ГОРЛОВКА. Митрополит Митрофан: Засомневайся в своей праведности
В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. После чтения Евангелия владыка обратился к прихожанам с проповедью.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Церковь в сегодняшний воскресный день говорит нам о том, что скоро наступит важнейшее время в жизни всех православных христиан — Великий пост. Этот воскресный день носит название «Неделя о мытаре и фарисее». Накануне на всенощной впервые прозвучала та особая молитва, которая будет теперь звучать до Вербного воскресенья. В ней мы просим о том, чтобы Господь научил нас самому главному, без чего время поста немыслимо, — покаянию и молитве.
Если человек берётся за эти вещи сам, без помощи Божией, если он не будет обращаться к Богу и просить Его благословения, то результат может получиться не самый лучший или такой, какой получился у человека, о котором мы сегодня слышали в Евангелии. Пришёл фарисей, стал посреди храма и сказал: «Я не такой, как все остальные люди. Я пощусь, молюсь и даю десятину, как это заповедано по закону, не то, что некоторые или этот мытарь».
Цель поста, молитвы и десятины, которые были заповеданы по ветхозаветному закону, заключалась, конечно же, не в том, чтобы, придя в храм, человек смог ощутить себя лучше всех остальных людей. Даже такие вещи в человеке, больном грехом, могут стать бесполезными, начать приносить ему не пользу, а вред.
К сожалению, такая история произошла не только с тем несчастным фарисеем, о котором мы слышали сегодня в Евангелии. Часто такое происходит и в наше время, с нами. И хорошо, если мы это заметили, и это стало поводом нашего покаяния и молитвы к Богу. Но чаще всего мы даже не замечаем того, что поступаем точно так же, как поступил этот фарисей, сравнивая себя с другими, выставляя напоказ свои добрые дела или какие-то заслуги и при этом других людей считая ниже или хуже себя и относясь к ним с презрением.
Мы смотрим на себя не таким взглядом, как на других. Бывает, что мы разрешаем себе то, что осуждаем в других. Мы ставим наших ближних на ступень ниже себя. Но одно дело — как смотрим на себя мы, и другое дело — какими нас видит Господь. Когда фарисей и мытарь пришли в храм, они ещё ничего не успели произнести, но Бог уже видел, какие они на самом деле, что с ними происходит. Об этом мы не должны никогда забывать. Даже если мы ничего не говорим Богу, Он всё равно знает, какие мы. Мы ещё ничего не сделали и не сказали, но Он видит, что происходит в нашей душе и сердце — даже то, что мы иногда не замечаем, как не замечал фарисей.
Церковь учит нас, что ни одна наша молитва к Богу, ни одна наша просьба не должна прозвучать прежде нашего покаяния, прежде слов, которые мытарь произнёс перед тем, как войти в храм: «Боже, милостив буди ми грешному! Боже, очисти мя грешного и помилуй мя!» Именно эти слова мы повторяем перед началом всякого дела, всякого прошения, перед началом Божественной литургии. Без этого нельзя построить нормальные отношения с Богом. Когда мы приходим к Богу и начинаем молиться, просить Его о чём-то, мы должны помнить, что отношения с Богом нельзя построить без покаяния, потому что Бог свят, а мы грешны — любой из нас, сколько бы добрых дел он ни сделал и каким бы себя ни считал праведником.. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей — не нам об этом судить, только Господь об этом знает.
Засомневайся в своей праведности. Засомневайся в том, что ты лучше других людей и имеешь право ставить себя выше них. Приди к Богу и первое, с чего начни свою молитву: «Боже, милостив буди ми грешному!» Не бойся повторять эти слова, которые говорил мытарь, как можно чаще в течение всей своей жизни. Хочется кого-то осудить? Вспомни этого мытаря и подумай: может, есть вещи, которых я не замечаю, а Бог их видит? И скажи те же самые слова мытаря: «Боже, милостив буди ми грешному!»
Увидев свои грехи, которые мы скромно называем недостатками, мы себе прощаем их заранее. Это у других грехи, а у нас недостатки, — так мы часто рассуждаем, и по отношению к ближним продолжаем быть непримиримыми, суровыми и грозными судьями. Поэтому мы просим Бога, чтобы Он научил нас покаянию. В преддверии Великого поста, начиная с сегодняшнего воскресенья мы каждый день будем сугубо об этом молиться.
Мы просим Бога и о том, чтобы Он научил нас молитве. Без покаяния и молитвы мы не сможем провести пост. Но если наши покаяние и молитва будут лицемерны — если мы при этом будем кого-то осуждать, на кого-то гневаться и раздражаться, не замечать своих собственных грехов, а молитва наша будет связана с восхвалением самих себя и надеждой на наши добрые дела, — пост пройдёт без всякой пользы для нас.
Нам бы хотелось, чтобы было по-другому, чтобы каждый год, каждый пост в нашей жизни что-то менялось в лучшую сторону. Но меняется всё не тогда, когда на первое место ставятся внешние правила жизни, а когда изнутри мы начинаем видеть наши согрешения, искренне приносим покаяние, когда наша молитва нелицемерна. Именно этому хочет нас научить сегодняшнее евангельское чтение, именно об этом сегодня нам говорит Святая Православная Церковь.
Молитва важна для каждого из нас, но даже она может быть неугодна Богу, если растворена гордыней, осуждением и самомнением. Дай Бог, чтобы наша молитва, которую мы совершаем, была услышана Богом, наполнена покаянием и смирением. Аминь.
СЄВЕРОДОНЕЦЬК. Єпархія зібрала кошти для надання благодійної допомоги нужденним Луганської області
Сятейший Патриарх Кирилл: Нужно сделать все для того, чтобы не допустить войны