Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Эрзурумский Кайс (Садик): Мы поддерживаем каноническую Церковь в Украине и молимся, чтобы Филарет образумился и вернулся в Ее лоно

Викарий Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Иоанна Х епископ Эрзурумский Кайс (Садик) в интервью Информационно-просветительскому отделу ранее рассказал о трагедии в Алеппо, войне в Сирии и месте христиан в этих событиях.

Во второй части нашей беседы мы поговорили о церковно-государственных отношениях и о положении Православной Церкви в Украине.

— Ваше Преосвященство, Вы упомянули о разных угрозах христианству, в частности на Ближнем Востоке. Сирия не просто поликонфессиональная страна, там религии различны по своей сути. Какая основа у Вашего государства, что может быть общим знаменателем, под которым могут объединяться и христиане, и мусульмане? Что противостоит разделению между гражданами?

 

— В Сирии до известных трагических событий все были равны. Действительно, в этой стране очень пестрая конфессиональная картина, одних только христиан насчитывается 18 конфессий, а еще есть мусульмане (сунниты и шииты), алавиты, друзы, иудеи, и все всегда имели равные права. Даже при планировании новых городов и поселений изначально предусматривали место на построение мечети и недалеко от нее – церкви. Как человек, который имеет юридическое образование и занимается вопросами прав человека, хочу подчеркнуть, что государство должно обеспечивать всем своим гражданам равные права.

Сегодня нас объединяет Родина. В Сирии уже шесть лет идет война, но сирийская армия до сих пор не распалась, не раскололась. Ошибаются те, кто говорят, что война в Сирии идет между представителями разных религий — мусульманами и христианами. Мы боремся с терроризмом. В сирийской армии есть представители абсолютно всех конфессий – и христианства, и ислама. И все борются ради того, чтобы вернуть мир. Это то, что нас объединяет.

У нас сейчас на повестке дня остро стоит вопрос о построении гражданского общества, в котором все были бы равны перед законом, могли бы совместно трудиться на благо своей родины и не разделялись ни по каким признакам. Государство не имеет права проводить никакой дискриминации по принципу религиозному, этническому и т.д. В любых спорах государство должно быть арбитром, а не стороной конфликта.

— В наши дни в Украине существует такая проблема. Государство пытается распространять свое влияние на религиозную сферу. При этом оно оказывает поддержку одним якобы «патриотичным» религиозным организациям и осуществляет давление на тех, кто, по его мнению, менее «патриотичен». Расскажите, пожалуйста, за счет чего в Сирии сохранялся межконфессиональный мир, и какова роль государства во всем этом?

— Мне даже трудно понять, как это так, что государство может разделять верующих Церкви — одни более патриотичны, другие менее патриотичны. Что – половина украинцы, а другая половина не украинцы? Это как? Мне трудно даже понять такие формулировки.

Да, так о нас говорили мусульмане-радикалы. Дескать, поскольку мы религиозное меньшинство, то должны быть выселены со страны, и нам здесь не место. Это при том, что мы родились на этой земле, тут наши корни.

Власти не имеют права выдвигать таких обвинений  — давая оценку своим гражданам, кто из них патриотичен, а кто не патриотичен, по их мнению. Если власть использует такие термины, то она сама же и раскалывает общество.

— Какие последствия у такого поведения могут быть?

— Расчленение общества, разрушение государства, потеря страны как таковой. Таким способом у граждан убивают сам дух патриотизма и любви к Родине.

— Украина в целом Православная страна. А известно ли Вам о разделении, так скажем внутреннем, которое постигло нашу Церковь?

— Это все очень прискорбно — то, что случилось в украинском Православии.  Мы об этом знаем. И особенно прискорбно то, что раскол учинил человек, который много лет возглавлял Церковь, который в коммунистическое время противостоял различным вызовам. Но в результате он сам нанес удар своей Церкви.

Я лично знаю бывшего митрополита Филарета. Мы с ним часто встречались на различных международных церковных мероприятиях еще до раскола, который он учинил. Помню, как мы, будучи еще студентами, стремились многому у него научиться. К сожалению, вся его многолетняя деятельность, все его труды закончились расколом.

Мы не поощряем и не поддерживаем никаких расколов, мы молимся о единстве Церкви. Мы также считаем, что достижение автокефалии, если есть такая необходимость, должно быть осуществлено только каноническим путем, согласно с церковными канонами и общепринятыми процедурами.

Как древняя Апостольская кафедра, Антиохийская Церковь поддерживает Украинскую Православную Церковь. Дай Бог, чтобы Филарет образумился и вернулся в каноническую Церковь, для того, чтобы потом этот раскол мог быть уврачеван каноническим путем.

Святитель Михаил, первый Митрополит Киевский

Нужно отметить, что Антиохийская Церковь сыграла большую роль в Крещении Руси, поскольку первый Киевский митрополит Михаил (конец Х в.) был родом из Сирии. Значит, исторически Православная Церковь в Украине имеет глубокие духовные связи с нашей Церковью, можно сказать, что христианство пришло на Русь также и благодаря Антиохийской Церкви. Поэтому мы особо переживаем о том, чтобы в Украине Церковь была единой. Украинский народ заслуживает всяческого уважения и всякого добра, и мы молимся, чтобы в вашей стране все было хорошо.

—  Знакомы ли Вы с теперешним Предстоятелем УПЦ?

— Мне много довелось слышать о Блаженнейшем Митрополите Онуфрии. Но я не отношусь к слишком сентиментальным людям, у меня больше работает логика, рациональное начало, и я приехал, чтобы увидеть его. Когда мы познакомились, то я обнаружил, что он именно такой, как о нем говорят.

Митрополит Онуфрий  — это человек простой, но глубокий. Есть такое известное выражение «земной ангел и небесный человек» — вот это Владыка Онуфрий. Больше нечего добавить.