Архиепископ Северодонецкий Никодим: Нельзя призывать к примирению «языком вражды»
Господь наделяет всех разными духовными способностями и дарами, но от каждого ждет их приумножения. Дни святой Четыредесятицы — благодатный для этого период. Как правильно нести подвиг поста — молиться, прощать и каяться, — а также о мире, примирении и патриотизме рассказал в интервью архиепископ Северодонецкий и Старобельский Никодим.
— Третий год на востоке Украины не утихают военные действия. Может ли покаяние и прощение повлиять на ситуацию, примирить людей? Или в нашей жизни произошло что-то уже необратимое?..
— Нет ничего необратимого. Конечно, не вернуть к жизни тысячи погибших людей, о душах которых молится Украинская Православная Церковь. Но любая война когда-нибудь заканчивается. И на то, когда закончиться эта, можно повлиять. Думаю, что православные христиане не только на востоке Украины, а и по всей стране, молитвенно просят у Господа преклонить милость, остановить противостояние и кровопролитие. Мы часто слышим вопрос «Почему же Бог не посылает нам мир, ведь мы молимся непрестанно?». Господь слышит все наши прошения, но и сами мы должны потрудиться: покаяться в грехах, ибо это просьба о спасении, а также научиться прощать. Прощать нам заповедано Богом.
— Так или иначе, но у любого конфликта, в том числе и необъявленной войны на востоке Украины, есть виновные. Как их прощать или оставить это Всевышнему?
— Прощение есть христианская победа над врагами. Когда прощаешь обидчика, Бог прощает твои грехи. В Евангелии сказано: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк.6:27-28). Это истина, но для многих людей она непостижима. Мы иногда не в силах простить обидчика в обыденной, бытовой ситуации. А тут война… Мы как люди верующие должны понимать, что все в мире происходит по воле Божией. «И волос с головы не упадет без воли Отца вашего Небесного» (Мф.10:29), – говорится в Евангелии. Нужно верить и молить Бога, чтобы он даровал мир нашей земле. Вместе с тем, необходимо сопротивляться злым помыслам, не держать зла на ближних своих и никого не судить.
— Сейчас модно «примерять» на себя образ миротворцев, при этом манипулируя сознанием людей. Может ли вообще священнослужитель называть себя патриотом и обвинять в обратном других? Тому есть пример — провокации со стороны так называемого «Киевского патриархата».
— Священнослужитель — это слуга Господа. Да, при рукоположении священник наделяется духовной силой и властью учительствовать, священнодействовать и управлять паствой. Но это не значит — манипулировать, вкладывать «удобный» смысл в свои слова, якобы из патриотических побуждений. Нельзя призывать к примирению «языком вражды», который мы часто слышим и видим со стороны служителей так называемого «Киевского патриархата». Священник должен нести слово Божие, а не превращать свои проповеди в лекцию об общественно-политической жизни страны, при этом винить во всех бедах каноническую церковь. Такую деятельность (именно деятельность, а не служение) точно миротворческой не назовешь.
— За минувший год в Украине усилилось давление со стороны «раскольников», называющих себя «УПЦ КП», начиная от ложных обвинений, заканчивая захватами храмов. В вверенной Вам епархии сталкивались ли с подобным?
—Случались провокации… На сегодняшний день, милостью Божией, храмы нашей епархии не подвергаются какому-либо давлению. Но в то же время мы видим, как такие бесчинства совершаются в западных областях Украины. Раскольники при поддержке отдельных политических сил и военизированных группировок организовывают захваты храмов. Порою даже самые непреклонные прихожане, стающие на защиту святынь, оказываются бессильными в неравном противостоянии. Все мы прекрасно понимаем, что ни о каком добровольном переходе верующих в так называемый «Киевский патриархат» и речи быть не может. Вместе с тем храмы захватывают и, зачастую, такие факты остаются безнаказанными.
—По долгу своего служения Вам приходится бывать на территориях, относящихся к Северодонецко-Старобельской епархии, но административно неподконтрольных Украине. Возникают ли какие-либо сложности в связи с этим?
—Вверенная мне епархия — это одно целое. Я всегда говорю, что мы не можем делить верующих на «своих» и «чужих». Какой бы сложной не была политическая ситуация, каноническое и молитвенное единство сохраняется. Вера объединяет и примиряет. Люди ходят в храмы нашей Церкви за благодатью Божией — зачастую человек выходит из храма обновленным, радостным и умиротворенным. Мои посещения и архипастырское служение укрепляет дух верующих. Молитвенная поддержка всем нужна, в том числе и людям, оказавшимся по ту линию разграничения.
— Что Вы пожелаете всем верным православным чадам на период продолжающегося Великого поста?
— Я желаю постящимся постичь радость, тихую и глубокую. Достойно подготовиться к торжеству из торжеств — Светлому Христову Воскресению. Очистить свой ум от суеты, творить добрые дела. Ведь важно не только то, от чего мы отказались в еде, — а важно, какие плоды покаяния мы принесем Господу. В период поста, да и в другое время, человек не только должен помнить о своих грехах и раскаиваться в них, но и задавать себе вопрос: «А чего я не сделал в этот день хорошего, доброго нуждающемуся человеку?». Господь на Страшном Суде не спросит ни о наших профессиональных достижениях, ни о материальном преуспевании. Но спросит о благодеяниях. Святой евангелист Матфей повествовал: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:34-36). Эти слова Иисуса Христа услышит только тот, кто действительно достоин Царства, кто творил добрые дела для ближнего. Именно они и будут свидетельством нашей любви к Богу. Период Великого поста хоть и длительный, но проходит быстро, когда душа наполнена покаянием и светлыми помыслами.
Подготовил иеромонах Мелетий (Шаповалов)
По материалам пресс-службы Северодонецкой епархии
КИЇВ. У столиці з’явиться вулиця імені Блаженнішого Митрополита Володимира
Митрополит Иларион: Камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния