Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

КИЕВ. Эксперты советуют раскритикованный Церковью законопроект №4128

Законопроект об изменении церковной юрисдикции несет угрозу неоправданного вмешательства государства в автономность религиозных общин, считают в ГНЭУ.

Отклонить законопроект №4128 об изменении религиозными общинами церковной юрисдикции рекомендует Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины. Вывод экспертов указывает на угрозу неоправданного вмешательства государства в автономность религиозных общин и появления новых конфликтных ситуаций из-за путаницы в порядке внесения изменений в уставы, сообщает Irs.in.ua.
В заключении ГНЭУ, опубликованном 16 марта, содержатся следующие замечания и предложения:
1. Лица, которые исповедуют ту или иную религию, не должны отчитываться перед государством о своей принадлежности к той или иной религиозной общины и участвуют ли они в ее религиозной жизни. Это также означает, что лицо может в любое время изменить свою принадлежность к той или иной религиозной общине. Таким образом, есть основания полагать, что данный вопрос не является предметом законодательного регулирования.
Автономность религиозных общин является частью плюрализма в демократическом обществе и таким образом, непосредственно подпадает под защиту ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Решение Европейского суд по правам человека по делу Бессарабская митрополия и другие против Молдовы (№45701/99 от 13.12.2001 г.).
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека по делу Свято-Михайловский Приход против Украины (№77703/01 от 14.06.2007 г.) религиозные объединения вправе определять по своему усмотрению способ, которым они будут принимать новых и исключать существующих членов. Внутренняя структура религиозной организации и нормы, регулирующие членство в ней, должны рассматриваться как способ, которым такие организации выражают их взгляды и придерживаются своих религиозных традиций.
2. Законопроектом предлагается определять принадлежность лица к определенной религиозной общине путем ее самоидентификации с этой религиозной общиной и участия в ее религиозной жизни. Однако, по содержанию предложенных дополнений непонятно, что следует понимать под понятиями «самоидентификация» и «религиозная жизнь».
3. В проекте закона предлагается принимать изменения и дополнения в устав религиозной общины «на собрании граждан». Однако, в ч. 2 ст. 12 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» закреплено, что устав (положение) религиозной организации, как и изменения к нему принимаются на общем собрании верующих граждан или на религиозных съездах, конференциях, а не «на собрании граждан», как это предложено в законопроекте.
Несмотря на то, что в значительной части религиозных общин различных вероисповеданий членство является нефиксированным, предложенная формулировка о предоставлении согласия на изменение подчиненности простым большинством лиц, присутствующих на собрании граждан, является непродуктивным. Ведь количество присутствующих лиц может быть значительно меньше чем, количество членов религиозной общины в целом. Кроме того, не исключается ситуация в таком случае принятия альтернативных юридически равнозначных разновекторных решений различными лицами, которые «самоидентифицировали» себя с религиозной общиной.
Указав на недостатки технико-юридического характера, эксперты делают обобщающий вывод: «По результатам рассмотрения в первом чтении законопроект целесообразно отклонить».
Напомним, что ранее с критикой законопроекта №4128 выступил председатель Синодального юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов. По его мнению, данная инициатива поможет узаконить схему рейдерского захвата храмов и несет потенциальную угрозу украинскому обществу.
Опасным для всех конфессий и религиозных организаций Украины назвал законопроект Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.
Законопроект №4128 о внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (относительно изменения религиозными общинами подчиненности) был зарегистрирован в Верховной раде 23 февраля 2016 года. Его инициаторами выступают Виктор Еленский, Светлана Войцеховская, Павел Кишкар и еще 4 народных депутата. По замыслу авторов, предлагаемые изменения позволят «обеспечить представителей религиозных общин правом на сознательный выбор и свободную и беспрепятственную смену подчиненности религиозным центрам для удовлетворения своих религиозных потребностей и достойного выражения религиозных чувств».
В настоящее время проект ожидает предварительного рассмотрения парламентским Комитетом по вопросам культуры и духовности.

pravlife.org