Василий Анисимов: «Возобновленная на Украине сталинская практика вызова архиереев в прокуратуру оскорбительна»
Недавно в украинских СМИ вышло интервью украинского генпрокурора Юрия Луценко, в котором он рассказал о привлечении к ответственности тех, кто довел митрополита Киевского и всея Украины Владимира до «преждевременной смерти». Своим мнением о причастности Партии регионов и иерархов Украинской православной церкви к кончине первоиерарха, о том, в чем была личная трагедия митрополита Владимира, в интервью «Интерфакс-Религия» поделился глава пресс-службы УПЦ Василий Анисимов.
- Василий Семенович, что Вы думаете о разговорах по поводу «преждевременной смерти» митрополита Владимира?
- Блаженнейший умер на 79-м году жизни, с конца 1990-х мужественно боролся с тяжкими недугами, которые его одолевали. Он говорил, что жизнь представляет собой чересполосицу — хорошее сменяется плохим, доброе споткнется о злое, а для человека она устроена так, что самое трудное всегда оказывается впереди. И для митрополита последние два с половиной года его жизни, после комы 30 октября 2011 года, стали самым мучительным, рукотворным и немилосердным испытанием.
- И «сократили ему жизнь» Виктор Янукович и Партия регионов?
- Не думаю. Сегодня в Януковича и его партию можно бросать камни с обеих рук и по любому поводу. Для этого смелости не надо. Это при действующей власти все хвосты поджимают, а поверженную и разбежавшуюся отчего не пнуть? Но я полагаю, что многие бы хотели, чтобы им так «сокращали жизнь», как Янукович и регионалы — Блаженнейшему митрополиту Владимиру. Они пришли к власти в 2010 году, и тогда же Блаженнейший был удостоен ордена Свободы, высшей награды Украины, на следующий год он стал Героем Украины. Конечно, все наши крупные государственные и политические деятели — и Кравчук, и Кучма, и Ющенко, и Тимошенко, и Порошенко, и другие — считали митрополита Владимира великим украинцем, некоторые до последнего дня дружили с ним. Они помогали возрождать Православную церковь, строили храмы, но регионалы в этом плане делали едва ли не больше всех. Ведь в предстоятельство Блаженнейшего, которое было названо «вторым Крещением Руси», на юго-востоке и в Центральной Украине были построены не сотни, а тысячи храмов, открыты монастыри, духовные учебные учреждения. За каждой стройкой стояли не только общины, которые у нас везде бедные, но и бизнесмены-благотворители. И ведь храм — это не квартира в Лондоне, он остается Церкви, народу, и навсегда. И митрополит это очень ценил.
- И большинство благотворителей — регионалы?
- Это бизнес промышленного юго-востока, где в основном сосредоточен украинский капитал. Дело не только в материальной поддержке. Блаженнейший прошел через унижения и гонения, коим подвергалась Церковь во времена господства воинствующего атеизма в СССР. В Украине его тоже травили, называя засланцем, шпионом, непатриотом. Даже при Ющенко религиоведы объявляли УПЦ опасной для госбезопасности Украины. При Януковиче власти в кои-то веки оставили Церковь в покое, прекратилась травля. Президент со второй попытки (первую предприняла Тимошенко) наконец-то упразднил Госкомрелигий. Правительство постоянно демонстрировало должное уважение к 121-му Киевскому митрополиту нашей тысячелетней Церкви: на великие праздники президент, премьер, спикер парламента, министры всегда были на богослужениях в Киево-Печерской лавре. Как вы знаете, с митрополитом Владимиром связана легенда о «последнем попе», которого Никита Хрущев обязался показать советскому народу. И вот этот последний поп не сгинул, как было предначертано партией, а стал выдающимся иерархом, признан героем, во всеобщем уважении. Это, если хотите, была символическая победа репрессированной и унижаемой в СССР Церкви, которой митрополит отдал свою жизнь, над богоборчеством и тоталитаризмом, а также победа самого владыки над ложью, клеветой, злобой, которые в родной Украине испил до дна. И все видели, какой ценой митрополиту это далось. И такое торжество — редкость.
- Почему Вы так думаете?
- Есть мифы о том, что рукописи не горят, что награды находят героев и так далее. А в реальности — сколько стойких правдолюбов-диссидентов, в том числе и священнослужителей, при жизни прессовались, перебивались в нищете, а после смерти их уже и помнят. Не получилось ведь всенародно и всевластно, например, тем же «отсидентам» Борису Чичибабину или Олесю Берднику на закате их великих и трагических жизней здесь, в Украине, на родине, сказать что-то доброе и возвышенное об их творческом и человеческом подвиге, поддержать. Ведь оба были совестью народа. Пережили голодовки, были солдатами войны, прошли лагеря, унижения, гонения, травлю, боролись за свободу правды и слова и оставались поразительно одухотворенными людьми — ни злобы, ни мести. Казалось, пришла демократия, свобода, оковы тяжкие пали — напишут о них книги, снимут фильмы. Увы! При тоталитаризме — гонения, при свободе — забвение. Блаженнейшему при жизни воздали заслуженное и должное.
- Благодаря «донецким»?
- Безусловно. Это было для него самого неожиданно и даже смущало, ведь он действительно для себя ничего ни у кого не просил. Они были надежным плечом митрополита. Регионалы не только православие на Донбассе и всем юго-востоке возрождали, но и Киевской митрополии, которой непосредственно руководил Блаженнейший митрополит Владимир, помогали: содержали духовные школы, миллионы дали на строительство кафедрального собора, на другие храмы. Они финансировали ежегодные торжества в честь Дня Крещения Руси, хотели сделать Киев центром всемирного празднования этой знаменательной даты. На последнем празднике в 2013 году в Киеве были восемь православных патриархов, четыре президента православных стран. И Киевский митрополит, конечно, был благодарен регионалам за это. Не надо забывать, что митрополит болел не три года, а с конца 1990-х. Поэтому постоянно лечился за границей, отдыхал там, совершал официальные и паломнические визиты, и последние 15 лет, думаю, в основном регионалы оплачивали все это. Я не являюсь адвокатом регионалов, писал о них еще до Майдана достаточно жесткие статьи как об обманщиках-кидальщиках, они опубликованы. Их можно обвинять в чем угодно, но только не в лишении митрополита свободы и доведении его до смерти.
- Но этого как раз и требует генеральная прокуратура от иерархов?
- Как ни странно! Конечно, можно было на радость власти подтвердить все, что требуют, как это многие делали при Лаврентии Павловиче. Но Церковь не может лгать ни в большом, ни в малом. Поэтому в ней и предложили правоохранителям расследовать реальные преступления против Церкви (нынешние убийства священнослужителей, захваты храмов), а не мнимые.
- Генпрокурор Юрий Луценко, обвиняя священноначалие УПЦ говорит (цитирую): «Я несколько раз был у Блаженнейшего Владимира, один или два раза даже на Синоде, и видел, какая атмосфера любви и уважения тогда демонстрировалась этими же людьми. Я не понимаю, как люди, которые целовали своего предстоятеля, считали Блаженнейшего митрополита Владимира лучшим главою Церкви, сегодня могут выступать против привлечения к ответственности тех, кто фактически довел его до преждевременной смерти. Когда я вышел из тюрьмы, делал очередную операции в той же больнице, где заканчивал свою земную жизнь митрополит Владимир. Мы лежали на одном этаже, в одном коридоре. Я ходил к нему, чтобы поцеловать – он был в крайне тяжелом физическом состоянии. Я видел, что этого человека практически преждевременно довели до смерти. У Драбинко забрали все медицинские документы. Подчеркиваю: у него забрали все записи по истории болезни Владимира. Вы же понимаете, как можно (в этом случае) лечить пациента!» Как вы это можете прокомментировать?
- Это какая-то нелепая история. Дело в том, что Юрий Луценко освободился в апреле 2013 года и тогда же лег на операцию в клинику «Обериг». А митрополит Владимир, пройдя курс лечения, выписался из этой клиники 10 мая 2012 года, то есть годом ранее. Как и где, на каком этаже и в каком коридоре они могли пересечься? К кому он ходил? Это во-первых. Во-вторых, Луценко никак не мог видеть, что Блаженнейший «преждевременно доведен до смерти». Лечение прошло вполне успешно, Блаженнейший переехал в свою резиденцию в Пантелеимонов монастырь в Феофании и, как было сказано в официальных документах, «вернулся к полноценному управлению Церковью». Можно посмотреть его служение за тот же апрель 2013-го, когда Луценко попал в клинику: встреча с Иерусалимским патриархом, встреча с депутатами Верховной Рады, с руководством Киева и руководителями общественных организаций, проведение Священного Синода УПЦ, проведение совещания по подготовке к празднованию 1025-летия Крещения Руси, совещания с руководителями синодальных отделов, посещение Чернигова, освящение колокола строящегося храма на Соломенке, проведение богослужений, составление посланий и поздравлений, в том числе и клинике «Обериг» с пятилетием основания. Есть и фото, и видео. График насыщенный, человек в состоянии «преждевременной смерти» его вряд ли осилит. В-третьих, Блаженнейший митрополит «заканчивал свою земную жизнь» не в клинике «Обериг», а в больнице Института сердца, и не в апреле 2013-го, а в июле 2014-го, о чем Луценко и бравшие у него интервью, очевидно, просто не знают. Это не интервью, а какое-то организованное лжесвидетельство, поскольку сведения, которые они распространяют, не совпадают с фактами во времени, пространстве и личном участии. Впрочем, в советское время была популярна песня со словами: «Все, что было не со мной, — помню!» Такое тоже с людьми случается.
- Но генпрокурор утверждает, что и Блаженнейший, и Драбинко были «лишены свободы»…
- Где? В «Обериге»? В Институте сердца? В своей резиденции? Конечно, большей тюрьмы, большего «лишения свободы», чем болезнь, не бывает. Может, это какое-то наложение негативных эмоциональных реальностей. Ведь Луценко дважды оперировали в «Обериге»: первый раз, когда он находился в заключении, его на неделю в январе 2013 года привозили в клинику, второй — в апреле. Естественно, первый раз его привозили под конвоем — вот, видимо, он и решил: коли сам под стражей, то и Блаженнейший на том же этаже, в том же коридоре находится под дулом нагана. Хотя митрополита в клинике в январе тоже не было: он жил в своей резиденции в Феофании, святочные службы правил, митрополичью елку в Опере открывал, воду в Днепре на Оболони освящал и так далее, о чем свидетельствует та же официальная хроника служения предстоятеля УПЦ и его помощников за 2013 год. Кстати, согласно ей, владыка-секретарь Драбинко в том же январе 2013 года был удостоен «кровавым диктатором» Януковичем ордена «за заслуги» (II степени), а отбывал свое «лишение свободы» в Тбилиси, на торжествах в честь грузинского патриарха Илии.
- Судя по разоблачениям в Сети, митрополит Александр (Драбинко) — самый известный церковный заграничный узник. В начале этого года МИД отобрал дипломатические паспорта у людей, которые не имели права ими пользоваться, среди них оказался и Драбинко. Кроме того, была обнародована информация, что он за два года чуть ли не сто раз летал в ближнее и дальнее зарубежье, в том числе в США, Бангкок.
- Надо не за два, а хотя бы за четыре года посмотреть, чтобы выявить все заграничные тюрьмы, где при Януковиче «катували» патриотов. Говорят, особое «изуверство мучителей» заключалось в том, что «узников» доставляли туда не рейсовыми самолетами, а чартерами, чтобы они не могли сбежать по дороге. Надо сказать, что я в то время встречался с Блаженнейшим и на службах, и на мероприятиях, даже пару раз посетил его в резиденции, и, признаться, мысль о его заточении даже и в голову не приходила. Да и Драбинко на заключенного не походил, разве что хамоват и истеричен был более обычного.
- Юрий Луценко говорит, что у Драбинко забрали все медицинские записи, и это создало проблемы для лечения Блаженнейшего…
- В интервью купирована текстовая версия. Если вы посмотрите видео, то там интервьюер сама объясняет: Драбинко обвинили в халатности (или он обвинил), даже преднамеренной. Врачи лечили одни болезни, пропустили другие (рак желудка). Случился скандал, и, видимо, секретарь попал под раздачу. Но Драбинко никакого отношения к лечению не имеет, он не медик, он, посмотрите, даже слово «врач» пишет с мягким знаком, полагая, что оно женского рода. Блаженнейшего лечили, как нам говорили, лучшие врачи Украины, привозили также специалистов из России и Франции. Задача Драбинко заключалась в том, чтобы по мере поступления их рекомендаций немедленно задействовать Клюева, Левочкина, министра здравоохранения, Священный Синод и всех прочих для исполнения. Такие возможности были. Думаю, генпрокурор должен вытребовать медицинские документы, чтобы все могли ознакомиться и с течением болезни, и с лечением. А то ведь врали долго и с энтузиазмом. До сих пор никто правды не знает.
- Но Драбинко в обнародованных страницах своего дневника от 24 февраля 2014 года пишет, что произошло избавление государства и Церкви от деспотов, «кто хотел смерти или отставки» митрополита…
- Мутные странички.
- Фальшивые?
- Отнюдь. В подлинности как раз сомнений нет. Полстранички, двадцать ошибок, кострубатость, в нужные слова с трудом попадает, о синтаксисе и знаках препинания представление практически отсутствует: тот же «врачь», «навсегда живой», «воля сполнилась», «Церкви надо лицо», «надо тот, кто будет отвечать» и так далее. Это эксклюзив владыки-секретаря. Такого грамотея не только среди архиереев, но и среди священников, пожалуй, не сыщешь. Ему как-то удалось пройти мимо средней школы прямо в митрополиты.
- Но ведь он и со статьями в Сети выступает…
- А вы думаете, что человек, не способный правильно составить и грамотно записать одно предложение, может целую статью написать? Сегодня многим пишут, но тем, кому пишут, хватает ума не выставлять свою безграмотность на всеобщее обозрение и не позорить ни себя, ни свои учреждения. Но листки эти — крапленые, дело в указанной дате — 24 февраля. Представляете, Янукович еще в Украине, ситуация развивается стремительно и неподконтрольно, все в шоке, никто не знает, как это все повернется. Священный Синод обращается к власти, не указывая какой — ради Христа, не допустите кровопролития! Ситуация прояснится лишь через неделю, а прозорливый секретарь уже объявил об избавлении от деспотов! Очевидно, писал задним числом. Еще более забавна глуповатая патетика: «история меня не осудит», «я не сдал митрополита на поругание» донецким живодерам-бандитам, «терновому венцу Украины». Как бы они его «поругали»? В каменоломни отвезли? Бред какой-то. Человеку, образно говоря, поручили ночной горшок выносить, а он, оказывается, принял на себя и два с половиной года выполнял всемирно-историческую миссию, которая заключалась в том, чтобы не допустить регионалами использования Церкви как админресурса на выборах 2015 года. Еще и геройствует: давили, но тянул с рапортом об отставке Блаженнейшего до последнего, дальше тянуть некуда — митрополит три дня не приходит в сознание, «уходит». Хотя регионалы разбежались еще задолго до выборов. Но не велика ли цена этого придуманного подвига? Ведь Блаженнейший митрополит — в могиле.
- А лечение, судя по показаниям Драбинко, было «политическим»?
- Получается. В этом-то и есть преступление. Вот смотрите, как поступили униаты, не к ночи, конечно, будь помянуты. Их лидер — кардинал Любомир Гузар, он старше Блаженнейшего, жизнь помотала, еще в войну бежал с родителями с отступающими фашистами из Львова, многое повидал, многое пережил, состарился, стал глуховат, подслеповат. Униаты не стали ждать, чтобы на работе он износился до такой степени, что по три дня в сознание не приходил, а устроили ему старость в радость: отправили на покой, в уважении, почитании, с возможностью заниматься любимыми делами. Советуются с ним, публикуют его размышления. У меня приятельница-журналистка как-то была звана к нему на форели. Вернулась очарованная: поместье под Киевом, тишина, зелень, птицы, играет струнный квартет, седобородый старец Любомир расспрашивает, слушает, делится своими мудрыми наблюдениями — такая славная была встреча!
- А Блаженнейший был лишен таких радостей?
- В том-то и дело. В конце 2011 года, на 76-м году жизни, у него были хвори, одна мучительнее другой: болезнь Паркинсона, диабет, перелом шейки бедра, затем — кома, после которой он месяцами, как сам говорил, возвращался к жизни, потом операции, кардиостимулятор, клиническая смерть (по Драбинко), рак желудка, химиотерапия у нас и во Франции… Врачи говорили, с его болезнями иные давно бы умерли, а то, что он жив, — чудо. Когда мы прощались с ним на отпевании, он был высохший как мумия, наверное, килограммов сорок весил, не больше. Эксплуатировать инвалида в таком состоянии — разве не живодерство? Куда ни привезут его на коляске — на службу или какое мероприятие, у него перекошенное болью лицо. А подставлять постоянно под стрессы, от которых и здоровый человек сляжет! То десятки миллионов разворованы на строительстве кафедрального собора — разбирайся, то монахинь похищают, обвиняют в этом архиерея — спасай! Ведь за это ответственность несет непосредственно Киевский митрополит. Блаженнейшего, при его состоянии здоровья, надо было выводить из-под всех ударов, отправлять на покой, пусть царствует, но не правит. Избирать нового предстоятеля, и ситуация в управлении Церковью была бы такая же, как ныне, только бы митрополит Владимир, быть может, был бы до сих пор жив. По крайней мере, провел свои закатные годы не в нервотрепке при этих всех разборках, а в трудах писательских, духовных, чем он мечтал заниматься всю свою жизнь.
- А он мечтал этим заняться?
- Прежде всего. Он не держался за кресло, 50 лет руководил различными церковными структурами — этого хватит любому. Трагедия Блаженнейшего Владимира заключалась еще и в том, что он написал больше, чем его безграмотное окружение прочло за свою жизнь. Они его не понимали. Он был великим книжником, собрал огромную библиотеку, был не только богословом, но и знатоком поэзии, истории. Но главное — он был творческим человеком. Подойдешь к нему, когда он один, всегда было ощущение, что митрополит что-то про себя сочиняет — проповедь, фразу или строфу. Он мечтал закончить свою докторскую диссертацию по апостолу Павлу, дневники, еще иерусалимские (когда он там служил), в порядок привести, закончить и издать книгу своих замечательных «монтеньевских» сентенций, над которыми он работал (часть была издана в 1990-х), воспоминания записать и опубликовать, ведь он общался и со святыми нашей Церкви, и с королями, и с политиками, и со многими просто мудрыми людьми. Для творческого человека очень важно высказать мысли и слова, «что давно лежат в копилке», потому что это большой духовный труд, и жаль уносить его с собой в могилу. Я писал в 2012 году, что митрополит заслужил покоя (прямо по Булгакову), что лучшим лекарством и восстановлением для него будет грамотная стенографистка (у него упало зрение — он не мог читать и не мог писать, тряслись руки), чтобы он творческое наследие мог привести в порядок, а может, и что-то новое создать. Но у нас всех, кто, хоть каплю жалости храня, пытался говорить об отставке, зачисляли в путчисты, враги Украины. Мажорствующее окружение видело митрополита либо начальствующим, либо «никаким». Им прикрывались, как щитом, от тюрьмы да от сумы, манипулировали немилосердно. Это в Церкви все понимали и понимают.
- Но ведь Драбинко стал выкладывать свои дневники в Сеть…
- А вы посмотрите дневники секретарей знаменитых людей прошлого, того же Льва Толстого. Они благоговейно ловили каждое слово, каждую мысль писателя, чтобы сохранить и донести их для потомков. А здесь дневник нарцисса — все о себе любимом: что делал, с кем встретился, куда поехал. Причем здесь Блаженнейший?
- Однако вслед за Драбинко и интервьюером Луценко последний утверждает, что Янукович пытался «рулить Церковью» посредством узурпации власти митрополитом Антонием…
- Состоявшиеся тогда же выборы сначала местоблюстителя, затем предстоятеля УПЦ, которые прошли свободно, демократично, на многоальтернативной основе — комар носа не подточит, свидетельствуют, что все это — навет. Узурпация — это когда «выбирают» из одного, как это было при «выборе» отлученного от Церкви Михаила Денисенко (Филарета) в руководители схизмы. Но наша страшно демократическая власть почему-то именует его не узурпатором, а «патриархом» раскола.
Надо отметить и следующее. Ни Сталин, ни Хрущев, ни Брежнев даже не пытались «рулить» Церковью Христовой, поскольку это просто невозможно. Поэтому либо рубили под корень, либо душили. Юрий Луценко — сын первого секретаря обкома КПУ, коммунистического лидера на Ровенщине времен Союза. Конечно, сын за отца не отвечает, не отвечает он и за партию, под руководством которой были репрессированы сотни тысяч православных, но он должен помнить, что верующих так и не сломили. Они, пусть Луценко не обижается, имели партию в виду. Рулить ими даже в тоталитарной державе, пролившей целое море крови православных мучеников, не получилось, хотя КПСС была всегда и во всем рулевым. Сама мысль о том, что кто-то, помимо Христа Спасителя, может «рулить» Его Церковью, невежественна, кощунственна и оскорбительна, будь то Кравчук, Янукович или Порошенко. Оскорбительна и возобновленная Луценко сталинская практика вызовов архипастырей в прокуратуру на допросы: не рулили ли вами какие троцкисты-зиновьевцы, не было ли у вас каких заговоров против священноначалия? Это было нормально при отце и деде Луценко, но теперь-то какое время на дворе?
НЬЮ-ЙОРК. Запрещен в священнослужении схиархимандрит Иоаким (Парр)