Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Лжепатриарх в святой Софии – ждать беды?

Экскурс в недавнее прошлое

Раскольник Михаил Денисенко с величайшего  позволения действующей власти  теперь служит в Софии Киевской – национальном заповеднике Украины 11-го века, жемчужине Киевской Руси, построенном в княжение Ярослава Мудрого и пребывающего под защитой ЮНЕСКО.  Многочисленные просьбы передать хотя бы часть исторической территории для служения канонической Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) на протяжении 25 лет оканчивались отказом. И, вот, раскольники – хозяева великой святыни.  Весьма тревожный и символичный симптом. Почему? Достаточно отмотать  короткую ленту истории «УПЦ-КП» и ее лидера, чтобы понять, за какие веревочки дергал будущий расстрига, играя на национальных чувствах политически возбужденных советских масс  на закате горбачевской перестройки. И в какие трагедии это выливалось.

Дело в том, что Филарет,  будучи украинским экзархом Русской Православной Церкви еще до распада Союза,  последний раз законно  служил в самом Софийском Соборе еще в 28 октября 1990 году, когда Патриархом Алексием ІІ  вручался Томас о даровании  УПЦ статуса автономной и независимой в управлении.

Уже тогда будущий раскольник, смертельно уязвленный поражением на выборах в Патриархи Московские и всея Руси,  лелеял коварный план раскола Церкви. Он заранее спланировал приезд новоизбранного Патриарха Алексия в Киев таким образом, чтобы его визит совпал с Собранием (съездом) «Народного Руха Украины  за перестройку» — так называлась будущая  националистическая  партия, распавшаяся впоследствии и разделившаяся на различные радикальные политические направления до сего дня.  Но дело не в самой партии,  а в том, что Филарет, как блестящий шахматист (шахматы – его излюбленное хобби) просчитал все политические ходы наперед, подгадав и «спланировав» приезд  Патриарха в Киев как раз на руховский съезд.

Известно, что Софиевская площадь (до недавнего – Богдана Хмельницкого), будучи местом народных вече с времен Киевской Руси,  виделась   борцами  за независимость символом возрождения народного волеизъявления. Жаль только, что место сие, с памятником Богдану Хмельницкому – славному гетману Войска Запорожского, возглавившему восстание против Речи Посполитой, в результате которого земли Украины освободились от католической экспансии – стало местом собрания реакционных сил. Так было и в 1990-м, в год посещения  Патриархом Алексеем купели русского христианства – древнего Киева.

Вот, как пишет об этом в своих воспоминаниях митрополит Тульчинский и Братславский Ионафан (Елецких),  управделами  украинской  экзархии РПЦ в 1990 году:

Фото: Руховцы  направляются к Софии1990 г

 «Святейший выразил пожелание служить во Владимирском Соборе. Но Филарет настоял (!) на служении в Софии: стычки и конфликты, как фон пребывания Святейшего на Украине, входили в планы раскольника. Патриарх под нажимом Филарета согласился. На пути следования Патриарха известная униатка архитектор Лариса Скорык демонстративно легла на дорогу, преграждая автомобилю Предстоятеля Русской Церкви. Автомобиль Патриарха въехал на территорию Софии запасным входом. Началось богослужение. На площади шли стычки православных с руховцами. В Соборе выступил Филарет и в своей речи он гневно обличал руховцев, которые не понимают значения события, совершившегося в Софийском соборе. После богослужения был устроен торжественный официальный обед в гостинице «Киев», что напротив Верховной Рады. Перед входом собрались разгорячённые националисты-руховцы, пришедшие с Софийской площади. Среди них особенно отличался писатель Дмытро Павлычко (будущий посол Украины в Польше), который дирижировал толпой, скандировавшей оскорбительные хулиганские лозунги «Кистка в глотку!» , а также —  «Геть московського попа!». Позднее Филарет скажет, что сам станет «костью в глотке» на Украине Патриарху Алексию ІІ и Блаженнейшему Митрополиту Владимиру. Не с шабаша ли на Софийской площади и около гостиницы «Киев» взял «достойный» пример будущий раскольник Филарет?..»

В тот день Филарет благословил беззащитных монахинь Покровского монастыря, мирян, духовенство Киева  крестными ходами идти к Софиевскому собору, понимая, что их там ожидает. А на площади Богдана Хмельницкого их уже встречали разъяренные руховцы. Началось побоище…

Точно такая, но еще более драматичная картина произошла  на похоронах «патриарха»  УПЦ-КП Владимира Романюка, который умер загадочной смертью, освобождая место своему «заму»  Филарету, 18 июля 1995 года. Тогда на Софийской площади, где на равных в жестокости соревновались бойцы из УНА-УНСО (Украинская Национальная Ассамблея- Украинская Национальная Самооборона) и войска  ОМОНа. Похороны эти отвлекли внимание общественности  от загадочных обстоятельств смерти Романюка.

Фото: Похороны Романюка

Впрочем, это могло входить в расчет организаторов постыдной акции. Телом бедного «патриарха» пробивали кордоны ОМОН, и похоронили его не на территории святой Софии, а под стеной, справа у входа.  И снова древняя София была осквернена грубыми политическими акциями под прикрытием раскольников.

И вот, новая победа лжепатриарха:  его вожделенная мечта – проникнуть за стены древней  Софии — сбылась.   Только выглядит это, как грозное предзнаменование: где ступает нога филаретовцев – жди агрессии, злобы, побоев, но никак не благодати.

***

Помнится, когда мы, молодые журналисты, взялись в конце 1989-го года,  по благословению наших духовников из Покровского монастыря  протоиереев Михаила Бойко и Феодора Шереметы,  формировать первое церковное газетное издание, тогда еще законный митрополит Филарет — грозный экзарх Украины и владыка над всем православием  советской Украины — принимал нас весьма настороженно. Хотя выделил комнату для редакции на Пушкинской, 36, и ревностно отслеживал, чтоб его светлый лик  с проповедью красовался на первых страницах издания «Украинского Православного Вестника» — так именовалась официальная газета.  А когда мы решили открыть рубрику о гонениях на Церковь и извлекать из архивов КГБ дела репрессированного духовенства, экзарх весьма забеспокоился.  Мы и рубрику придумали «Церковь гонимая».

Эти новшества ему были явно не по душе. Послушный атеистической власти, он не знал, как ей угодить, а главное – не навредить самому себе. Ведь от лояльности КПУ, наградившей его орденом «Дружбы народов», в какой-то мере зависела и его личная церковная карьера. Запомнился такой яркий неординарный эпизод.   Ожидая, когда секретарь пропустит нас  к Филарету со свежими «белками» сверстанной газеты, полосы которой вычитывались и редактировались, непроизвольно стали свидетелями разговора Филарета с тогдашним (еще советским) премьер-министром Украины Витольдом Фокиным.  Этот случайно услышанный разговор навсегда врезался в память.

Фото: Филарет — Кравчук

Член ЦК КПУ за что-то чихвостил «бедного» Филарета:  речь шла о голодании ныне покойного митрополита Макария (Свистун, +2007), который закрылся в Ивано-Франковском кафедральном соборе в протест захвата его  греко-католиками (впоследствии собор был ими благополучно отобран). Филарет, угодливым тоном оправдывался:

- Нет, Витольд Павлович, мы все уладим… Голос Америки, как всегда нас опередил… Как вы скажете, так и сделаем…  Да, так точно, Витольд Павлович…  Он прекратит голодовку…

Вскоре, после  дарования УПЦ статуса независимой и самоуправляемой,  журнал «Огонек» дал огромную публикацию Александра Нежного под заглавием «ЕГО БЛАЖЕНСТВО БЕЗ МИТРЫ И ЖЕЗЛА». http://ohranka.com/2011/12/46490/

 Журналист, пообщавшись со многими представителями духовенства и мирян, вскрыв архивы советских спецслужб,   пролил свет на деятельность бывшего агента КГБ по кличке «Антонов» и на  его немонашеский (семейный) образ жизни.  Таким образом,  подноготная  «царствования» бывшего экзарха вышла за пределы Украины и стала известна всему православному миру. Статья журналиста, потрясенного открывшимся досье на «закулисную» жизнь Филарета,  резюмировалась таким эмоциональным  откровением:  «Так вот: лично я — за то, чтобы неза­висимая Украина создала все условия для процветания единой и независимой Украинской Православной Церкви. Но всеми помыслами, всей душой и всем существом моим я против того, чтобы эту Церковь возглавлял Михаил Антонович Денисенко».

Одновременно против произвола будущего раскольника выступила и православная общественность Украины. Был создан Комитет духовенства и мирян  по защите Украинской Православной Церкви. Затем, после провозглашения раскола Филаретом, состоялся исторический Харьковский собор (1992 г.), положивший начало новейшей истории Православия в Украине. Но уже без отпавшего от  канонической Церкви митрополита Филарета (Денисенко).

Что же, раскольники  «служат» в Софии Киевской. В квартале от нее в  восстановленном Михайловском соборе также восседает лжепатриарх.  Он же правит  «службу» в захваченном кафедральном Владимирском соборе. Казалось бы, у раскола все причины для триумфа. Однако, история говорит об обратном. В период прихода большевиков в Киев, большинство храмов захватили так называемые «живоцерковники», поддержавшие революцию, и инициировавшие раскол. Прошло немного времени, и они исчезли с лица земли, как безводные облака, гонимые ветром.  Церковь Христова, претерпев мучения, осталась жива, и «врата ада не одолели ее» (Мф. 16, 18).

Будем надеяться, что очередной «триумф»  «лжепатриарха» в связи с  узаконенным «захватом» святой Софии,  не станет преддверием новых бедствий для многострадальной украинской земли. И хула раскольников обратиться на их же собственную голову.

Сергей Герук