Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

КИЕВ. Митрополит Антоний (Паканич) об особом дне поминовения усопших.

— Владыко, какая история установления дня Димитриевской родительской субботы?

— «Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная», — это песнопение мы слышим за каждой Божественной литургией субботнего дня. Именно суббота в христианской традиции как день покоя стала днем почитания умерших членов Церкви Христовой.

Церковь — это богочеловеческий организм, который в человеческой своей природе представлен всеми верующими во Христа, как живыми, так и мертвыми. И это символически изображено на литургийном дискосе, где вокруг Агнца, который стоит в центре, собираются все члены Церкви Христовой: святые как принадлежащие к Церкви Небесной и грешные, члены Церкви земной. И совершенно неправильно думать, что смерть человека дает санкцию прекратить молитвы о нем. Молитва — это сама жизнь Церкви, и Она как любящая мать не может лишить существования своих детей. Ведь любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:8). И это доподлинно известно каждому человеку, который проводил в жизнь вечную кого-то из близких. Память сердца, незримая связь существует между нами и теми, кто пребывает в мире ином.

Установление особых дней поминовения умерших и убиенных — особая православная традиция. Одним из таких дней является Димитриевская родительская суббота. История установления этого дня восходит к XIV веку и связана с именем святого князя Дмитрия Донского и его победой в Куликовской битве. Перед началом сражения против монголо-татар преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на ратный подвиг и послал с войском двух монастырских иноков — Пересвета и Ослябю. Несмотря на победу в битве, множество воинов было убито, в том числе и инок Пересвет. Поэтому для поминовения погибших воинов был установлен особый день — первая суббота накануне дня памяти (8 ноября по новому стилю) великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя князя. Вскоре не только о воинах, но и обо всех умерших стали возноситься молитвы в этот день.

— Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

— Святой старец Паисий Святогорец поучает: «Те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться. Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние, тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить свое положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой».

Поэтому правильным проведением этого дня для православного христианина будет посещение храма и совершение молитвы об умерших родственниках и друзьях. И вообще памятование об умерших — это напоминание себе о своей личной смерти, что делает человека более защищенным от греха: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 8:39).

— Какой смысл поминовения усопших?

— У современного человека специфическое отношение к смерти: если она неминуема, зачем о ней заботиться и думать сейчас, во время радостной жизни? Такой человек не усваивает никаких уроков жизни, поэтому и смысл смерти ему неведом. Православное вероучение говорит нам о том, что смерть не свойственна человеческой природе, но стала следствием грехопадения, о чем свидетельствует апостол Павел: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Человек утратил свое телесное бессмертие в результате грехопадения, но при этом бессмертие души сохранил, что дает надежду на жизнь после телесной смерти: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4:13).

Эта надежда даруется человеку Воскресением Бога, Который «смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав» (Часы пасхальные). И на жизнь вечную в Царстве Небесного Отца могут надеяться те, кто был вместе со Христом здесь, в реальной жизни земного бытия. С Богом умирает тот, кто с Ним живет.

В современных трагичных обстоятельствах жизни нашего государства день особого поминовения усопших особенно важен. Невозможно быть равнодушным, немыслимо не сострадать горю матерей, чьи сыновья пали смертью храбрых. Родительские слезы, плач вдов и детей-сирот вопиют к небу. Скорбит и сострадает с ними Церковь, прося Бога о милости ко всем нам. И наша сердечная благодарственная молитва об убиенных воинах — самое малое и в то же время самое великое воздаяние, которое посильно каждому, потому что не зависит от внешних факторов бытия, но только от любви, живой любви, которая есть в душе каждого человека. И если мы хотим светлого и мирного будущего для Украины — всю нашу жизнь следует освящать молитвой, особенно в те дни, когда Церковь призывает делать это соборно, во всей полноте.

Беседовала Наталья Горошкова