Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

МОСКВА. В праздник Торжества Православия Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

1 марта 2015 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии (областной); митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ; епископ Гурий (Шалимов); епископ Видновский Тихон; епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Серпуховской Роман; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Иероним (Чернышов); епископ Подольский Тихон; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС; духовенство г. Москвы.

Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили также представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси: митрополит Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь); архимандрит Феоктист (Димитров) (Болгарская Православная Церковь); архимандрит Серафим (Шемятовский) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии); архимандрит Александр (Пихач) (Православная Церковь в Америке).

В числе сослуживших были также: клирик храма св. вмч. Георгия в Малых Грузинах архимандрит Вахтанг (Липартелиани) (Грузинская Православная Церковь); протоиерей Рауно Пиетаринен и священник Марк Патронен (Финляндская Автономная Православная Церковь).
В храме присутствовали Чрезвычайные и Полномочные Послы: Абхазии — И.М. Ахба; Армении — О.Е. Есаян; Болгарии — Бойко Коцев; Греции — госпожа Данаи-Магдалини Куманаку; Сербии — Славенко Терзич; Черногории — Зоран Йоцович; представители дипломатических миссий Белоруссии, Греции, Кипра, Литвы, Молдовы, Словакии, Словении, Южной Осетии.

За богослужением пели хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев) и молодежный хор Патриарших добровольцев (волонтеров) (регент — Анна Голик).

Молитвословия совершались на церковнославянском, арабском и чешском языках.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил протодиакона Николая Фарковца, клирика храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище, во пресвитера.

Проповедь перед Причастием произнес клирик храмов Николо-Перервинского монастыря священник Евгений Толмачев.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил чин Торжества Православия, после чего обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, господа послы!

Всех вас сердечно приветствую с общим для всех Православных Церквей праздником, именуемым Торжеством Православия!

Этот день был установлен в честь победы над ересями в далеком VIIIвеке после того, как удалось преодолеть ересь иконоборчества. В Церкви возымело место такое мнение, что после всех испытаний первых семи веков христианского существования, испытаний, связанных со многими ересями и расколами, наконец-то наступает время, когда всякое разрушительное инакомыслие будет остановлено. И в надежде на это был утвержден праздник, который, с одной стороны, свидетельствовал о признании иконопочитания, а с другой стороны, содержал в себе мольбу Богу, чтобы никакие ереси и расколы больше не разрушали церковного единства.

Но мы знаем, что и после тех событий многое произошло в истории Церкви, связанное с действием людей, сеющих разделения, смуту, ересь и раскол. Но, несмотря на все эти ухищрения, Церковь по милости Божией сохраняет свое единство. Может быть, она умалилась по отношению к тем размерам, которые имела в первом тысячелетии, охватывая Восток и Запад, но сохраняет свое единство. И сегодня выразителями этого единства являются 15 автокефальных Православных Церквей, имена Предстоятелей которых мы сегодня вспоминали за этим молебном.

Обращая взор в прошлое, а также оценивая современную жизнь, задаешься вопросом: а что же было движущей силой такого инакомыслия в Церкви, которое приводило к разделению и расколам? Еще апостол Павел говорил о том, что между вами надлежит быть инакомыслию (см. 1 Кор. 11:19), но не тому, которое бросает вызов общей вере Церкви, которое разрушает или потрясает основы ее бытия, которое оскверняет жизнь православных лжетаинствами и лжепроповедью.

Если внимательно посмотреть на личности тех людей, которые были основоположниками ересей в глубокой древности, то нужно свидетельствовать, что все это были люди незаурядные. Они обладали сильным интеллектом, хорошим образованием, у них были ученики, они умели ярко и убедительно говорить, излагая свою точку зрения. Почему же они стали не служителями Бога, не созидателями тела церковного, а ересиархами и расколоучителями?

Григорий Богослов в одном из своих произведений говорит о том, что если кто-то хочет в будущем стать богословом, он должен научиться исполнять Божии заповеди и не восставать против Божественного порядка. И далее произносит замечательные слова: деяния — это ступени, возвышающие до созерцания. Уж Григорий Богослов мог бы сказать, что особая ученость, особые знания возвышают человека до созерцания. Но он  говорит, что дела как ступени возвышают человека до созерцания.

А в другом месте утверждает, что большой смысл, большое значение и большая ценность в словах, которые произносит богослов, но нет ничего более важного, как очищать душу свою и приводит слова из книги Премудростей: «В злохудожную душу не внидет премудрость» (Прем. 1:4).

А преподобный Никита, слова которого сохранило для нас Добротолюбие, перефразируя апостола Павла, утверждает, что никто не может исповедовать Господа, как только Духом Святым, а значит, без стяжания Духа не может быть и богословия.

Это удивительная область человеческого умозрения — богословие, которое основывается не только на логике и знаниях, но которое в первую очередь основывается на внутреннем духовном опыте человека. Если богослов становится исключительно кабинетным ученым, обладающим знаниями, умением аргументировать свою позицию, то такой человек всегда в себе несет некую опасность лжеучения. Только если этот ученый живет интенсивной духовной жизнью, если для него Божественная литургия — это не торжественное протокольное посещение храма по праздникам, если для него молитва — это ежедневная потребность, если для него покаяние и самоанализ — это ежедневная практика, то такой интеллектуал никогда не скажет слов, противных Божией правде, но, напротив, его знания в сочетании с духовным опытом будут нести колоссальный заряд мысли и духовной энергии, как это было у святых отцов.

Нельзя прикасаться к Божественному, не приуготовив себя духовно. А всякое богословие — это прикосновение к Божественному, это попытка проникнуть в Божию тайну. Не дано человеку разумом своим и просвещенностью проникать за завесу этой тайны. Только в глубине сердца, преданного Господу и живущего в смирении и простоте открываются спасительные Божественные истины.

И поэтому когда мы слышим какие-то гордые, может быть, даже и сильные слова о Боге, которые смущают сердце наше, не будем с легкостью предаваться обаянию этих слов, пропустим их через самих себя, через свой собственный духовный опыт, соотнесем это с тем, чему научены святыми апостолами и святыми отцами, и будем внимательны к тому, что говорят люди о Боге.

Сегодня многие говорят о Боге но, к сожалению, эти слова, не столько помогают людям приблизиться к Богу, сколько ставят новые преграды, еще более разделяя мировое христианство. И мы знаем, что, несмотря на огромные усилия, которые многие, в том числе и святые люди отдавали преодолению разделений, существующих в христианском мире, пропасть, особенно по отношению к некоторым конфессиям, трагически увеличивается. И как бы ни пытались те, кто эту пропасть увеличивают, ссылаться на некие современные философские воззрения, на некую современную антропологию, на некие новые стандарты мысли и философскую моду, они не могут этим скрыть свои разрушительные деяния, направленные на то, чтобы еще более отторгнуть людей от Бога, от Его заповедей, от Его мира.

День Торжества Православия, с одной стороны, дает нам возможность вспомнить имена всех тех, кто послужил единству Церкви, проповеди о Христе. Но этот день дает нам также возможность помолиться о Церкви сегодняшнего дня, о Церкви современной, о Церкви, сталкивающейся с огромными вызовами, о служителях ее, к которым предъявляются сегодня особые требования не столько с точки зрения знаний, сколько с точки зрения глубины духовного опыта, потому что только этим опытом, только праведной жизнью можно ответить убедительно и сокрушительно на любые попытки еще более разделить наследие Христово.

Пусть Сам Господь, милостиво призвавший нас во святую Свою Церковь, дарующий нам благодатные силы для духовного роста, просвещающий наш ум светом Божественных Своих заповедей, ведет нас по жизни, ограждая от всяких искушений и помогая возрастать духовно, помня, что делами мы восходим по ступеням к созерцанию, как учит нас святитель Григорий Богослов. Аминь».

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси /

Служба коммуникации ОВЦС