КИЕВ. Митрополит Антоний: Радость нашего спасения куплена дорогой ценой — Крестной смертью Спасителя
Мы не должны забывать, что всякая радость, и в первую очередь радость нашего спасения, куплена дорогой ценой — Крестной смертью Спасителя.
Перед самым началом Великого Поста мы вспоминали изгнание наших прародителей из рая, у врат которого был поставлен «пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3, 24). Нынешнее воскресенье – день радостной вести о том, что уже огненное оружие не охраняет врат эдемских: они открыты Древом Крестным и Христос каждого зовет вернуться в рай.
С Крестом связана вся история нашего спасения: еще в начале истории этого и мира и человека в этом мире, в Эдеме, он был прообразован деревом жизни (Быт. 2, 9). В конце истории мы видим, как такое же дерево произрастает и посреди Небесного Иерусалима (Откр. 22, 2). Это – образы потусторонних реалий, видимых способов соединения человека с Богом. Поэтому Крест – не просто некий символ христиан, но знак нашего спасения, знак исполнения замысла Божия о спасении человеков. О соединении через богочеловека Христа всего творения со своим творцом. То есть Крест – знак высших, вечных реалий, отражение предвечного замысла Божия о мире и человеке.
Потому-то отличительной особенностью чад Божиих, то есть христиан, является частое изображение Креста. В храме, на службе, мы в руках священников всегда видим Крест — даже в дни самых светлых и радостных праздников. Так установлено, чтобы мы не забывали, что всякая радость, и в первую очередь радость нашего спасения, куплена дорогой ценой — Крестной смертью Спасителя.
Крест напоминает нам и о том, что путь спасения каждого из нас – это путь несения своего жизненного Креста (Мф. 16, 24). Этот крест — исполнение наших обязанностей. Обязанностей — как детей и родителей, супругов и работников, начальников и подчиненных, граждан и правителей. Исполнение, в котором ищется благо не свое, а ближних, поскольку христианин, стремящийся подражать Христу, должен по слову апостола не только о себе заботиться, но и о других (Флп. 2, 4).
Такое отношение к ближним всегда было отличительной чертой настоящих христиан, свидетельствующих о своей вере всей своей жизнью, исполняя призыв Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Но начинать нужно, по слову апостола Павла, с тех, кто рядом с нами, поскольку «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5,8). Это трудно, часто труднее, чем помочь чужому человеку. Но таков наш Крест, несением которого приобретаем сокровище на небесах (Мк. 10, 21).
КИЕВ. Совершен постриг во чтецов учащихся выпускного класса Киевской духовной семинарии
МУКАЧЕВЕ. Керуючий єпархією провів духовну зустріч у військовому ліцеї