Митрополит Горловский и Славянский Митрофан: За нас никто не сделает того, что должны сделать мы сами
В канун Недели 27 по Пятидесятнице и памяти святого благоверного князя Александра Невского митрополит Горловский и Славянский Митрофан и архиепископ Краснолиманский Алипий, викарий Горловской епархии, совершили всенощное бдение в Александро-Невском кафедральном соборе Славянска. На полиелее митрополит Митрофан обратился к прихожанам собора с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшний вечер я всех вас поздравляю с наступающим престольным праздником в честь благоверного великого князя Александра Невского, а также с днями Рождественского поста, который готовит нас к великому празднику Рождества Христова!
Посреди храма, украшенная цветами, лежит икона благоверного князя с частицей его мощей — святыня этого собора. Останавливаясь перед ней, каждый из нас в молитве мыслью, душой и сердцем обращается к святому князю с прошениями, ища помощи, защиты и поддержки.
Многие больше знают его как воина, полководца, государственного деятеля и мудрого руководителя. Меньшее число людей знают о его христианских подвигах и о том, что жизнь свою он закончил, приняв схиму.
Князь не выдержал одно из тяжёлых путешествий в Золотую Орду, которые он предпринимал неоднократно для спасения людей от очередного нашествия. Ему приходилось унижаться перед ханом, чтобы исправить ошибки тех, кто мог спровоцировать новую войну, новые смерти. За это ему бесконечно благодарна Церковь, бесконечно благодарны люди. Наверное, никто из правителей Руси не сумел столько сделать для своего народа. Не случайно Александра Невского помнят, в честь него строят храмы, ему молятся.
Каждый раз, когда останавливаешься перед его образом, в сердце появляется тоска и возникает вопрос: а почему же сегодня нет рядом с нами таких великих мужей, которым бы народ мог поручить заботу о своём будущем? Почему сегодня мы не можем гордиться теми, кто стоит у руля нашего государства, радоваться их подвигам и успехам? И кажется, что виноваты вокруг все, и претензии хочется предъявить к тем, кто нас окружает. Но давайте будем смотреть не только так высоко и далеко, а посмотрим на то, что происходит рядом с нами и в жизни каждого из нас.
Разве мы не хотим, чтобы в храме служил праведный и добрый священник, который своим словом, делом и примером был бы похож на преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, праведного Иоанна Кронштадтского и святителя Алексия Московского? Разве мы не хотим, чтобы святителями были такие люди, как святые Филарет Московский, Владимир Киевский, как Василий Великий или Иоанн Златоуст?
Разве мы не хотим, чтобы в больнице был хороший и добрый врач, который бы все свои силы и талант отдавал на то, чтобы оказать помощь и принести пользу больному? Разве мы не хотим, чтобы на улице стоял справедливый милиционер, который бы защищал добро и ограждал от зла? Разве мы не хотим, придя на базар или в магазин, купить хорошие продукты, не подделанные, а настоящие, или, приехав на заправку, заправиться нормальным бензином, а не разбавленным? Разве мы не хотим одеться в нормальную одежду?
Разве мы не хотим, чтобы воспитатель в детском саду или учитель в школе были теми людьми, которым спокойно можно доверить своих детей и не переживать за их настоящее и будущее? Но давайте спросим: откуда возьмутся хороший воспитатель, доктор, учитель, священник, не говоря уже о хорошем правителе и руководителе государства? Где то место, откуда, если открыть дверь, они войдут в нашу жизнь и сделают её доброй, настоящей, праведной, чистой, благополучной и счастливой?
Этот вопрос, наверное, каждому из нас нужно задать самому себе. Мы с вами — те, кто стоят и молятся в храме, кто называют себя христианами, — чьи-то родители, чьи-то мужья и жёны. Кто-то из нас учитель, кто-то — врач, строитель, земледелец, повар, священник, и каждый из нас несёт ответственность не только перед собой, но и перед теми людьми, которые, глядя на нас и зная, что мы христиане, нам доверяют, ждут от нас того, что мы своё дело сделаем лучше всех, сделаем его правильно и достойно. Ведь за нас никто не сделает того, что должны сделать мы.
Даже если сегодня нам Господь пошлёт Александра Невского, который станет у руля, он ничего не сможет сделать, потому что ему нужно будет на кого-то опереться, к кому-то обращаться. Но какой дом можно построить из плохого кирпича? Какое здание можно выстроить, если нет цемента? Когда-то христианам Господь сказал: «Вы — соль земли» (Мф. 5:13). Христиане — это люди, которые должны быть солью и теми цементом и кирпичами, из которых можно построить нормальное здание.
Когда я был молодым священником в Мариуполе, я начинал там строить храм. Потом меня перевели в Донецк, и туда пришёл другой священник, отец Михаил. Храм нужно было внутри оштукатурить. И мне отец Михаил говорит: «Я нанял адвентистов седьмого дня, которые штукатурят храм». Я спрашиваю: «Отец Михаил, почему адвентистов?» Он отвечает: «А они честные. Они работают от начала до конца: пришли в семь и в девять ушли. Они не обманывают, не вымогают денег и отвечают за свою работу». Но почему сегодня так нельзя сказать о нас, православных христианах? Разве не больно нам от того, что люди, которые не наши единоверцы, в таких простых вещах оказываются честнее и порядочнее, чем те, кто называет себя христианами? Почему мы так живём?
Ведь это правда. Ты нанимаешь людей для того, чтобы позолотить иконостас, а они обманут — половину золота украдут, а половину положат так, что всё нужно будет переделывать. И они православные христиане — вместе с тобой ходят на богослужения и причащаются. Нанимаешь кровельщиков крыть крышу — после них всё нужно переделывать. Зовёшь человека убирать храм — после него нужно второй раз уборку делать, хотя он за это зарплату получает.
Зовёшь кого-то печь просфоры — не поймёшь, что он испёк, нужно десять раз добиваться, чтобы он сделал так, как хочешь. И священников нам не хватает: зовёшь человека служить перед престолом, а потом смотришь — он ошибся, не в ту дверь зашёл, его нельзя к престолу подпускать. И много таких примеров можно приводить. Отсюда и тоска, отсюда и вопрос: а что мог бы сделать святой Александр Невский, если бы сегодня он пришёл? На кого ему опираться, на кого надеяться, от кого ждать помощи?
Мы не можем сегодня поменять правительство. Мы не можем поменять учителей и врачей, которые нам не нравится. Но мы можем изменить самих себя, своё отношение к жизни. Если православные христиане будут теми людьми, с которых будут брать пример, на которых будут полагаться, словам которых будут верить, — это как раз и будет нашим подвигом, нашим вкладом в изменение мира, в котором мы живём, к лучшему.
Мир, в котором мы сегодня живём, — это страшный мир, здесь жить опасно, тяжело и тоскливо. Это мир, в котором обманывают, предают, не держат слово, лукавят и лицемерят. Мир, в котором не дорожат своим прошлым и не заботятся о будущем, а живут только потреблением, одним днём: сегодня я поел, попил, а завтра после меня хоть потоп.
Я не думаю, что кто-то из нас получает радость от того, что живёт в таком мире, или хочет такой мир оставить своим детям и внукам. Но ведь никто за нас ничего не поменяет. Сегодня всё зависит от нас, от нашего отношения к жизни, от того, что происходит в нашей семье, в нашем доме, от того, как каждый из нас относится к своим обязанностям.
Если ты священник — ты должен быть тем, с кого берут пример, кому подражают. Если ты учитель — ты должен быть самым лучшим учителем, если ты врач — самым добрым и самым лучшим врачом. Если ты отец, ты должен быть главой семьи, который заботится о ней, несёт за неё ответственность, служит примером для своих домочадцев, прежде всего — в исполнении заповедей Божиих и совершении добрых дел. Если ты супруга — ты должна быть верной супругой и доброй матерью, воспитательницей своих детей и доброй христианкой.
Если ты печёшь хлеб — пеки его лучше всех. Если делаешь уборку — делай так, чтобы за тобой не нужно было переделывать. Если торгуешь на базаре — никого не обманывай, потому что ты так не разбогатеешь, а принесёшь только вред себе и тем людям, которые тебе поверили. И так можно продолжать до бесконечности. И если таких людей будет много, обязательно среди них появится тот, кого Господь изберёт быть добрым правителем, потому что ему будет на кого опереться, с кем трудиться и совершать добрые дела. Каждому из нас нужно начинать с самого себя.
Сейчас каждый из нас будет подходить к иконе благоверного князя, просить его милости, молитв, заступления. И в первую очередь давайте попросим о том, чтобы в нашей собственной жизни мы стали добрыми, настоящими людьми, чтобы мы могли смотреть друг другу в глаза и не стыдиться. Дай Бог, чтобы наша молитва была услышана, и в жизни каждого из нас произошли такие добрые перемены.
Поздравляю вас с наступающим престольным днём! Пусть дни Рождественского поста пройдут в добрых делах, в мире, молитве, исполнении заповедей Господних! Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!
ГОРЛОВКА. В город прибыл крестный ход в честь 1000-летия преставления святого князя Владимира