КИЕВ. Митрополит Антоний: Сребролюбие является убийственной для нас страстью
Люди мучительно страдают от поглощающих их страстей. Но на самом деле человек обладает невероятным даром – даром свободы от грехов. Об этом напомнил верующим митрополит Антоний (Паканич) во время проповеди в академическом Свято-Воскресенском храме.
Бог является Богом свободы: Где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17)
Свобода – это самое ценное, что у нас есть. И великая сила нашей с вами свободы – это право выбора: жить с Богом или жить без Него.
Опыт святых подвижников и даже небольшой опыт нашей жизни говорит, что можно оказаться в состоянии, когда воля наша будет парализована. Ее заменяет страсть.
Накопившиеся «маленькие» грехи превращаются в комок страстей. И порой невозможно разобраться, какая страсть действует сильней.
Корень всех зол
Человек борется с грехами всю свою жизнь. Но существует одна страсть, которая является убийственной для каждого из нас – сребролюбие. Оно губит человеческую жизнь. Овладевая человеческим сердцем, сребролюбие убивает все другие страсти.
Оно неминуемо ведет к предательству: близких людей, друзей, Самого Бога. Человек живет одной мыслью: как умножить свое богатство. Его больше ничего не интересует. Потому что невозможно служить двух господам: думать о тленных благах и о Боге.
Как бороться со страстями? Невероятно сложно. Например, антиподом гордыни является смирение. Смиренный человек не гневается, не раздражается, не злится. Он понимает, что все зависит от Бога. Борьба, безусловно, исходит от самого человека. А все остальное – от Господа. Страсти может побороть только милость Божия.
Как побороть сребролюбие? Нужно искать противовес. Это милостыня. Как сказал мученик Лаврентий императору, приказавшему показать спрятанные сокровища: нищие – это те сосуды, в которые вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном.
Именно так, мало-помалу, милостивыми делами мы должны искоренять эту страсть. Вспомним евангельскую притчу о богатом юноше, который задал вопрос Христу: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?.. Все это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне?» (Мф. 19:16, 20). Но, как оказалось, юноша заблуждался. И Господь своим призывом помог молодому человеку оценить его собственное состояние как греховное: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Но что происходит? Юноша отходит, опечалившись, от Господа, так как у него есть имение и он не желает его потерять, не готов отказаться от стяжания…
Мы должны научиться отдавать. Сначала то, что нам не нужно. А со временем – и то, что нам нужно и даже необходимо.
Именно об этом и говорит нам канон прп. Андрея Критского, который мы закончили читать. Именно об этом повествуют образы Священного Писания, чтобы в начале поста определить ориентиры правильного пути к Богу.
Увидев свои пороки, страсти, мы должны положить доброе основание для борьбы с ними. В этом нам поможет и гнев ко греху, который заложен в природу Самим Богом, и покаянное, сокрушенное сердце, наполненное сокровенной молитвой святого Андрея Критского.
АЛАПАЕВСК. Со Свято-Троицкого собора ураган снес 20-метровый шпиль