Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий: «На войне и крови ничего доброго возвести нельзя»


(Интервью сайту Союза Православных Журналистов:  http://uoj.org.ua/) 

- Ваше Блаженство! В настоящее время на Украинскую Православную Церковь оказывается беспрецедентное давление – в отличие от других украинских религиозных организаций вы не поддерживаете антитеррористическую операцию на Востоке Украины. Из-за этого на Вас и на Церковь постоянно льют грязь в средствах массовой информации, таким образом пытаясь вбить клин между УПЦ и украинским обществом. Этим умело пользуются ваши оппоненты. Под благовидным предлогом любви к Украине идут массовые захваты храмов в регионах. Дошло даже до того, что с трибуны Верховной Рады периодически звучат призывы передать Киево-Печерскую Лавру более «патриотическому патриархату». Тем не менее, вы продолжаете занимать достаточно жесткую позицию в вопросе военного конфликта на Донбассе. В чем причина? Почему вы не хотите пойти на компромисс с властью, учитывая то, в какой ситуации оказалась Украинская Православная Церковь?

— Отвечая на эти вопросы, я хотел бы для начала сделать экскурс в историю. Когда пришел на землю Спаситель, Сын Божий, и принял на себя нашу человеческую природу, то еврейский народ ожидал, что это будет тот человек, тот герой, который организует или возродит царство Израильское. Но этого не случилось. И когда у Христа спрашивали об этом, то он отвечал: мое царствие, которое я проповедую – не от мира сего. Спаситель творил много чудес. Когда Господь воскресил праведного Лазаря, то очень многие уверовали в Него. Тогда собрался синедрион, первосвященники-фарисеи и сказали: смотрите, все люди идут за Ним. Если так будет продолжаться, то придут римляне и завладеют нами. Они считали, что действия, которые вершил Спаситель, были непатриотическими. И когда Спасителя судили, то главное обвинение ему предъявили в том, что он противник Кесаря, римского царя, императора. Спаситель, был обвинен в том, что Он не был патриотом, не поддерживал политические идеи, существующие в то время, на той земле, где Он жил. Но кто может сказать, что это правда? Христос пришел, чтобы всех людей обнять, спасти, освободить от греха. Но ему такой ярлык пришили. И Господь сказал: как поступаете со мной, так поступят и с вами. Мы являемся Церковью Христовой, канонической Церковью, то есть, той, которая базируется на тех основах, которые дал нам Христос, дали апостолы. И во все времена, сколько существует наша Церковь, нас, когда хотели ошельмовать, всегда обвиняли в том, что мы не являемся патриотами. Хотя большего патриота, нежели наша Церковь, я не вижу и не видел никогда.

- А в чем выражается этот патриотизм?

 — Патриотизм выражается в том, что если я патриот, то я хочу блага своей земле, я хочу блага своему народу. Как эти блага получить, кто есть податель благ? Это – Господь! Господь подает эти блага, не мы. Если я служу верно Богу, если я выполняю Божии уставы, правила и законы, то я и являюсь патриотом, самым лучшим. Потому что через меня грешного, если я выполняю эти законы, идет благословение на нашу землю, наш народ. Но если я этого не делаю, и живу вопреки Божественным законам, то я могу сколько угодно бить себя в грудь кулаком, уверяя, что я великий патриот, но таким образом я приношу вред себе, своему народу и своей земле. Потому, что через греховный сосуд Божия благодать не подается на землю. Поэтому наша Церковь патриотичной всегда была и есть. Наш патриотизм заключается в том, что мы призываем людей жить с Богом, быть в мире с Богом. В этом мы находим для себя счастье. И через это мы испрашиваем благодать на свою землю и свой народ.

Если же конкретно говорить о войне, которая идет на Востоке, то я хотел бы подчеркнуть, что это война — гражданская. Я это говорю ни кого не повторяя, потому что знаю лично, от епископов, которые там служат, знаю от людей, моих знакомых, что там происходит. Что отец в национальной гвардии, а сын в повстанческой армии. Один брат на одной стороне, второй — на другой. Много киевлян, которые родом с Донецка, говорят, что их друзья воюют на той стороне.

Конечно, когда, скажем, шла гражданская война после революции 1917 года, к тому конфликту прилипали и мародеры, и убийцы, и криминал и что угодно. Также и сейчас, в нашей братоубийственной войне, присутствуют и мародерство, и всякие жестокости, которые там творятся. Это братоубийственная война. И поэтому, как после революции 1917 года, так и после революции достоинства, которая была в 2013-2014 годах, Церковь призывала, чтобы люди примирились друг с другом, чтобы люди простили друг друга. Только через это мы сбережем целостность нашего государства Украины. Только через это дадим возможность развиваться нашему народу. Только так мы сможем достичь какого-то прогресса, ментального и материального. Если этого не будет, то на основе войны и крови ничего доброго нельзя возвести. Поэтому Церковь призывает, чтобы люди нашли в себе силы, простили друг друга и перестали друг друга убивать. Это позиция Церкви не сегодняшнего дня, она была такой и после 1917 года и в другие времена, когда были подобные войны.

Когда, скажем, при святом Владимире, князья воевали друг с другом, Святополк убивал своих братьев, затем снова шел князь на князя. Наша Церковь тогда уже существовала и призывала: не делайте этого, прощайте друг другу. За это преследовали монахов, епископов, ненавидели их, а только потом, когда примирялись, понимали, что те были правы, Я думаю, что и нас поймут.

- Вы хотите сказать, что в гражданской войне после революции 1917 года Русская  Православная Церковь не поддерживала ни одну из сторон?  

- Церковь не поддерживала ни одну из сторон, хотя власть требовала от Церкви поддержать ее позицию. И, конечно, были такие священники, епископы, политизированные, которые это сделали, стали на сторону советской власти. Они называются обновленцами. Они начали предлагать свои услуги – что скажете, то и сделаем, только пустите на креслице рядом с вами. Но они все пропали, их возненавидели даже те, кто их использовал. Предателя используют, но его никто не любит. Сегодня есть, политизированные епископы и священники, которые очень хотят попасть в струю политической линии.

- И в Православной Церкви?

- Думаю, что и у нас есть такие. Но это не правильно и не честно, за это придется отвечать перед Богом. Как я могу утешить мать, которая пришла ко мне, а к нам много матерей обращаются, сыны которых погибли на войне и с одной и с другой стороны. С той стороны ко мне не приходят, они приходят к нашим епископам, которые служат на Донбассе. Я не могу маме доказать и утешить маму, я не имею аргументов, которыми смог бы ее успокоить. Мол, знаете, ваш сын погиб потому и потому-то, что защищал целостность Украины там-то. Ей не нужны никакие объяснения, ей сын нужен. А мы живем среди таких людей, простых людей.

- Так все же, Владыка, возможен ли у Вас с властью компромисс?

— Я уважаю и люблю власть. Она дана Богом. Но Бог ставит власть, чтобы она исполняла волю Божию. Чтобы власть воплощала мир, а не для того, чтобы вела войну. Так что, я люблю власть, уважаю власть, но прошу ее сделать все возможное, чтобы война была остановлена.

Что касается компромиссов. В том, что не противоречит Божьим законом, я иду на компромиссы, уступаю и делаю то, что могу делать. Но в том, что касается канонических правил, по которым наша Церковь живет уже более 1000 лет, а на земле — более 2000 лет, она никогда не уступала и уступить не может. Если я так сделаю, если пойду на компромисс, мы перестанем быть в Церкви. Церковь будет, но я уже буду вне Церкви. А я этого не хочу. Я хочу быть в Церкви

 - Почему же Господь допускает войну и смерти безвинных людей?

— В Святом Евангелии сказано, что даже волос не упадет с головы человека без воли Божией. Но это относится только к тем людям, которые живут по воли Божией. А те люди, которые живут без воли Божией, они сами себе рвут волосы на голове. Объяснить это можно другими словами. Грех имеет свойство распространятся на поколения того человека, который грешит. Добродетель так же имеет свойство распространятся на потомство того человека, который творит добродетель. В Святом Писании сказано, что если человек творит добро, то благословение Божие распространяется на тысячи родов такого человека. Ели человек делает зло, то последствия зла распространяются до третьего-четвертого поколения. То есть, если я совершаю грех, то от этого страдают мой сын, мой внук, еще может и правнук страдать.

В том, что идет война, виноват не Бог, а человек. Человек, одаренный Господом свободной волей, свободой выбора. И человек сам хочет воевать, он не слушает Бога и развязывает эту войну. В том, что люди хотят воевать, виноваты они, а не Бог. А что дети погибают в результате войны от снарядов – за это ответственны те, кто воюют, а не Бог. Бог не хочет того, чтобы кто-то погибал. Чтобы дети погибали. Но этого хотят те, кто грешат.

- Но Бог же может остановить войну.

- Может, но тогда будет нарушение свободы воли человека. Человек станет подобен животному. Потому что свобода воли, это свойство образа Божьего, которое есть в человеке. Что значит иметь в себе образ Божий. Это значить быть способным наслаждаться счастьем, благами, миром, радостью. Если этого образа не будет в человеке, то ничего из этого он иметь не будет. Человек превратится в животное – поел, поспал, опять поел, пару лет – и пошел в землю. И конец всему. А образ Божий дает человеку возможность насладиться благами, которые Господь имеет в Себе и дает через образ этот человеку насладиться ими, и здесь, и в вечности. Поэтому Бог ни у кого не забирает свободы воли, свободы выбора.

Не может Бог сказать: ты хочешь войны, у тебя забираю эту волю, а ты не хочешь войны – тебе даю. Это было бы не справедливо. Даже тот человек, у которого Бог бы забрал эту свободу воли мог бы сказать Творцу на Страшном суде: Господи, я мог бы и не пойти на войну, я лишь сделал вид, а на самом деле не пошел бы, я бы никого не убивал, но ты не дал мне возможности. А Бог дает возможность реализации этого образа. Спаситель хочет, чтобы этот образ реализовали по воле Его, в добре, а не во зле. Поэтому в войне виноваты люди, а не Бог.

- Наверное, в самой тяжелой ситуации сейчас находятся люди, которые живут в прифронтовой зоне с обеих сторон. Какие слова Вы можете им сказать и что пожелать?

- Людям, которые сейчас страдают на войне, хочу сказать, что они не самые грешные, как кто-то думает.  Я говорю о простых людях, которые не имеют никакого отношения к войне. Не про творцов войны. Господь, когда упала башня на людей, сказал: вы не самые грешные, но если не покаетесь, то все так погибните. Таким образом, через них Господь показывает нам, что если мы не будем жить по воли Божией, то нам предстоит то же самое. Меч вас поест. История израильского народа, это история на все времена, и она свидетельствует: когда евреи жили с Богом, было благополучие, земля родила, дети родились, были счастливы, но как начали отходить от Господа – наступали мор, голод, война, меч, потоп. Потом они каялись и опять жили благополучно. И это повторялось много раз. И с нами это повторяется, в мировом уже масштабе. Не живем с Богом – сами себе устраиваем войну. Мы в этом виноваты. Покаемся, вернемся к Господу – все сразу прекратится и будет добрая, красивая и мирная жизнь. Людям, которые страдают в зоне конфликта, желаю Божьего благословения, чтобы они жили с Богом, были мужественны и Господь их не покинет. Они все вытерпят.