет СС-300. Оружие по традиции освящают не первый год, чтобы избежать трагедий, как это было при Кучме, когда наша ракета случайно сбила пассажирский самолет над Крымом. Чем же так переполошил доносчиков этот случай? Они растолковывают: «Дело в том, что упомянутое вооружение, которым, по данным медиа-источников, оснащен зенитно-ракетный полк 4-ой армии Военно-воздушных (!) сил и Южного военного округа РФ, нацелен на объекты в Украине(!) и полностью(!) интегрирован в российские системы противовоздушной обороны. Эти средства позволяют уничтожать одновременно большое количество воздушных и наземных (!) целей». Ужас! Мы все оказались под мушкой!

Полагаю, в СБУ будут долго смеяться над этим «главным фактом». У нас уже был случай, когда некоторые депутаты заявляли, что находились в АТО в окопах под обстрелами «Буков». Тогда острословы предположили, что эти окопы были в облаках и обстреливались снизу. Такая же ситуация и здесь: чтобы СС-400 могли уничтожать объекты в Украине, наша страна должна парить в небе на высоте до 30 километров. СС-400, как и «Бук», предназначен для уничтожения воздушных целей, по земле он стрелять не умеет. Впрочем, судя по этому пассажу, стукачи уверены, что СС-400 «Труимф» – это летающий монстр российских ВВС: на колесных тягачах он реет в небе, уничтожая множество воздушных и наземных целей. Не менее любопытно и минкультовское проницательное открытие о том, что сей ракетный полк «полностью» интегрирован в российские системы ПВО! Мы-то надеялись, что он интегрирован в систему феодосийского общепита или библиотечного книгообмена. А тут вон оно как!

Понятно, что стукачи из Минкульта «косили» и от Советской армии, и от Украинской, и в АТО никогда не были (нет на них Геннадия Корбана!), ничего в военном деле не смыслят, даже аббревиатуру ПВО, которую сами употребляют, расшифровать не в силах (ПВО – это противовоздушная оборонительная, а не наступательная система, что указано даже в названии). Поэтому несут истеричную ахинею в своем публичном доносе. Причем ни в каких российских, сепаратистских, террористических «открытых источниках» эти глупости обнаружить не удалось (все характеристики С-400 «Триумф» находятся в открытом доступе). Очевидно, это живое творчество минкультовских клеветнических стукаческих масс.

Не меньшее невежество доносчики демонстрируют в церковной тематике: объявляют 14 января «первым днем церковного новолетия» (церковное новолетие – 14 сентября), праздник Обрезания Господня, как он называется у католиков и православных мира, объявлен ими «святом Найменування», что еретически искажает его смысл; слабо ориентируются в иерархическом устройстве. Они не ведают, что Священный Синод состоит из постоянных и временных членов, коими на полгода по очереди становятся все епископы Украины, поэтому не могут определить статус митрополита Платона, чья подпись «во всяком случае» стоит под документами заседаний. Кто он такой, они так и не поняли, а спросить постеснялись.

Смысл не в стуке, а в правде

Если невежество работников искусств в военной и в церковной сферах можно как-то оправдать – не служили, не молились, откуда им знать, что к чему, то в области культурно-исторической и впрямь озадачивает. Вот минкультовцы доносят, перевирая, как водится, дату события об освящении закладного камня памятника св. благоверному князю Александру Невскому на территории Александро-Невского храма в Луганске. Как известно, в 2021 году весь крещеный православный мир будет отмечать 800-летие великого князя Владимирского, Новгородского и Киевского, защитника Святой Руси. В честь святого воздвигнуты сотни храмов в десятках стран на всех континентах, в том числе главный храм Болгарской Церкви – патриарший кафедральный Александро-Невский собор в Софии, главный храм православных словаков в Прешове, Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, кафедральный собор в Париже и т.д. В 2008 году по лекалам Би-би-си был проведен конкурс «Имя России», где победу одержал св. Александр Невский, обойдя и Гагарина, и Сталина, и Пушкина. Любопытно, что на аналогичном конкурсе в Украине (он назывался «великие украинцы») победил св. великий князь Ярослав Мудрый, который обошел Амосова, Шевченко, Бандеру, Богдана Хмельницкого. Была явлена поразительная «семейственность»: св. Александр – прямой потомок (праправнук) св. Ярослава Мудрого.

В рамках подготовки к юбилею на родине святого Александра – в городе Переславль-Залесский – православной общественностью были освящены закладные камни для памятников князю в Ростове, Звездном и Луганске. Камень привезли на территорию Александро-Невского храма, установили, его освятил в присутствии руководителей непризнанной республики митрополит Луганский Митрофан. Ну, и что тут? Ни одного плохого слова об Украине сказано не было. Но стукачи бьются в истерике: опасен сам святой князь, поскольку «считается защитником кордонов России и небесным покровителем российских воинов», а памятник «героизирует российских захватчиков и символизирует коварную агрессию РФ против Украины и оккупацию части ее территорий».

Если бы минкультовцы хоть какое-то представление имели о своей истории, то знали бы, что великим защитником Отечества и христианской веры, солнцем земли, мудрым, жертвенным, воистину христианским правителем – словом, святым князем признали Александра Невского не современные россияне, а митрополит Киевский Кирилл еще в 1263 году. Он похоронен в Софии Киевской. Митрополит Кирилл был сподвижником князя Данилы Галицкого, венчал его дочь с владимирским князем Андреем Ярославичем, братом Александра Невского, затем стал ближайшим соратником самого святого князя Александра. Митрополита Кирилла считают автором знаменитой Галицко-Волынской летописи, по которой галичане и волыняне уже 800 лет изучают свою древнюю историю. С митрополита Кирилла и началось многовековое прославление Александра Невского, его ратных подвигов, подвижнических трудов, христолюбивых поступков и изречений, главное из которых: «Бог не в силе, а в правде». Он стал одним из самых чтимых святых на Руси. В дореволюционном Киеве было десять Александро-Невских храмов, самый известный – на Большой Александровской улице (на территории нынешнего Ватутинского парка). Этот шедевр архитектора Николаева был снесен богоборцами в 1930-годах в числе других двухсот разрушенных киевских православных храмов и памятников.

Нынешние минкультовские стукачи-богоборцы вызверились на святого благоверного князя Александра Невского потому, что россияне его почитают как защитника отечества, завтра они узнают, что святой равноапостольный князь Владимир почитается россиянами как покровитель государственности – и ополчатся против него. Наконец, когда до них дойдет, что россияне исповедуют христианскую веру, они, очевидно, потребуют, чтобы мы не только отреклись от своих древних великих святых, но и от самого Христа Спасителя. Вот такая, вполне троцкистская, метода: раз империалисты с Богом, то мы обязаны быть без Него.

Надо отметить трудности стукачей и с географией. Они путают украинский город Переяслав с российским Переславлем, райцентром в Ярославской области, не ведают, что это родина Александра Невского, не сообразят, для чего переславцы приехали в Луганск, поэтому доносят, что они занимаются вербовкой террористов для Украины. Любопытно, из каких «открытых источников» они сие почерпнули?

Большие проблемы у доносчиков и с пониманием свободы слова. Священник, коренной крымчанин, выступая на педагогической конференции в Симферополе, дает негативную оценку деятельности «старой злочинной власти» на полуострове в сфере образования до 2014 года: ущемляли родной русский язык, навязывали чужие ценности (ОУН-УПА, Бандера, Шухевич) и т.д. Минкультовцы объявляют его высказывание антиукраинским и требуют наказать … митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря! Это-то к чему? Оказывается, не заткнул сотруднику рот, что «можна сприяти», как однозначную солидарность с высказыванием «и всеми последствиями, которое оно за собой тянет». Надо же! А что, на Майдане, где конферансьировал Нищук, кто-то кому-то рты затыкал? Или затыкает? Последствиями угрожал? За что боролись? Или мы в Киеве люди свободные, имеем право говорить, что хотим и как умеем, а пожилой крымский священник поражен в этих правах? Может, он мусор какой-нибудь генетический? И что это за круговая ответственность? Еще Сталин своих стукачей и доносчиков предупреждал, что сын за отца не отвечает, отец за сына, руководитель за сотрудников и наоборот. Чтоб не перегибали. И даже для острастки тысяч двадцать расстрелял, не то бы весь советский народ выбили. Из какой тоталитарной пещеры наш-то Минкульт выполз?

 

Не знал Минкульт в сей миг кровавый…

Известно, что люди, ничего не свершившие, не уважают и не ценят чужих свершений, ничего не построившие – чужих трудов. Трус не понимает бесстрашия, подонок – благородства. Кого новоявленные минкультовские савонаролы свободной, европейской, правовой и прочая и прочая державы тянут нынче на плаху? Трех выдающихся украинцев, прошедших через гонения богоборцев в тоталитарном атеистическом государстве, выстоявших, сохранивших веру православную и возродивших ее. Их авторитет высок, а труды известны далеко за пределами Украины. Это митрополиты Лазарь, Платон и Митрофан.

Заглянем в их биографии (думается, в годовщину Октября это более чем уместно). Волынянину, митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю (Швецу) в этом году исполняется 78 лет. Он 15-летним юношей пришел в Свято-Духов скит Почаевской Лавры. Становление будущего архипастыря выпало на время хрущевских церковных погромов. Не дрогнул. В 1957 году поступил в Минскую семинарию, был призван в армию, после трехлетней службы продолжил обучение в Одесской семинарии, затем в Ленинградской духовной академии, защитил кандидатскую диссертацию по богословию. Прошел курс обучения в аспирантуре Московской духовной академии. Нес послушания в Москве, Киеве, Буэнос-Айресе. С 1980-го года – епископ Аргентинский и Южно-Американский, экзарх Южной и Центральной Америки. Построил православные храмы в Аргентине, Бразилии и Чили. К 1000-летию Крещения Руси добился переименования одной из площадей Буэнос-Айреса в площадь Святого Владимира и установления на ней памятника равноапостольному Киевскому князю. В 1989 году возвратился в Украину, занимал кафедры в Тернополе и в Одессе. С 1992 года – в Крыму. Митрополит Лазарь – выдающийся возродитель Православия в древней Тавриде. За первые 20 лет его служения количество приходов увеличилось в 12 раз (с 48-ми до 564-х), открыто 9 монастырей, восстановлен знаменитый Владимирский собор в Херсонесе, построен заново снесенный большевиками величественный кафедральный Александро-Невский собор в Симферополе, возрождена Таврическая духовная семинария. Его трудами канонизирован святитель Лука Крымский, знаменитый хирург и узник сталинских лагерей, ставший небесным покровителем православных врачей. Возрождены традиции празднования Дня православной семьи, проведения всекрымских акций благотворительности и милосердия. Митрополит удостоен высших наград Украины, в том числе ордена «За заслуги» трех степеней, наградами Поместных церквей и иностранных государств.

Чем отличаются 25-летние труды митрополита Лазаря, например, от 25-летних трудов Министерства культуры? Тем, что он поднял из руин, отстроил сотни православных храмов и монастырей, в том числе и объекты мирового культурного наследия, а Минкульт превратил в руины тысячи домов культуры, клубов, кинотеатров, музеев и т.д. по всей Украине. И дело не только в «старой преступной власти», но и в постмайданной: финансирование культуры в нынешнем году по сравнению с 2013-ым сократилось в 2,5 раза. Полуживое стало полудохлым.

Примечательна биография и митрополита Феодосийского и Керченского Платона (Удовенко). Юноша-сирота (отец погиб на фронте) из многодетной семьи, луганчанин. В 17 лет пришел послушником в Одесский монастырь. В 1958 году учился в Киевской духовной семинарии, после ее разгона и закрытия не испугался, а продолжил обучение в Одесской духовной семинарии. В 1961 году прямо с семинарской скамьи был забрит на перевоспитание в Советскую Армию, но и после окончания службы в 1964 году не свернул с духовной стези. Закончил семинарию и поступил в Ленинградскую духовную академию. Защитил богословскую диссертацию, продолжил обучение в аспирантуре Московской духовной академии. Проявил себя как замечательный богослов, полиглот, мастер проповеди. Был приглашен на работу в ОВЦС, направлен в Аргентину для окормления православной диаспоры. С 1973 года – епископ Аргентинский и Южно-Американский, с 1977 – архиепископ, экзарх Южной и Центральной Америки. В 1980 году вернулся в СССР. Окормлял православных Урала, с 1984 года – на кафедре Ярославской и Ростовской. С начала перестройки развернул бурную деятельность по возвращению Церкви экспроприированных святынь. В городе Ярослава Мудрого вернул восемь храмов, в области – пятьдесят, начал восстановление двух древних монастырей. В 1990 году ярославцы избрали архиерея народным депутатом РСФСР. Митрополит Платон – один из авторов закона «О свободе вероисповеданий», который положил конец эпохе воинствующего атеизма в России. Любопытно, что если принятый 1октября 1990 года Верховным Советом СССР Закон «О свободе совести» лишал тоталитарные надзорно-карательные органы Советского Союза (тот же Совет по делам религий) властных функций, то «платоновский» Закон, принятый 25 октября 1990 года Верховным Советом РФ, вообще упразднял их на территории России. Жаль, что Украина не пошла этим путем. Поэтому у нас непуганая и непокаянная банда богоборцев-надзирателей (все эти еленские, саганы, черноморцы, юраши и пр.), перекрасившись в религиоведов, шапоклячит, стучит и витийствует до сих пор.

В 1993 году владыка Платон вторично возглавляет Аргентинскую кафедру, вице-председательствует в Православной епископском собрании Южной Америки. В 2012 году возвращается на родину, определен на Феодосийскую кафедру, где несет свое архипастырское служение.

Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан (Юрчук) – хмельничанин. На духовную стезю стал во время последних, андроповских, «закручиваний гаек». В 1984 году после службы в армии поступил в Одесскую духовную семинарию, по ее окончании – в Московскую духовную академию, в 1988 году продолжил учебу в Христианской богословской академии в Варшаве, которую закончил в 1993 году, защитил магистерскую диссертацию. В эти же годы преподавал в Варшавской духовной семинарии. В 1994 году стал преподавать в Киевской духовной академии и семинарии. С 2000 года – епископ Переяслав-Хмельницкий. В течение двенадцати лет (с 2000 по 2012 гг.) владыка Митрофан был правой рукой Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира – занимал должность Управляющего делами Украинской Православной Церкви. С 2012 года – архиепископ Луганский и Алчевский, председатель ОВЦС УПЦ. Сегодня митрополит Митрофан один из «фронтовых» епископов нашей Церкви, чья паства разделена кровопролитием на Донбассе. Люди гибнут, калечатся, бедствуют по обе стороны фронта. Мужественные донбасские священнослужители (четверо из них погибли при обстрелах) разделяют с ними все тяготы войны, проводят богослужения, поддерживают словом и делом, доставляя продукты, медикаменты, одежду. Митрополиту уже три года приходится, преодолевая опасности, проходить через блокпосты, чтобы посещать свои приходы. Высокий, достойный архипастырский труд!

Все эти архипастыри, как сказал бы Виктор Ющенко, «мирового уровня»: впечатляющая образованность, знание языков, современных и древних, огромный опыт культурного международного общения. Они представляли Украину и православное христианство на многих религиозных форумах Европы, Америки и мира. У них надо учиться, ими надо гордиться, их надо беречь, а не сокращать их жизни подлыми и мерзкими доносами.

Как нам переименовать Минкульт?

Мы все живем с превратными представлениями о Министерстве культуры Украины. Почему-то думалось, что оно как-то воплощает, держит на своих плечах, хранит и распространяет тысячелетнее великое наследие нашего народа, созданное святым Владимиром, Ярославом Мудрым, преподобным Нестором Летописцем, святителем Петром Могилой, Сковородой, Шевченко, Гоголем, Чайковским, Лесей Украинкой, Франко, Бердяевым, Стефаныком, Булгаковым, Рыльским, Довженко, Бердником, Костенко… Какая высота! Какая красота! И мы сопрягаем их с людьми, для которых общение с культурой – не редкое счастье и отдохновение, а ежедневный, оплачиваемый, бюджетный труд. Потому в работнике культуры, по нашим представлениям, все должно быть прекрасно. Мы содержим Министерство культуры с какой-то надеждой, что в эти бедственные времена оно не только подвижнически сохраняет великое наследие, но и сеет разумное, доброе, вечное.

И тут вдруг оно начинает выступать с заявлениями. Лучше бы, право, молчало! Как советовала мудрая мать своей бестолковой дочери. Пелена падает, и мы понимаем, что наша культура по остаточному принципу не только финансируется, но кадрово комплектуется. Очевидно, люди не прошли по конкурсу в полицию, оказались в Минкультуры, а страсть обвинять, искать врагов, разоблачать, прижимать к ногтю осталось. Огонь, который нельзя погасить! Наган не доверяют, аресты не разрешают, в доступности лишь скудное – стучать, отчаянье затаив. Делают это, отдадим должное, с огоньком, вкладывают всю свою душу. Порой даже кажется, что Министерство культуры захвачено какой-то злобной тоталитарной сектой, призванной шантажировать и третировать клеветническими доносами священнослужителей Церкви Христовой.

Но как бы то ни было, в свете вновь обретенных Минкультом функций стоило бы закрепить их в названии самого министерства. Разумеется, в духе времени, смело совокупив традицию и новаторство. Например, Мин-стук-стук-культнадзор. Новое наименование, полагаю, будет иметь неоспоримые преимущества: оживлять произношение (его даже можно напевать в разных тональностях), к тому же оно полифонично и многоассоциативно. Дети услышат в названии мрачного бюрократического учреждения что-то сказочное, связанное с Теремком и почтальоном Печкиным, работники искусств увидят в нем стремление достучаться до сердца каждого гражданина, в чем и заключается призвание высокой национальной культуры, ну, а служители культа без лишних слов будут понимать, что за ними уже пришли…