Митрополит Антоний: Первый шаг к миру духовному — возврат захваченных храмов
Для нас очень значимо то, что православные церкви мира нас поддерживают. Они усиленно молились и молятся о мире на украинской земле. Такая молитва звучит в Иерусалиме и на Афоне, в Болгарии и Сербии, других православных странах», — говорит митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, Управляющий делами Украинкой православной церкви, который согласился ответить на вопросы читателей «АиФ»
- Страсти в Катериновке накалились после подписания председателем Тернопольской облгосадминистрации документа о том, что в храме святого великомученика Георгия Победоносца, который принадлежит общине Украинской Православной Церкви, должны проходить поочередные богослужения, — рассказывает митрополит Антоний. — Этим решением губернатор превысил свои полномочия. Община обратилась в суд. Пока шло судебное разбирательство, прихожане служили во дворе церкви, чтобы не провоцировать конфликт с представителями Киевского патриархата. Однако и это не помогло. 21 сентября, на праздник Рождества Богородицы, группа радикалов из «Правого сектора» и сторонников КП, выломав окно, проникли в храм. Произошел банальный рейдерский захват. Когда наши прихожане попросили отдать захваченный храм, против них и была применена сила. Били дубинками, использовали слезоточивый газ.
Сейчас, после широкой огласки того беззакония, которое произошло 21 сентября на Тернопольщине, оппоненты нашей Церкви пытаются доказать, что все происходило в рамках дозволенного, без применения силы. Однако правду утаить весьма сложно. Так, в сюжете телеканала НТН, который был посвящен конфликту в Катериновке, сторонница Киевского патриархата на камеру сообщает, что они проникли в храм утром и заняли его силой.
- А может не стоит проявлять настойчивость. Почему УПЦ не соглашается на поочередные богослужения в храмах, на которые претендует УПЦ Киевского патриархата? Т. Судакова, Киев.
- В самом вопросе сокрыт ответ на него. Что значит претендует? Если в каком-то населенном пункте создается община Киевского патриархата, вполне естественным шагом выглядит строительство для ее нужд нового храмового помещения. Именно это, а не захват чужих церквей, является нормальной и естественной практикой.
Представьте, что вы за свой счет построили дом. Причем вложили в него не только много денег, но и времени, а также своих сил. И вот в какой-то момент к вам приходят соседи и говорят, что общим решением сельского собрания ваш дом должен перейти к ним. Вы, конечно же, возмущаетесь и начинаете отстаивать свои права. Через определенный период времени вам поступает новое предложение. В виде компромисса вас просят обеспечить поочередное проживание в вашем доме. Например, по четным днем в нем живете вы, а по нечетным – претендующие на него соседи. Вы согласитесь с таким предложением? Уверен, что нет.
И еще один момент. Когда недавно греко-католики в селе Турильче Тернопольской области обратилась к представителям Киевского патриархата с предложением о поочередном богослужении в храме, который сейчас принадлежит УПЦ КП, те отказались. Вам не напоминает это двойные стандарты?
- На конференции ОБСЕ по вопросам прав человека в Варшаве архиепископ УПЦ КП Евстратий предложил рецепт решения проблем с храмами УПЦ, которые переходят в Киевский патриархат. Его суть такова – в каждом случае пусть храм остается за большинством общины, а меньшинство пусть получает другое помещение… Валерий Петренко, Киев.
- До проведения этой конференции я в публичной плоскости высказывался в отношении проблемы захвата храмов нашей Церкви. С недавних пор представители Киевского патриархата начали активно заявлять о необходимости установления мира и стабильности на украинской земле. Это правильная мысль и правильный сигнал. Однако нельзя ратовать за примирение только на словах. Нужны конкретные дела, которые бы доказывали искренность этих слов. Например, возврат Украинской Православной Церкви всех захваченных у нее храмов.
Все иные шаги со стороны Киевского патриархата будут выглядеть как банальный пиар или попытка оправдать свои неправомерные действия. Ведь то, что предлагается, очень похоже на ситуацию, когда рейдер, с помощью силы или обманных схем завладев твоим имуществом, выходит на тебя с идеей не о возврате захваченного, а о рассмотрении схемы, на основании которой можно было бы претендовать на дальнейшее освоение оставшихся в твоих руках активов.
Давайте вернемся к вопросу так называемых референдумов, решения которых становятся подспорьем для передачи наших храмов Киевскому патриархату. В них принимают участие все, кому не лень. Не только члены общины храма Украинской Православной Церкви, но и другие жители населенного пункта, где он расположен. Они зачастую являются атеистами, иноверцами или захаживают в церковь по большим праздникам. Были случаи, когда соответствующие подписи ставились даже за младенцев.
Разве могут быть правомочными решения таких референдумов? Конечно, нет. Однако именно ими зачастую прикрывают незаконное отбирание наших храмов. При этом происходит манипуляция. В некоторых средствах массовой информации или публичных заявлениях все подается как решение общины, а не решение жителей того или иного населенного пункта. Ведь если бы вопрос рассматривался реально только общиной, представители Киевского патриархата не смогли бы перевести под свое крыло значительное количество отобранных у нас храмов.
- Наслышаны о событиях в Катериновке. Скажите, а чувствуете ли вы поддержку со стороны других канонических православных церквей. Могут ли они повлиять на нашу власть – заставить разобраться в конфликте по справедливости? А. Сысоев, Сумская обл.
- Православные церкви мира поддерживают Украинскую Православную Церковь. Для нас очень значимо то, что они по нашей просьбе усиленно молились и молятся о мире на украинской земле. Такая молитва звучит в Иерусалиме и на Афоне, в Болгарии и Сербии, других православных странах.
Конечно же, существует серьезная обеспокоенность и о судьбе Украинской Православной Церкви. Православные иерархи, в частности Патриарх Иерусалимский Феофил ІІІ, осуждают захваты наших храмов и призывают тех, кто вершит рейдерство, одуматься.
Примечательно, что информация о дискриминации нашей церкви стала выходить за пределы Украины. Видимо, ее масштабы уже невозможно не заметить. Только за последнее время соответствующие материалы появились на сайте греческого агентства церковных новостей «Ромфеа» и ресурсах Сербской Православной Церкви.
- Читал, что в сентябре прошла встреча патриархата Филарета, главы УПЦ Киевского патриархата с Папой Римским. Что думает по поводу этой встречи каноническая Украинская православная церковь? Н. Мураховская, Днепропетровск.
- Мне сложно дать какую-либо оценку, поскольку как таковой встречи между Папой Римским Франциском и главой Киевского патриархата скорее всего не было. В Белом доме, где проходил прием в честь понтифика, присутствовало множество гостей. Среди них был и глава УПЦ КП. О его личном общении с Папой Римским нигде не упоминалось. Ни на официальных ресурсах Ватикана и Киевского патриархата, ни в светских СМИ.
aif.ua
КИЕВ. 1 ноября откроется обучающий курс «Искусство мыслить системно»
Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 27 жовтня 2015 року