Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

КИЕВ. Архимандрит Феодосий (Марченко): уныние (депрессия) — совокупность всех страстей

Монах Киево-Печерской Лавры: Уныние (депрессия) — совокупность всех страстей

Вторая встреча в рамках нового проекта Духовно-просветительского центра УПЦ при Кафедральном соборе в честь Воскресения Христова«Навечерие» состоялась 25 ноября в галерее «Соборная». Приглашенным гостем стал насельник Святой Успенской Киево-Печерской Лавры, выпускник Национального медицинского университета имени А. Богомольца и автор курса «Пастырское попечение о людях, находящихся в депрессии» архимандрит Феодосий (Марченко).

Душеполезная и содержательная лекция собрала множество слушателей, хотя, по словам отца Феодосия, «если бы люди знали, насколько важна эта проблема», их было бы ещё больше.

 Сегодня эпидемия депрессивных состояний, и каждый десятый житель Земли страдает от депрессии. По прогнозам, через 30-50 лет наступит её пандемия. Ожидается, что депрессивные состояния займут второе место в рейтинге причин смертности. Сегодня она — причина от 45% до 60% самоубийств.

 Основная же причина состояния депрессии (которым страдают и нецерковные, и церковные люди) — халатность в деле своего спасения, грех (в том числе неправильное, то есть греховное, восприятие психотравматического фактора), считает отец Феодосий.

 Есть люди, которые могут годами ходить в храм, но в духовной жизни стоять на месте, для них церковная жизнь стала формальностью. В спасении же есть две составляющие: то, что сделал Бог в отношении человека (воплотился, пострадал, воскрес, вознесся, тем самым проторив человеку дорожку в Царство Небесное), и то, что делает для своего спасения сам человек. Каждый должен ежедневно задаваться вопросом: «Являюсь ли я искусным строителем своего спасения?» — призвал архимандрит.

 Грехи имеют свойство накапливаться. «Душа может безмерно впитывать в себя любовь. Злоба же и всё то, что является ядром уныния, накапливается в ней до определенного момента — момента, когда проявляется уныние», — сказал отец Феодосий. Таким образом, появление симптомов уныния для верующего человека — тревожный сигнал о том, что в духовной жизни не всё в порядке. По словам священника, уныние — совокупность страстей, которые могут долго не проявляться. Она, как губка, вбирает их в себя (это может длиться годами), и её проявление — окончание процесса. Поэтому в духовной жизни очень важна внимательность, а также борьба с помыслами и благодарность Богу за существующие средства борьбы и за успехи.

 Причиной депрессии может быть и неправильное воспитание и нездоровая обстановка в родительской семье — так что сегодня уже известна младенческая депрессия. К слову, кроме всего, существует и уныние от естества — просто от усталости или послеродовая депрессия у женщин.

 Отец Феодосий очертил основные симптомы депрессии (уныния), усиливающие её факторы и методы медицинской и духовной борьбы, сопровождая рассказ цитатами святых отцов и жизненными примерами из священнической практики.

 Говорил и о том, как важно отличать уныние от просто временного упадка настроения, уныние от состояния богооставленности (в общем-то, присущего каждому верующему на протяжении жизни).

 Так, по словам ученика преподобного Силуана Афонского старца Софрония (Сахарова), духовная жизнь верующего человека делится на три периода. Первый (непродолжительный) протекает под воздействием призывающей благодати. Второй (самый долгий) — — период испытаний и состояния богооставленности (когда кажется, что Бог отступил от тебя). Здесь важно правильно воспринимать это состояние, отметил отец Феодосий. В этот период человек проходит «благодатный (а не скорбный!) путь борьбы с собой, познания себя (своей гордыни) и Бога». Сам Христос показал, что чувство богооставленности может быть в жизни человека. Через него проходила и Богородица, но не осталась в нем, сегодня Она — Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. По словам того же старца Софрония, человек, не знавший богооставленности — не верующий.

 Скорби же — неотъемлемая часть жизни, они будут у верующего до тех пор, пока в нем нет смирения. Ведь только «смиренный человек может быть полноправным носителем благодати», которую (по словам святого Серафима Саровского) и призван стяжать на протяжении всей жизни.

 Третий период духовной жизни характеризуется состоянием, к которому стремится каждый верующий, — состояния бесстрастия, обожения.

 Напомнил, что, кроме всего, есть и уныние от естества — например, когда человека просто одолевает усталость или же это женщина в послеродовой депрессии. Тогда лечение состоит не в духовной борьбе, а в удовлетворении физических потребностей (еды, сна), поддержке близких и пр.

 Приведем несколько прозвучавших на лекции определений уныния:

 Уныние — полная или частичная изоляция от жизни в Боге, которая ведет к духовной смерти.

Уныние — недоверие Богу.

Уныние — ропот, клевета на Бога.

Депрессия — состояние ада, то есть (в крайней форме) состояние полного отчаяния, пребывая в котором невозможно покаяться. Именно в таком унынии будут пребывать те, кто во время Пришествия Христа будут стараться укрыться от Него, то есть исчезнуть (Откр. 6:15–17).

Уныние — антипод любви.

 Видеозапись 4-часовой лекции отца Феодосия опубликуют на канале Кафедрального собора УПЦ в честь Воскресения Христова на портале Youtube.

 Полугодичную дисциплину о депрессиях архимандрит Феодосий (Марченко) читает на катехизаторских курсах, действующих при храме в честь апостолов Петра и Павла в г. Бровары.